Укрзализныця: утром – реформа, вечером – тарифы

Точка зору

Министерство инфраструктуры готовится с сентября поднять тарифы на ж/д грузоперевозки. Суммарное повышение стоимости услуг к январю 2022 года составит для 1 тарифного класса порядка 15%, для 2-го тарифного класса — 30%. В министерстве называют это оптимизацией, но это далеко не так.

Во-первых, нет экономического обоснования причин для такого повышения. Грузоперевозки единственное прибыльное направление в «Укрзализныце», рентабельность которого составляет 27%. Для сравнения: средняя рентабельность бизнеса по Украине — 6,5%. При этом «УЗ» остается хронически убыточной, только за 2020 год убыток компании составил 14 млрд грн.

Во-вторых, у ж/д монополиста попросту нет положительных кейсов. В 2019 году, после предыдущего повышения тарифов, «УЗ» получила дополнительный доход в 7 млрд грн, но выполнила инвестплан лишь наполовину. Куда ушли эти деньги? Если на субсидирование убыточных пассажирских перевозок, то в очередном повышении тарифов нет смысла. Этот замкнутый круг будет повторяться еще не раз.

Приведенные цифры показывают, что «УЗ» находится в глубоком кризисе, вызванном чередой неэффективных и непрофессиональных решений топ-менеджмента компании. Поэтому вместо повышения тарифов Кабмин должен отправить в отставку правление и наблюдательный совет «УЗ». Согласно выводам ВСК ВРУ, и.о. правления Юрик и другие топ-менеджеры не способны выполнить уставные задачи компании, не говоря уже о выводе «УЗ» из финансового кризиса.

Руководство «Укрзализныци» только одно делает хорошо – это берет в долг. По данным СНБО, суммарные долги «Укрзализныци» сегодня составляют 35,8 млрд грн. Несмотря на постоянную угрозу дефолта, Юрик и Ко продолжают брать кредиты под гарантии правительства. То есть, в случае дефолта «УЗ» за ошибки горе-управленцев заплатят все украинские налогоплательщики. Такая стратегия управления превратила ж/д монополиста в бомбу замедленного действия для украинской экономики.

Уверен, что, если побороть коррупцию, никакие кредиты «УЗ» будут не нужны. По данным НАБУ, только на публичных закупках в 2020 году убытки компании от коррупции составили 8 млрд грн. И это только одна часть большого коррупционного пазла под названием «Укрзализныця».

Ситуация в «УЗ» теперь находится под контролем Президента, СНБОУ и ОП. Надеюсь это поможет сменить неэффективный менеджмент и начать реформу компании. Компанию следует разделить на несколько самостоятельных юрлиц по основным направлениям деятельности. Это поможет избавиться от кросс-субсидирования и оптимизировать финансовые потоки. Что касается тарифов на грузоперевозки, то ими, на мой взгляд, должен заниматься специальный регулятор. Законопроект №1196-1 о ж/д транспорте, зарегистрированный в парламенте, как раз предусматривает создание Нацкомиссии по тарифам на транспорте.

Дмитрий Шпенов, народный депутат Украины

Новини

18 Квітня 2024

Укренерго поки що не планує обмежень енергопостачання для населення

Уряд Австралії надає великий кредит заводу з переробки високочистого глинозему

Споживання сталі у Польщі за підсумками 2023 року скоротилось на 11% 

Українська промисловість здатна забезпечити локалізацію локомотива на рівні 55%

Україна потребує альтернативних джерел енергії

В Україні зростає попит на електромобілі

BHP Billiton знизила видобуток залізної руди

Італійська Danieli збудує в Лівії завод з відновлення заліза

Байден запропонував підвищити мита на китайський імпорт сталі

Rio Tinto планує виробляти мільйон тонн міді у 2030 році

Vale збільшила видобуток руди 

Влада має вивести Україну з-під дії європейського екоподатку

УЗ продовжила заборону на перевезення до порту Чорноморськ

Екологічні фонди ЄС втрачають мільярди через зниження цін на вуглець

У березні експорт феросплавів впав до рекордного мінімуму

Росія знищила майже всю теплову генерацію України – Зеленський

ВСІ НОВИНИ ⇢