Некоторые сценарии посткризисного развития

Точка зору

Много говорят о рецептах и программах выхода из кризиса, но при этом ничего существенно не предпринимая. Даже в тех тезисах, которые время от времени провозглашают политики, четко прослеживаются стандартные фразы, заученные по установке международных финансовых и экономических организаций. Мало кто задумывается, что кризис в мире и произошел именно от тех рецептов, по которым развивалась экономика стран, и которые были навязаны, в том числе и Украине.

Зададим вопрос, что это за кризис. Это явно не кризис перепроизводства, ибо в мире и даже в развитых странах есть потребность во многих необходимых для прогресса жизни вещах, и есть возможность такие товары производить. Данный кризис проявил себя, как финансовый кризис, а именно в государстве, валюта которого была (и пока еще остается) мировой резервной валютой, обанкротилась фактически финансовая сфера экономики США.

Многие экономисты видят глобальной причиной финансового кризиса элементарную жадность топ-менеджмента финансовых организаций. Действительно, в погоне за сверхприбылью, а значит и за бонусами, финансисты изобретали все новые и новые финансовые инструменты, не задумываясь над их надежностью и экономическим смыслом.

Несколько лет назад, изучая оценочную деятельность, автор спорил с оценщиками по поводу правильности оценки бизнеса, считая концептуально неправильно оценивать бизнес по величине денежных потоков им генерируемых.

Когда у оппонентов не оставалось внятных аргументов, ответ был убийственно не научным – так принято во всем мире. Трудно понять банкиров, которые выдавали конкретные кредиты, имея гарантией их возврата, надежду на то, что завтра денежные потоки не только не уменьшаться, а возрастут. После этого, имея в активе выданный кредит, финансовые учреждения начинали увеличивать свои пассивы, то есть одалживать деньги фактически под залог очень сомнительно оцененных активов. В результате выстраивалась финансовая пирамида, где прочность каждого кирпичика имела вероятностную природу. Для того, что бы отсрочить ее падение изобретались все новые и новые финансовые инструменты, но к счастью законы физики действуют даже в экономике, а поэтому, когда накопление ошибки в расчетах стало критическим, пирамида рухнула. Почему к счастью, да потому, что рухнувшая пирамида ярко продемонстрировала сущность движения капитала в глобальном мире.

Капитал, последние 15-20 лет был почти полностью оторван от процесса производства материальных благ и фактически из экономической формулы получения прибыли деньги-товар-деньги исчез товар, и формула превратилась в деньги – финансовый инструмент – деньги. Уровень жизни и доход стал формироваться не за счет полезности производимых благ, а за счет близости к виртуальным денежным потокам и доступности финансовых инструментов. Деньги фактически начали терять свои функции, как эквивалента труда и средства накопления, следствием этого процесса и было стремительное подорожание всего и вся в Украине и мире за последние десять лет.

Если посмотреть на деятельность различных (а особенно фондовых и финансовых) бирж, то легко заметить, что эти коммерческие структуры ничего кроме пустых денег не производят, а значит, вся их прибыль идет на стимулирование инфляции.

Можно много говорить о причинах кризиса, таких как жадность, неправильные методики оценок риска, но нужно отметить, что все эти человеческие недостатки стали проявляться в основном благодаря либеральной модели экономики, которая была построена в США и которую они же навязали другим странам, в том числе и Украине.

Основным принципом такой модели экономики, является то, что ценообразование свободное, а цена определяется соотношением спроса и предложения. Адепты либеральной экономики, такой механизм ценообразования называют саморегуляцией рынка. А теперь на банальном примере увидим, как механизм действует.

Допустим, что на определенный товар вырос спрос, по законам либеральной экономики цена на этот товар стремительно начинает расти, что с одной стороны дает сверхприбыли производителю товара, а с другой уменьшает спрос. Это значит, что кто-то получает фактически незаработанные деньги, при этом спрос на товар остался неудовлетворенным, так как многие участники рынка просто не смогли его купить по причине увеличения цены. Те субъекты, которые не смогли купить товар по причине нехватки средств, для увеличения своего дохода вынуждены поднимать цену на свой товар или брать кредит в банке, что порождает цепочку инфляции и кредитную зависимость. Либеральная модель работает до тех пор, пока участники рынка могут увеличивать свои покупательные способности либо за счёт поднятия цены на свой товар либо взятием очередного кредита, если такая возможность отсутствует, то либеральная экономика погружается в кризис. С этого можно сделать вывод, что либеральная экономика продуцирует инфляцию, бедность, периодические кризисы и зависимость от глобального финансового института.

Успешность экономики США в последние полстолетия в основном определялись выгодами полученными страной от результатов второй мировой войны и статусе доллара, как мировой валюты. Действительно после 1945 года, сложилась ситуация, когда все развитые страны были разрушены войной и только США не только не пострадали от войны, но и серьезно на ней заработали. Только в США на то время можно было купить практически любой нужный товар, а потому роль доллара, как резервной валюты для остальных стран была естественной. США полной мерой пользовались таким статусом, печатая деньги и раздавая их в виде кредитов по всему миру. Однако в большинстве случаев, условиями получения кредита от США, было требование покупки нужного для кредитополучателя товара именно в США. Получается, что с посредством такой финансовой схемы, создавались зависимые от США страны, так как они с одной стороны стимулировали экономику этой страны, при этом должны были вернуть ей деньги с процентами. Но по мере развития стран ЕС, Японии, Китая, азийских экономических тигров потребность в товарах из США начала убывать, что и выразилось в гигантском дефиците внешнеторгового сальдо США и гигантских долгах практически всех институтов этой страны.

Так, общий долг США по состоянию на март 2008г., составлял около 100 триллионов долларов. Из них долг государственного сектора 61 трлн., корпоративного и частного секторов 38,2 трлн., государственный долг правительства США около 10 трлн., при этом внешний долг страны 3 трлн.долларов. Прогнозируемый дефицит бюджета США на 2009 год 1,8 трлн.долларов и покрывается он исключительно за счет эмиссии, то есть около 20% от ВВП составляет дефицит бюджета, интересно, что от остальных государств США и контролируемые им международные финансовые институты требуют, что бы этот показатель был не более 3%. До финансового кризиса США производили около 20-22% мирового ВВП (это с учетом виртуальной экономики, которая не производит никаких товаров), а потребляли около 40% мирового ВВП. Именно потребление, которое превысило производство в два раза и привело США к фактическому банкротству.

В прессе и заявлениях экспертов появились высказывания, что США начали понемногу выбираться с кризиса. Но нужно задать вопрос, а каким образом США стабилизировали ситуацию у себя в экономике. Стабилизация произошла путем покрытия текущих обязательств по кредитам, как государства, так и корпоративного и частного секторов экономики, за счет получения других, более дешевых кредитов от ФРС США. Путем эмиссии доллара в размере около 2 триллионов, правительство США рекапитализировало некоторые банки и ипотечные фонды, а так же стимулировало покупку новых автомобилей. Эти меры действительно привели к замедлению падения экономики, но не только не устранили причин кризиса, но и усугубили их. Основная причина кризиса – это не конкурентноспособность многих товаров производимых в США не только на мировом рынке, но и в самих США. Именно это явилось основной причиной катастрофического внешнеторгового баланса, который покрывался за счет кредитной пирамиды. Люди и предприятия, которые набрались кредитов, не могут взять новые, пока не погасят старые. С другой стороны, необходимость платить кредит, ограничивает текущие потребительские возможности, что сокращает внутренний рынок и соответственно ведёт к сокращению производства. Сокращение производства приводит к уменьшению количества рабочих мест, уменьшению капитализации бизнеса, а значит, приводит к невозможности заемщиков обслуживать полученные ранее кредиты.

Кризис можно описать следующей формулой, нет производства – нет кредитов, нет кредитов – нет производства, круг замкнулся. С вышесказанного, логично сделать вывод, что те меры по стимулированию экономики США и некоторых других развитых стран, не решили проблему разрыва этого круга и говорить о том, что продуцирование новых долгов каким либо образом оздоровит ситуацию нельзя. Единственный выход в такой ситуации – это стремительное обесценивание доллара США, что приведет к обесцениванию полученных ранее кредитов, а значит, позволит вновь запустить механизм кредитования и производства. Такой путь проходили те же США во времена великой депрессии в начале прошлого века и большинство стран СНГ в начале 90-х. Но, в связи с тем, что доллар США на сегодня выполняет функцию мировой резервной валюты, подобный сценарий выхода США из кризиса неприемлем для остального мира, что и породило поиски альтернативы доллару США в мировых расчетах.

Вообще с точки зрения экономики, несколько странно слышать о необходимости резервных мировых денег, особенно создание резерва в таких деньгах на государственном уровне. Ведь сегодня деньги – это всего лишь обязательства структуры их эмитирующей по соблюдению тех или иных правил, а резервы в одно мгновение могут исчезнуть, если их эмитент откажется от выполнения своих обязательств. Гораздо умнее формирование государствами резервов в материальном виде (энергоносители, еда, сырье для промышленности), особенно в тех материалах, которые не производятся в стране.

Фактически, путем замены долларовых активов на материальные, идет Китай. Так, премьер Госсовета КНР на встрече с китайскими дипломатами заявил, что Китай будет использовать свои золотовалютные резервы для поддержки экспансии китайских компаний за рубеж. Резервы Китая являются крупнейшими в мире и составляют $2,132 тлрн. Финансирование экспансии за счет резервов — это часть стратегии правительства в снижении зависимости от американского доллара, власти стремятся спасти от обесценивания резервы и получить долгосрочные реальные активы, вместо финансовых. Приоритетом китайского правительства является покупка сырьевых активов за рубежом, в том числе месторождений. «Я считаю, что нам следует идти не на Wall Street, а в места, богатые минеральными ресурсами», – заявил председатель Банка развития Китая Чен Юань. Исходя из действий стран группы БРИК, можно с высокой степенью предположить, что в ближайшее десятилетие мир прейдёт к расчётам в корзине валют и доллар в этой корзине будет обычными деньгами входящими в корзину на равнее с другими валютами, то есть потеряет статус мировой валюты.

Какие же шаги по выходу с кризиса делаются в Украине и как они соответствуют тем действиям, которые могли бы предприниматься властью для вывода страны из кризисного состояния на путь развития.

Проблема Украинского кризиса, лежит не только в экономических причинах, таких как сырьевая и экспортно-ориентированная структура экономики, но больше в политических, таких как зависимость внутренней экономической политики от воздействия из вне, и война высших должностных лиц государства между собой, которая основана скорее на их личных качествах и интересах, чем на недостатках законодательства. Формально, кризис в Украине, стал следствием сужения внешних рынков для украинских предприятий, что уменьшило их капитализацию и повлекло соответственно уменьшение доходов граждан в Украине.

Но в украинском случае, ситуацию усугубили действия НБУ, который, как минимум не справился с функцией регулятора финансовой системы Украины, допустив надувание кредитного пузыря внутри страны, да еще и в иностранной валюте. По состоянию на ноябрь 2008, доля валютных кредитов выданных физлицам, составляла 64% от общего объёма (26,6 млрд.долларов США), а доля валютных кредитов юридических лиц, составляла 48% (12,2 млрд.долларов США).

Более того почти половина всех кредитных ресурсов страны была направлена не просто на проедание, а на потребление импортных товаров, то есть способствовала созданию и увеличению негативного платежного баланса страны. Поэтому не профессионально звучат оправдания НБУ о том, что на нынешний курс гривны повлиял факт наличия отрицательного внешнеторгового баланса страны на протяжении последних 3-х лет. Господа, а кто стимулировал кредитной политикой такую внешнюю торговлю последние четыре года?

Что сделал НБУ, когда пришел кризис неплатежей в банковской системе? Он начал не с создания клиентов для банков, а с раздачи денег проблемным банкам, для их «оздоровления». Интересно то, что получив рефинансирование, банки начали заниматься погашением (иногда досрочным) своих обязательств перед иностранными структурами, и просто разворовыванием денег в пользу родственных банкам структур. Такая ситуация вызвала резкое падение гривны, возродила недоверие граждан к банкам и государству. Конечно, рефинансирование можно было бы использовать на выплату вкладов, но зачем, если банк и так вряд ли сможет при отсутствии заёмщиков работать с нужной прибылью. То есть, основным стимулом для разворовывания рефинансирования и уход банков в спекулятивные операции, было отсутствие платежеспособного заемщика в Украине. Имея такую ситуацию на кредитном рынке Украины, можно прийти к выводу, что обесценивание гривни не только не может быть путем по выходу с кризиса, но наоборот, может послужить причиной краха экономики страны.

Какой же выход возможен для Украины. Опыт кризисного года, а так же выводы известных мировых финансистов, сводятся к тому, что в посткризисном мире экономика будет гораздо менее либеральна, чем до кризиса, а поэтому, нужно отказаться от чистой либеральной модели, как такой, которая не обеспечивает стабильного развития общества. На мой взгляд, единственно правильным и возможным путём для Украины, является усиление роли государства во всех сферах экономической жизни, что позволит осуществить стимулирование производства за счет госзаказов, а так же создание государственных корпораций для постройки новых производств в Украине.

Механизм упрощенно выглядит так. Государство определяет приоритеты развития и производства, которые будут востребованы в ближайшем будущем на мировых рынках, а так же импортнозамещающие. Размещает заказы на производство нужных товаров и создает новые производства, используя возможности бюджета и НБУ.

При этом оплата должна в большей части осуществляться ценными бумагами, которые гарантированно должен выкупать НБУ через несколько лет. Таким образом, создаются для банков заемщики, под залог ценных бумаг государства, что даст возможность привлечь в экономику много денег не только из украинской банковской системы, но и из вне.

Через установленное время НБУ выкупает госбумаги за счет эмиссии, но это уже не приведет к девальвации валюты, так как эмиссия будет обеспеченной уже выпущенными товарами и работающими предприятиями. Во время действий программ по стимулированию экономики, нужно максимально исключить спекулятивные составляющие финансового рынка в Украине, вплоть до приостановки деятельности валютного рынка.

Конечно, реализовать такой сценарий при нынешней власти затруднительно, так как такой сценарий требует высокого профессионализма на всех стадиях и консолидации всей власти направленной на развитие страны, что на сегодня выглядит утопично. К сожалению, на сегодняшний день, можно констатировать факт потери страной способности к формированию собственной экономической политики и наличие элементов внешнего управления экономикой. Поэтому выход из кризиса в Украине будет возможен только тогда, когда всю полноту власти на всех уровнях будут занимать люди независимые от различных внешних факторов воздействия, разбирающиеся в реальной экономике и работе производства, а так же заинтересованные в развитии страны.

Всеволод Степанюк

Новини

29 Лютого 2024

Програма доступних кредитів 5-7-9 продовжує працювати у звичайному режимі

Ціна квот на викиди вуглецю у Європі значно знизилась на початку року

BHP Group розпочав масштабну реструктуризацію свого бізнесу

Єврокомісія виділить 370 млн євро на розвиток кластера зеленого водню в Італії

Таїланд вперше за чотири роки скоротив імпорт металобрухту

Україна знов обмежуе виробництво зеленої електроенергії – у системі профіцит

Морським коридором експортували майже 27 млн тонн вантажів

Промисловість у січні збільшила споживання електроенергії на 27%

Ще 100 українських малих підприємств зможуть отримати гранти від ЄС

У Великий Британії обговорюють перегляд квот на рулонний прокат

Україна потребує 3 млрд дол зовнішнього фінансування щомісяця

Викиди в металургії Китаю у січні зросли на 12,4%

28 Лютого 2024

Все більше суден перевозять нафту рф до Індії

АрселорМіттал Кривий Ріг виготовив 552 тис. тонн залізорудного концентрату

НАБУ повідомило про підозру колишньому голові правління УЗ Кравцову

ДМЗ у минулому році збільшив сплату податків на 64%

ВСІ НОВИНИ ⇢