Подробнее Запомнить город


Вашингтон хочет поссорить Лукашенко с Медведевым

размер текста:

США намерены надавить на Беларусь, опасаясь неконтролируемого оружейного экспорта «государствам-изгоям». Однако этот шаг может иметь и другие цели. Например, усилить напряжение в отношениях между Минском и Москвой. Предполагается, что в случае утверждения законопроекта Госдеп США будет ежегодно представлять Конгрессу отчеты об «объемах и механизмах экспорта вооружений и сопутствующих услуг правительством Беларуси и белорусскими предприятиями, включая доходы от таких сделок». Конгрессмены указывают на военно-технические контакты Минска со «странами, поддерживающими терроризм или отказывающимися от сотрудничества с США в контртеррористических операциях». В законопроекте говорится, что, по данным Исследовательской службы Конгресса, оружейный экспорт Беларуси в период с 1999 по 2006 год достиг $1 млрд., что ставит Минск на 11-е место в списке ведущих экспортеров оружия. В числе покупателей белорусского оружия преобладают страны, «поддерживающие терроризм». В частности, в законопроекте говорится, что Беларусь является крупным поставщиком ракет, минометов, противотанковых средств и мин палестинским экстремистским группировкам, а также Сирии и Ирану. Кроме того, Тегерану были проданы боевые самолеты и двигатели к ним, а Судан и КНДР приобрели у Минска российскую бронетехнику. В числе покупателей также упоминается Венесуэла, которая «отказывается от сотрудничества с США в контртеррористических операциях»

Особый интерес Конгресс проявляет к «потенциальной роли правительства и предприятий России в этом экспорте». В законопроекте содержится предположение, что Москва использует Беларусь каждый раз, когда не хочет афишировать свои сделки. В частности это касается поставок зенитных комплексов С-300: предполагается, что ракеты, которые Москва со значительной скидкой продала Минску, на самом деле предназначены для Сирии и Ирана.

ДАВНЯЯ ИСТОРИЯ

США давно имеют зуб на Александра Лукашенко в связи с его «нечистоплотными оружейными связями». Так, еще в апреле 2003 года (сразу после начала войны в Ираке) помощник заместителя госсекретаря США по делам Европы и Евразии, бывший посол США в Украине Стивен Пайфер заявил, что Вашингтон встревожен контактами Беларуси с «нежелательными» режимами. «Мы недовольны тем, что правительство Беларуси поддерживало отношения с режимом Саддама Хусейна», — заявил тогда Пайфер. Он также предположил, что Беларусь могла продавать вооружения в страны, против которых действуют международные санкции, в частности в Иран. Кроме того, США, по словам Пайфера, обеспокоены вероятными продажами белорусского оружия в горячие точки Африки.

В итоге США наложили санкции на белорусское предприятие «Белвнешпромсервис». Однако это не повлияло на Лукашенко, который в мае 2005 года заявил, что готов сотрудничать с Ираном «во всех направлениях». Тем временем белорусский парламент ратифицировал соглашение о сотрудничестве с Исламской Республикой в военной сфере.

Естественно, когда США говорили об оружейных поставках из Беларуси, всегда имелась в виду и Россия: способность белорусской оборонки самостоятельно выполнять заказы всех «стран-изгоев», особенно в таких сферах, как техника ПВО и авиация, экспертное сообщество расценивает скептически.

Правда, тогда все обвинения остались недоказанными, и тема белорусских «спонсоров терроризма» перешла в разряд штатных теоретических дискуссий на различных международных конференциях.

НЕ В ОРУЖИИ ДЕЛО?

Нынешняя актуализация белорусской темы на первый взгляд логично ложится в канву американской политики в отношении Ирана. Усиление контроля над его контактами с возможными поставщиками оружия напрашивается само собой.

Кроме того, ввиду «перезагрузки» отношений США было бы очень выгодно косвенно обвинить Россию в двойной игре. Если американцам удастся доказать поставки в Иран российского оружия, то главный ущерб будет нанесен не военно-экономическим и не военно-политическим интересам РФ, а эмоционально-психологическим амбициям «Новой Великой России» — если ты говоришь о своем величии, то или откровенно поддерживай Иран и бери ответственность за это, или проводи открытую политику в плане давления на Иран. Короче говоря, российскому руководству прозрачно намекают, что пора уходить от этого ребячества, смеси советской политики и желания урвать пару баксов.

Однако такая подоплека «Акта об учете поставок оружия Беларусью» лежит на поверхности. Более интересной выглядит версия, что попутно с понятным стремлением надавить на Беларусь и РФ в иранском вопросе США были бы не прочь усилить напряжение в отношениях между Минском и Москвой. Речь идет о том, чтобы на фоне нефтяных, электроэнергетических, газовых и абхазско-осетинских споров между Лукашенко и Медведевым — Путиным вбросить еще одно зерно взаимного недовольства.

Здесь может быть ставка на то, что раздраженные друг другом союзники рассорятся из-за американских обвинений. Реальная прибыль России от предположительной нелегальной торговли оружием через Беларусь на фоне остальных статей российского экспорта несущественна. Единственный дивиденд, который получала Россия за поддержку Лукашенко, — демонстрация безоговорочной лояльности и «расширения зон влияния России». После отказа Беларуси признавать независимость Южной Осетии и Абхазии этот дивиденд оказался под большим сомнением.

Александру Лукашенко причисление к «спонсорам терроризма» сейчас еще менее удобно. В условиях, когда Россия откровенно говорит о переходе на рыночные отношения в нефтегазовой сфере, исчезает главный мотив лояльности Минска к Москве — экономические преференции. И, естественно, это заставит Лукашенко искать новые формы работы с Западом. А неразборчивость в оружейных связях в глазах ЕС может оказаться куда большим злом, чем склонность к диктатуре. Кстати, экономическая составляющая оружейного экспорта и здесь не может идти в сравнение с другими областями внешнеэкономической деятельности. В законопроекте Конгресса идет речь об $1 млрд. доходов с оружейного экспорта за восемь лет (еще несколько сот миллионов можно накинуть за секретные сделки). Возможно, очередной миллиард за неопределенный срок принесут задекларированные оружейные контракты с Каракасом. Но сейчас в нефтяном споре с Россией говорится о белорусских потерях в $1–2 млрд. за год.

Некоторые обстоятельства развития внутренней и внешней политики Беларуси также указывают на существование почвы для дальнейшего раскола с РФ. В конце прошлого года Минск объявил о намерении разработать новую «Систему национальной безопасности». Изюминкой этого документа может стать положение об обеспечении энергетической безопасности с намеком на трения с Россией. Кроме того, Александр Лукашенко активно развивает двусторонние отношения с туркменским коллегой, опять-таки для обеспечения прямых поставок энергоносителей. Следует вспомнить и об углублении контактов Беларуси с МВФ. Кстати, последний пытается играть роль посредника в нефтяном споре между РФ и РБ.

Все это говорит о том, что напоминание Конгресса США о нелегальном оружейном бизнесе Беларуси может иметь многоплановое приложение к текущей ситуации. Конечно, полагать, что сам по себе этот шаг может рассорить Москву и Минск, оснований нет. Но в совокупности с другими факторами это может сыграть определенную роль. Во всяком случае, возможность такой многоходовки со стороны Конгресса США исключать не стоит.

Михаил Самусь

... ...
 


Комментарии
комментариев: 1

...
Новости партнеров


Дайджест
Дефицит государственного бюджета Украины к концу 2020 года может достичь 200 миллиардов гривен. Денег на закрытие такой дыры у правительства нет, поэтому финансирование многих бюджетных расходов приостановлено.
Как же помогают предпринимателям в Украине сейчас, на какие финансовые уступки собирается пойти правительство, а также как компенсируют убытки бизнесу из-за карантина в других странах?
26.11.20
Планам властей ввести строгий карантин на период новогодних и рождественских праздников малый и средний украинский бизнес готовится противопоставить смекалку и находчивость.
25.11.20
В хаосе и долгах на энергорынке виновата халатность конкретных людей. А именно – членов НКРЭКУ, они вместо того, чтобы отрегулировать рынок, позволили спекулянтам зарабатывать на нем миллиарды гривен. А сейчас – пытаются исправить ситуацию очередным повышением тарифа на передачу электричества.
Государственная собственность в Украине не приватизируется в периоды экономического роста, зато распродается по бросовым ценам в кризис, чему является подтверждением 2020 год. В чем заключается системная проблема приватизации по-украински.
Президент Украины Владимир Зеленский наконец-то пообещал поддержку пострадавшему от карантинных ограничений бизнесу и наемным работникам не в абстрактных планах, а в конкретных суммах. Цена вопроса – десятки миллиардов гривень. Осталось дело за малым – заглянуть поглубже в бюджетную дыру и понять, где найти деньги…
Из-за невозможности привлечь кредитные средства правительство вынуждено остановить финансирование незащищенных расходов за более чем месяц до конца года. Удастся ли Украине справиться с бюджетным кризисом?
23.11.20
23.11.20, Капитал
Украина не осталась в стороне от мировых кризисных процессов. Усилиями органов власти и Национального банка удалось сохранить макроэкономическую стабильность и предотвратить угрозу экономического коллапса. Однако, текущая ситуация вызывает беспокойство.
20 ноября ежесуточный прирост больных коронавирусом составил 14,5 тыс. новых случаев. В этот же день стало известно о том, что Кабмин рассматривает возможность введения полного локдауна. В лучшем случае он продлится до середины декабря, в худшем – почти до нового года.
Верховная Рада под шумок приняла закон, которым позволила полугосударственной компании "Укрнафта" вернуть долг государственному бюджету за средства самого госбюджета. При этом на борьбу с коронавирусом увеличивать расходы госказны пока не планируют.
19.11.20
17.11.20
16.11.20
12.11.20
11.11.20
09.11.20
05.11.20
04.11.20
03.11.20
02.11.20
30.10.20
29.10.20
28.10.20
27.10.20
26.10.20


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!