Подробнее Запомнить город


Экономический рост чреват катастрофой

размер текста:

Согласно выводам отчета, даже при самом оптимистическом сценарии развития низкоуглеродной энергетики невозможно увязать экономический рост и борьбу с потеплением климата, чтобы повышение температуры на планете составляло не более 2°C относительно доиндустриальной эпохи. Такое ограничение определено в том числе в документах Еврокомиссии, и этот показатель считается тем максимумом, к которому человечество может адаптироваться без серьезных сложностей. Но для его достижения потребуется «беспрецедентное или даже невозможное» сокращение атмосферных выбросов, заключают авторы исследования.

Ученые заявляют, что превышение этого предела может привести к опасным последствиям глобального потепления. «Мы срочно должны изменить нашу экономику и жить «по средствам» в том, что касается окружающей среды,— заявил директор по стратегии Nef Эндрю Симмс (Andrew Simms). — Ведь не существует глобального экологического центробанка, который выручит нас, если мы станем экологическими банкротами».

В отчете, озаглавленном Growth Isn't Possible («Экономический рост невозможен»), авторы рассмотрели основные сценарии изменения климата и энергопользования в глобальной экономике.

Даже при темпе глобального экономического роста в 1,5% в год интенсивность выбросов на единицу выпуска к 2050 году необходимо снизить на 71% по сравнению с 2006 годом, что эквивалентно ежегодному снижению на 1,3%, говорится в отчете Nef.

Сможем ли мы добиться сокращения этого показателя в среднем на 2,7% в год, чтобы при темпе роста глобального ВВП в 3% выполнить ограничение по концентрации CO2 — не более 500 ppm (миллионных долей по объему; 0,05%)? Исторические данные не очень благоприятные, говорится в отчете Nef: в период с 1995 по 2002 год снижение составляло лишь 1,2%.

Сейчас концентрация углекислого газа намного превышает естественный уровень (0,018–0,03), говорится в отчете.

Показатели интенсивности выбросов (объем выбросов на единицу выпускаемой продукции), стабильно улучшавшиеся в конце прошлого века, за последнее десятилетие остановились на одном уровне, а в отдельные годы даже ухудшались, подытоживает выводы исследования The Guardian. Таким образом, в перспективе необходимы еще большие сокращения.

Экономическая доктрина роста вступает в полное противоречие с законами физики и термодинамики. Большей энергоэффективности от системы добиться невозможно. Другая проблема — парадоксальный эффект, отмеченный в 1865 году Уильямом Стенли Джевонсом (William Stanley Jevons). Как писал Джевонс, неверно считать, что экономичное расходование топлива означает сокращение потребления. На самом деле, все наоборот. Рост эффективности приводит к снижению издержек и увеличению объемов использования ресурса, напоминает The Guardian.

Что касается выхода из создавшейся ситуации, в исследовании Nef сделан вывод, что нет пока таких технологических достижений и верных способов, которые позволят продолжать работать по-прежнему.

«Такие чудо-варианты, как улавливание атмосферных выбросов, специальные хранилища, атомная энергетика или даже инженерная геология, — это лишь потенциально опасные отвлечения от поиска решения», — цитирует BBC слова Виктории Джонсон (Victoria Johnson), ведущего исследователя Nef по программе изменения климата и энергетики.

Разрабатываемые сегодня методы получают значительную долю финансирования и внимание чиновников, но не достигают поставленных целей, добавляет доктор Джонсон. И здесь необходимы изменения.

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Дайджест
26.07.21
Украина - одна из беднейших стран в Европе. Наши зарплаты сегодня не сопоставимы с европейскими. Поэтому многие украинцы едут за границу на заработки. Зато мы успешно догоняем Евросоюз по уровню цен на продукты питания. Да что там догоняем: по многим наименованиям цены в наших супермаркетах давно обогнали европейские.
23.07.21
Украине обещают $245 млн и еще помочь привлечь $1 млрд частных инвестиций — это капля в море на фоне проблем с возможным прекращением транзита российского газа.
23.07.21
Министр развития громад и территорий Алексей Чернышов заявил, что Кабмин намерен в ближайшие три года построить инфраструктуру для 25 индустриальных парков. Звучит все это, безусловно, смело и амбициозно. Вопрос в том, насколько можно верить правительству?
22.07.21
22.07.21
Украина обозначила свою позицию по Северному потоку-2, но это вряд ли поможет изменить позиции США и Германии. Поэтому нашей власти следует серьезно задуматься над разработкой альтернативных планов на случай, если загруженность нашей ГТС упадет.
22.07.21
Второе чтение одиозного законопроекта №5600 перенесли на следующую сессию, которая начнется 7 сентября. В нынешней редакции з/п создает непомерную фискальную нагрузку на бизнес и потому не может быть принят. Вопрос в том, смогут ли власть и бизнес найти компромиссное решение за столь короткое время?
21.07.21
21.07.21
Метинвест и ФК "Шахтер" объединились против COVID-19. Первый тайм символического матча сборной прошел на домашнем поле Метинвеста. Играли не на счет, а ради здоровья своих команд.
20.07.21
Уряд планує завершити еру двигунів внутрішнього згоряння вже з 2027 року. Як турбота про екологію вплине на автолюбителів та що буде з бензиновими та дизельними автомобілями?
16.07.21
16.07.21
Сегодня экспортный портфель Украины на 2/3 состоит из сырья. При этом более 50% украинского импорта составляет готовая продукция. Такая диспропорция снижает темпы роста экономики. Они могли быть значительно выше, если бы правительство стимулировало развитие перерабатывающей промышленности.
16.07.21
Декарбонизация в Украине может быть эффективной, если у нас будут современные технологические решения и инвестиции для их внедрения и развития. Заниматься снижением выбросов на уровне установки фильтров сегодня неэффективно, так нам не угнаться за прогрессом и не достичь взятых на себя климатических обязательств.
15.07.21
В Україні є чимало потужностей міжнародних виробників, які працюють на світовий автопром. В іномарках відомих автобрендів, на яких сьогодні пересуваються українці, чимало запчастин і комплектуючих, зроблених саме на українських заводах.
13.07.21
09.07.21
08.07.21
07.07.21
06.07.21
05.07.21
02.07.21
01.07.21
29.06.21
25.06.21
24.06.21
18.06.21
17.06.21
16.06.21
15.06.21
14.06.21


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!