Подробнее Запомнить город


Энергетику перестраивают в тормоз

Украинский энергокомплекс вступил в 2010 г. в условиях начала тенденции долгосрочного роста энергопотребления, а также в условиях срыва реализации первого этапа Энергетической стратегии Украины на период до 2030 г. и полностью замороженных реформ в отрасли, без которых будущее инвестиционное развитие сектора не представляется возможным.

В Украине, начиная с октября прошлого года, был впервые с начала экономического кризиса зафиксирован рост производства и потребления электроэнергии в сравнении с аналогичным периодом 2008 г. В ноябре и декабре восходящий тренд приобрел еще более устойчивую и прогрессирующую динамику.

В результате общий спад энергопотребления в стране по результатам 2009 г. оказался гораздо менее значительным, чем ожидалось,— в сравнении с 2008 г. использование электричества в Украине сократилось на 16,1 млрд. киловатт-часов, или на 8,7%,— до 169 млрд. киловатт-часов. Небезынтересно сопоставить эту цифру с общим количеством произведенного электричества в 2005 г.,— 176,9 млрд. киловатт-часов, когда правительство разрабатывало Энергетическую стратегию Украины на период до 2030 г. С учетом позитивной динамики роста энергопотребления IV квартала 2009 г. можно заключить, что как минимум на уровень производства электроэнергии 2005-06 годов украинские энергетики уже вышли.

Таким образом, отечественный энергокомплекс по своим производственным показателям вернулся в точку отсчета четырехлетней давности, когда Кабмин утвердил Энергетическую стратегию как основополагающий документ отраслевого развития. Следует уточнить: отрасль вернулась в начало 2006 г. по своим производственным показателям, но отнюдь не техническим по причине полного провала энергетической политики всех, без исключения, правительств, начиная с 2005 г. Остается лишь напомнить, что на момент 2005 г. 91,1% отечественных энергоблоков ТЭС отработали свой расчетный ресурс, а 63,8% энергоблоков требовали модернизации и замены. Будет уместно вспомнить вкратце, какие задачи ставила Энергетическая стратегия перед отраслью на первом этапе своей реализации в 2006-10 годах.

Вот лишь только некоторые выдержки из документа: осуществить реконструкцию 3,7 тыс. МВт энергоблоков ТЭС и вывести из эксплуатации 4,1 тыс. МВт, ввести в действие не менее 30 тыс. километров линий электропередач напряжением 0,4-150 кВт, увеличить мощность Бурштынского энергоострова и достроить Добротвирскую ТЭС-2, завершить разработку ТЭО на сооружение новых атомных энергоблоков мощностью 6 тыс. МВт и т.д.

Наверное, у читателя не вызовет удивления информация о том, что выполнение задач первого этапа Энергетической стратегии на 2006-10 гг. оказалось либо полностью, либо преимущественно сорванным.

По мнению президента Энергетической ассоциации Украины Василия Котко, именно начало процесса пересмотра Энергетической стратегии Украины должно стать первоочередной ключевой задачей в энергополитике для любого президента или премьера страны. Во-первых, документ вышел сырым, малореалистичным и недоработанным еще в 2006 г. Во-вторых, срыв реализации первого этапа стратегии, а также экономический кризис требуют внесения корректив.

«Помимо этого, является давно перезревшим разрешение таких проблем, как ликвидация перекрестного субсидирования в отрасли и переход к экономически обоснованной системе тарифообразования, завершение приватизационного процесса, а также активизация работы по продвижению реформы рынка электроэнергии»,— сказал господин Котко. Обо всех перечисленных экспертом направлениях руководители правительства и отрасли неоднократно, но бессистемно говорили на протяжении 2008-2009 гг. На уровне самого Кабмина при этом предпринимались неоднократные попытки приватизации тепловых генкомпаний и оставшихся государственных облэнерго. Не понятно, правда, чего в этих попытках было больше,— судорожных попыток использовать распродажу энергетики для латания бюджетных дыр, содействия лоббистским устремлениям будущих потенциальных частных собственников либо просто хаоса и бессистемности в работе Кабмина.

А в целом системные реформы в энергетической отрасли страны на фоне продолжающегося срабатывания ее технического ресурса и нулевой инвестиционной привлекательности уже системно тормозятся, начиная со второй половины 90-х. Возможно, не станет исключением и 2010 г.

Олег Кильницкий

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Дайджест
Кабмин и Нафтогаз разработали механизм определения цены на газ.
Угольные компании добиваются от ОАО РЖД скидок на перевозки
Стоимость газа для бытовых потребителей теперь точно упадет, но, скорее всего, не надолго.
25.04.19, ubr.ua
Заправщикам придется везде установить уровнемеры и расходомеры.
24.04.19
Еще перед вторым туром президентских выборов в политических кругах участились разговоры о том, что следующий глава государства, кто бы им ни стал, распустит парламент и отправит депутатов на досрочные выборы. После победы Владимира Зеленского поводов для таких слухов стало еще больше.
Николай Капитоненко о проблемах внешней политики Порошенко.
Отчетность Нафтогаза в 2018 г. по сравнению с 2017-м стала выглядеть лучше, но денег от компании бюджет может получить меньше.
24.04.19, ubr.ua
Чтобы собрать первый миллиард вовсе необязательно быть технологическим гением.
Наша страна сейчас оказалась в сложной ситуации: Дмитрий Медведев анонсировал «нефтяное» эмбарго с 1 июня - а тут еще и Беларусь может выпасть из числа поставщиков нефтепродуктов. Или не может?
23.04.19
22.04.19
20.04.19
19.04.19
18.04.19


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!