Вам пакет

Точка зору

Пока президент России Дмитрий Медведев собирает имиджевые дивиденды от потепления политических отношений с Западом, премьер Владимир Путин выступает в роли основного оппонента Евросоюза в разгорающемся экономическом конфликте. Разногласия касаются главной для Москвы сферы – энергетики. С трибун международных встреч и со страниц западной прессы Путин громит проводимую Европейской комиссией энергетическую политику. А именно – так называемый третий энергетический пакет, направленный против монополизации рынка и вступающий в силу в 2012 году.

Литовский Рубикон

Противоречия, вызванные этим планом либерализации европейского энергетического рынка, наиболее остро проявились в Литве. Там правое правительство во главе с премьер-министром Андрюсом Кубилюсом твердо вознамерилось вывести газотранспортную составляющую из деятельности компании Lietuvos dujos («Литовский газ»). (38,9% акций компании принадлежат немецкой E.ON Ruhrgas, 37,1% – «Газпрому», 17,7% – литовскому государству).

«Принимая такое решение, власти, прежде всего, руководствовались тем, что Литва платит за российский газ значительно высшую цену, чем, к примеру, Германия. (На границе с Литвой 1 тыс. куб. м российского газа стоит $320, а на границе с Германией – $220. – Ред.). Предполагаемая реформа, по мнению правительства, позволит в какой-то мере снизить цену. Хотя лично я полагаю, что без, например, альтернативных поставок сжиженного газа добиться этого будет трудно», – заявил «Профилю» эксперт Литовского энергетического института Вацловас Мишкинис. (К энергетическим проблемам Вильнюса добавляется и то, что до сих пор не найден инвестор для строительства новой АЭС, призванной заменить закрытую год назад по требованию Евросоюза Игналинскую атомную станцию).

Владимир Путин назвал планы Литвы «разбоем». «Труба наша, газ наш, а в перекачке нам отказывают! – возмущался российский премьер на бизнес-форуме в Германии. – Инвесторы вложили миллионы, даже миллиарды долларов, а потом задним числом были изменены правила игры… Чем топить будете, дровами, что ли? Так за ними тоже к нам ехать надо, в Сибирь. Понимаете, у вас и дров даже нет». В Литве, в свое время потерявшей значительную часть нации в сибирских лагерях, шутку Путина не оценили. А Еврокомиссия, несмотря на гнев российского премьера, вынесла вердикт: Вильнюс не может воспользоваться предусмотренным в директиве исключением, как того требуют акционеры «Литовского газа». Управление газопроводами от поставок газа в страну необходимо отделить – и точка.

«Еврокомиссия сделала исключение для Эстонии, Латвии и Финляндии, сказав, что они могут не разделять импорт и транспортировку газа. Эти страны, как и Литва, получают газ исключительно из России. Но, насколько мне известно, Хельсинки, Рига и Таллин обратились в Еврокомиссию за разъяснениями раньше, чем это сделал Вильнюс, и именно поэтому в отношении них было вынесено такое решение», – говорит Вацловас Мишкинис. Между тем правительство Эстонии также подготовило план разделения на транспортную и торговую составляющие компании Eesti Gaas, контрольный пакет акций которой принадлежит тем же иностранным собственникам, что и в Литве.

Спрогнозировать дальнейшее развитие газового спора литовские эксперты затрудняются. По мнению господина Мишкиниса, стороны должны были бы за столом переговоров прийти к решению, но пока что их позиции взаимоисключающи. Ведь в свое время «Газпром» и E.ON Ruhrgas грозили литовскому правительству обращением в Международный арбитраж. Более того, отмечает аналитик, совершенно непонятно, кто должен взять на себя расходы, с которыми будет связано разделение компании.

Конъюнктура решает все

Как отметил в беседе с корреспондентом «Профиля» эксперт Немецкого совета по внешней политике Александр Рар, Евросоюз уловил правильный момент. «Сейчас газ просто «затопил» Европу. Несмотря на то, что цены искусственно держатся наверху, всем понятно, что в ближайшие год-два газа будет хватать. Формирование новой энергетической политики Еврокомиссии совпало с началом американской революции со сланцевым газом. Европа почувствовала, что она не будет слишком зависеть от поставок газа из России – и стала бороться с оппонентами реформы энергетического рынка, в том числе внутренними. Ведь в Германии, Италии, Франции пакет не приветствовали: тамошним энергетическим фирмам-монополистам теперь предстоит расчленять свой бизнес. Кроме того, цель Евросоюза – уменьшить зависимость от газа как такового и повысить роль альтернативных, возобновляемых источников энергии».

Вместе с тем Александр Рар подозревает, что через два-три года ситуация на рынке изменится и козыри снова будут в руках России: «Европа идет на очень серьезную конфронтацию. «Газпром» не согласится с той ролью, которую ему сегодня хотят отвести: продавать газ на украинской границе и вообще не лезть в Европу. Ведь последние 10 лет «Газпром» ведет стратегию на то, чтобы продавать газ европейским потребителям напрямую, он уже вложился в соответствующие активы. Не исключено, что одним из результатов нынешнего европейско-российского противостояния будет создание некого газового картеля во главе с Россией».

Напомним, еще в 2006 году в The Financial Times появилась статья о том, что по данным «конфиденциального отчета экспертов стран НАТО», Россия может создать газовый картель с участием таких стран, как Алжир, Катар, Ливия и Иран. Тогда, четыре года назад, в российских политических кругах дискутировался проект реинтеграции постсоветского пространства на основе энергетических сетей. «Международному альянсу национальных неправительственных газовых организаций стран, производящих и транспортирующих газ» предполагали дать аппетитное название МАННГО. Альянс должен был опираться на базу ЕврАзЭС (куда входят Россия, Беларусь, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан и Кыргызстан) с присоединением структур из Туркменистана, Украины и Молдовы. В дальнейшем – разрешись вдруг кризис вокруг иранской ядерной программы – к МАННГО предполагалось присоединить Тегеран, что обеспечило бы картелю контроль над половиной мировых запасов газа. В 2008-м Россия, Иран и Катар договорились сотрудничать при заключении экспортных контрактов на газ, что также вызвало разговоры о «газовой ОПЕК». Однако пока что никаких картелей во главе с Россией не существует. Не в последнюю очередь потому, что еще никому не удалось отменить конкуренцию между странами – ведущими поставщиками газа.

Украина за скобками

Еще одна не очень приятная для «Газпрома» новость пришла из Польши. Лишь месяц назад Москва и Варшава подписали дополнительные протоколы к межправительственному соглашению по газу – о гарантиях дополнительных объемов прокачки в 2010–2020 годах со стороны России и о гарантии транзита со стороны Польши. Документы были расценены как знак завершения давнего российско-польского газового конфликта. Но теперь оператор польского участка газопровода Ямал – Европа, следуя духу и букве все того же третьего энергопакета, объявило, что готово предоставлять свободные мощности трубы… третьим лицам.

Россия не сдается и дальше отстаивает свои позиции на европейском газовом рынке, в частности, договариваясь о строительстве «Южного потока». Напомним, что Украина категорически возражает против этого проекта, впрочем, не имея возможности заставить Россию от него отказаться. «Украине не надо портить себе нервы. У «Южного потока» все еще большие и технические, и финансовые проблемы, – считает Александр Рар. – Надо посмотреть, что будет через два года. В ближайшее время большая часть экспортируемого российского газа по-прежнему будет проходить через территорию Украины». По мнению немецкого эксперта, если бы не украинско-российские газовые войны прошлых лет, Евросоюз вообще бы не создавал пакет по либерализации энергорынка. Однако теперь пакет существует, а Россия и Украина проиграли. При этом если в Москве газ приходится покупать, то на Киев европейцы особого внимания не обращают и вкладываться в украинскую газотранспортную систему не спешат. «Евросоюз создает проект «Набукко», Россия – «Южный поток». А Украина бежит за поездом. Киеву надо добиться доверия и наладить бесперебойный транзит российского и среднеазиатского газа через свою территорию. Полный отказ от украинских труб, я думаю, невозможен», – говорит Александр Рар.

К слову, энергетические проблемы нашей страны во многом пересекаются с реалиями тех стран, которые сегодня стремятся слезть с российской газовой игры. «В Литве 80% центрального отопления обеспечивает газ, – рассказал «Профилю» главный редактор журнала Valstybe Эдуардас Эйгирдас. – В течение последних 10 лет было очень мало сделано для энергетической независимости страны. Наверстать упущенное будет довольно-таки тяжело. Кроме того, очень многие заинтересованы в сохранении статус-кво. Ведь поставки российского газа, в отличие от того же проекта АЭС, приносят им прибыль здесь и сейчас». Согласитесь, комментарий литовского эксперта для украинской аудитории не нуждается в дополнительной расшифровке.

Варвара Жлуктенко

Новини

18 Квітня 2024

Україна експортувала українським морським коридором 40 млн т вантажів

Сьогодні можуть обмежити електропостачання для промисловості в усіх областях

17 Квітня 2024

Rio Tinto за підсумками першого кварталу скоротила відвантаження залізної руди

Промвиробництво в ЄС скоротилося на 5,4%

Україна у лютому посіла друге місце за обсягами експорту катанки до США

Газопроводи між Німеччиною та Францією транспортуватимуть водень

Ferrexpo планує збудувати нову сонячну електростанцію

В Україні зросла частка імпортних будівельних матеріалів – дослідження

Споживання цементу в Україні минулого року збільшилося на 17% – Укрцемент

Виробництво сталі у Бразилії за підсумками березня зросло

Україна припинила експорт марганцевих руд

Запоріжсталь за 2 роки спрямувала на підтримку виробництва 1,2 млрд грн 

МВФ прогнозує Україні курс 54 грн/дол

З початку квітня Україна експортувала 3,5 млн тонн морськими шляхами

Росія продовжує нарощувати морський експорт нафти

Україна скоротила експорт титановмісних руд на 44%

ВСІ НОВИНИ ⇢