Подробнее Запомнить город


Рабочее давление

размер текста:

Москва и Киев снова схлестнулись за газ. В начале года «Газпром» полностью прекратил поставки голубого топлива НАК «Нафтогаз України», а чуть позже приостановил его транзит через нашу страну европейским потребителям. За газовую диету Европейский Союз может жестоко отомстить заигравшимся энергетическим дуэлянтам. Ускорение строительства альтернативных газовых магистралей оставит не у дел транзитные мощности Украины. А переориентация на азиатский газ грозит России лишением сверхприбылей и нынешнего влияния на Европу.

С чего начинается газ

Москву и Киев снова рассорил финансовый вопрос. «Переговоры с Киевом ни к какому конкретному результату не привели — «Газпром» не получил никаких денег в счет оплаты за поставки российского газа. Если договоренности не будут достигнуты, то 1 января у компании «Газпром» не будет никаких юридических оснований поставлять газ в Украину», — преподнес новогодний подарок нашей стране 31 декабря руководитель «Газпрома» Алексей Миллер. Уже на следующий день Алексей Борисович выполнил свое обещание: его компания перекрыла нам газовый вентиль (110 млн куб. м/сутки), увеличив при этом объемы транзитных поставок в Европу на 6% — до 326 млн кубов.

Формально Россия действовала полностью в рамках предыдущих договоренностей двух премьеров — Юлии Тимошенко и Владимира Путина. В соответствии с межправительственным меморандумом, подписанным 2 октября прошлого года, с 1 января 2009 г. между НАК «Нафтогаз України» и ОАО «Газпром» должен был быть заключен прямой долгосрочный контракт на поставку газа, который подразумевает постепенное (в течение трех лет) повышение цены на поставляемое нам топливо. Главное условие подписания такого соглашения — полное погашение Украиной долга за потребленный в 2008 г. газ.

По данным «ДС», на 1 января долги «Нафтогазу» перед поставщиком голубого топлива — компанией «РосУкрЭнерго» — в рамках прошлогоднего контракта составили $614 млн. Это пеня и штрафы, начисленные украинской стороне (в рамках договора поставки газа) за несвоевременные расчеты на протяжении осени прошлого года. Чтобы требовать от Москвы выполнения газовых договоренностей, Киеву бы следовало лезть из кожи вон, но рассчитаться с газовым партнером. Однако украинская власть избрала другой путь. «Россияне трактуют эту сумму как долг, а мы считаем, что это предмет судебного разбирательства», — пояснили «ДС» в НАК «Нафтогаз України».

Кому хуже?

Наблюдатели выдвигают множество версий такого поведения. По одной из них вовремя провести полные расчеты с РУЭ «Нафтогазу» помешали козни украинских акционеров этой компании. У них были все основания вставлять палки в колеса. Ведь согласно премьерским договоренностям, если бы все шло гладко, с нового года газ в Украину поставлялся бы без посредников. «В декабре Ощадбанк выдал НАКу кредит в размере около 6,6 млрд грн. При выдаче кредита на руководство банка оказывалось значительное давление со стороны совладельца «РосУкрЭнерго» Дмитрия Фирташа, в результате чего сроки принятия решения были значительно увеличены», — приводит агентство «Интерфакс» цитату из информированного источника в правительстве. По достоверным данным «ДС», украинские представители «РосУкрЭнерго» не были даже приглашены на газовые переговоры Киева и Москвы, что свидетельствовало о серьезности намерения сторон исключить посредников из схемы поставок голубого топлива в нашу страну. Лишившись всякой возможности сохранить свои позиции в ходе переговоров, акционерам РУЭ не оставалось ничего иного, как действовать исподтишка.

Впрочем, далеко не все склонны настолько демонизировать г-на Фирташа, приписывая ему столь мощное влияние на ситуацию. И считают, что своевременное погашение долга все равно не могло спасти предыдущие договоренности о поэтапном повышении цены на газ для Украины. Судя по официальным сообщениям «Газпрома», российский газовый монополист договорился с Туркменистаном и Узбекистаном (газ которых мы формально закупаем у России) о новой цене на голубое топливо буквально за несколько дней до Нового года. Причем, судя по неофициальным заявлениям участников переговоров, с 2009 г. цена на азиатский газ для России выросла почти вдвое, перешагнув отметку в $300. А потому Москва якобы вынуждена была отказаться от идеи постепенного повышения стоимости голубого топлива для Украины. Чтобы не дать Белокаменной возможности добиться своего, в Киеве решили использовать монопольное положение Украины на рынке транзитных услуг в европейском направлении.

Если эта версия соответствует действительности, то нашим чиновникам удалось изрядно попортить кровь московским. Из-за приостановки газовых поставок в Европу недополученная прибыль «Газпрома» с начала года уже составила порядка $1 млрд. Кроме того, компании приходится решать проблему обращения с добытым, но не востребованным газом. Эксперты говорят, что для этого Россия может увеличить нагрузку на газотранспортную магистраль в обход Украины (по газопроводам Ямал–Европа и «Голубой поток»), закачивать газ в собственные ПХГ, либо же снижать объемы добычи. Если верить источникам «ДС» в дочернем предприятии «Газпрома» — ООО «ВНИИГАЗ», в действительности вариантов на данный момент еще меньше. Труба Ямал–Европа сейчас работает практически на пределе своих возможностей (свыше 120 млн куб. м/сутки), а российские ПХГ загружены под завязку (более 65 млрд куб. м газа). В итоге компания Алексея Миллера вынуждена была пойти на крайние меры: примерно на 100 добычных скважинах российскими специалистами проводятся мероприятия по снижению уровня добычи и консервации.

Впрочем, и для Украины газовое противостояние не проходит бесследно. Из-за приостановки транзита газа наша страна недополучила порядка $100 млн. Более того, из-за ограничений поставок газа (при потребности в 310 млн кубов/сутки сейчас подается 230) практически все химические предприятия вынуждены были приостановить производство, что в будущем снизит и без того скудеющие валютные поступления. Ведь химпром — одна из немногих экспортоориентированных отраслей страны.

У Европы сдали нервы

Однако нынешние убытки спорщиков — только начало. Оставшись в разгар зимы без стабильных газовых поставок, европейцы активнее прежнего станут искать новых партнеров и альтернативные пути прокачки энергоносителей. Первые признаки ведущейся в этом направлении работы уже начали появляться. «Наша страна зависит от российского газа на 80%, но поставки «Газпрома» в Грецию прекратились. Газовый конфликт между Москвой и Киевом показывает необходимость диверсифицировать источники поставок топлива. В воскресенье (11 января. — «ДС») в Грецию из Алжира пришло очередное судно со сжиженным газом, которого хватит до начала следующей недели. Сейчас мы ведем переговоры о новых поставках», — сообщил министр развития Греции Костис Хадзидакис. Председательствующая нынче в Евросоюзе Чехия инициировала проведение саммита для продвижения проекта газопровода «Набукко» мощностью 30 млрд кубов. Об активизации строительства этой магистрали неприятно слышать прежде всего России. «Набукко» ориентирован на азиатский газ (туркменский и иранский). Украина же имеет три варианта участия в проекте. Первые два подразумевают транспортировку газа Черным морем (с турецкого порта Трабзон и/или грузинского Супса), третий — за счет эксплуатации сухопутного маршрута Лозинец (Болгария) — Измаил.

В Москве прекрасно осознают эти угрозы, поэтому на минувшей неделе попытались переориентировать европейцев на строительство альтернативных транспортных магистралей, запитанных на российский газ — Южный и Северный потоки. «Строительство «Северного потока» сделает газ для Европы доступнее. Если этот проект не будет реализован, газ в Европе, конечно, будет. Но его будет меньше, и он станет дороже. Нынешние транзитеры начнут создавать постоянные проблемы, чтобы выторговывать для себя газ подешевле. Соответственно, другие потребители будут получать его дороже. Надеюсь, что те европейские государства, которые являются потенциальными получателями газа именно через нашу систему, тоже приложат к этому свои усилия», — агитировал европейцев Владимир Путин. При этом Кремль ведет масштабную рекламную кампанию, призванную представить «Газпром» как «социально ответственного поставщика».

На прошлой неделе компания Алексея Миллера публично предложила «Нафтогазу» транзитировать через Украину порядка 100 млн кубов/сутки по маршрутам ГИС Суджа (Курская обл., РФ) — ГИС Орловка (Одесская обл.), а также ГИС Суджа — ГИС Ужгород для наиболее пострадавших государств. Но Киев не в состоянии выполнить эту задачу как минимум по двум техническим причинам. После полной остановки транзита газа через нашу страну столь незначительный объем прокачки не позволит установить необходимое для транспортировки давление в трубе, поскольку Украине пришлось бы использовать собственный технический газ. К тому же, чтобы обеспечить поставки по указанному маршруту, нашей стране пришлось бы переориентировать направление работы своей ГТС. А это может оставить без газоснабжения Луганскую, Донецкую, Одесскую и частично Днепропетровскую области. Поэтому в Киеве приняли решение попросту не открывать заслонку на российско-украинской границе (иначе нашу страну снова бы обвинили в воровстве газа). При этом Москве был предложен альтернативный вариант транзита вышеупомянутых 100 млн куб. м/сутки (по маршрутам ГИС Валуйки — ГИС Ужгород, а также ГИС Писаревка — ГИС Орловка). Но Белокаменная отказалась от этого предложения, решив продемонстрировать европейцам ненадежность Украины как транзитера. «С нашей стороны сделано все, чтобы подача газа была возобновлена. Но мы разочарованы украинскими партнерами. Мы несколько раз повторили заявку на транзит газа в направлении Балкан, включая Болгарию и Молдову, но получили отказ. Выходит, что это не наши проблемы, а транзитной страны. На мой взгляд, чиновники Еврокомиссии могли бы оказать на нее большее влияние с целью обеспечения интересов членов Евросоюза», — заявил на минувшей неделе на встрече с премьер-министрами Болгарии, Словакии и Молдовы Владимир Путин.

Понимает ли ЕС, что предложенная Россией схема транзита де-факто является лишь имитацией желания возобновить поставки газа в Европу, пока не ясно. Ответ на этот вопрос можно будет получить после того, как Европа решит для себя, строительство каких магистралей следует финансировать в первую очередь: «Набукко» или Северный и Южный потоки. Причем выбор будет сделан в самое ближайшее время. Как заявил президент Европейской комиссии Жозе Мануэль Баррозу, Европе следует немедленно определиться с концепцией энергетической безопасности, которая поставит точку в этом вопросе. 

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Дайджест
26.10.20, Сегодня
В "Укртрансбезопасности" заявляют: число железнодорожных аварий в Украине растет, и почти 90% случаев происходят из-за неудовлетворительного содержания путей.
Якщо податки на газ зростуть, ми отримаємо різке зростання вартості скрапленого газу в середньому на 4-5 гривень за 1 літр. Це матиме негативні соціально-економічні наслідки. Источник: https://biz.censor.net/m3223502
26.10.20, Дело
За прошедшую неделю (19-23 октября) курс продажи наличного доллара в банках практически не изменился, на других же сегментах валютного рынка курс доллара к гривне незначительно снизился на 0,1-0,3%
В Украине никому не интересны реальные экологические инвестиции, а экология стала ширмой для получения рентабельности одними за счет других.
23.10.20
Отечественная внешняя торговля представляет собой историю неуспехов, а порой - и откровенных провалов. Почему наша страна не умеет защищать свои экономические интересы, и есть ли шанс исправить эту ситуацию.
Подземные хранилища газа в Украине забиты под завязку, но само топливо дорожает. В ближайшие месяцы его стоимость может достичь 7-8 тыс. грн за 1 тыс. кубометров.
В отличие от финансового кризиса 2008–2009 годов, когда глубокий спад спроса (и соответственно — цен) наблюдался по всем сырьевым товарам, последствия пандемии COVID-19 для отдельных частей сырьевого рынка оказались различными, отмечает в своем новом докладе Всемирный банк.
21.10.20
21.10.20, Газета.ru
Цифровизация бизнеса приведет к потере 85 млн рабочих мест в 26 странах мира, предупреждают эксперты Всемирного экономического форума в докладе "The Future of Jobs 2020". Это произойдет уже в 2025 году.
Европейские партнеры требуют от Украины более жесткого налогового контроля для украинских бизнесов – и стандарты BEPS должны его обеспечить. Но следствием может стать эмиграция бизнеса
20.10.20
БізнесЦензор зібрав коментарі від трьох українських підприємств – ЗТР, Укрелетроапарат та концерну НІКМАС – щодо проєкту закону про локалізацію. Резюме: Україна запускає те, що у всьому світі діє вже давно.
19.10.20
16.10.20
15.10.20
13.10.20
12.10.20
09.10.20
08.10.20
06.10.20
05.10.20
02.10.20
01.10.20
30.09.20
29.09.20
28.09.20
25.09.20
24.09.20


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!