Укрзализныця: утром – реформа, вечером – тарифы

Точка зору

Министерство инфраструктуры готовится с сентября поднять тарифы на ж/д грузоперевозки. Суммарное повышение стоимости услуг к январю 2022 года составит для 1 тарифного класса порядка 15%, для 2-го тарифного класса — 30%. В министерстве называют это оптимизацией, но это далеко не так.

Во-первых, нет экономического обоснования причин для такого повышения. Грузоперевозки единственное прибыльное направление в «Укрзализныце», рентабельность которого составляет 27%. Для сравнения: средняя рентабельность бизнеса по Украине — 6,5%. При этом «УЗ» остается хронически убыточной, только за 2020 год убыток компании составил 14 млрд грн.

Во-вторых, у ж/д монополиста попросту нет положительных кейсов. В 2019 году, после предыдущего повышения тарифов, «УЗ» получила дополнительный доход в 7 млрд грн, но выполнила инвестплан лишь наполовину. Куда ушли эти деньги? Если на субсидирование убыточных пассажирских перевозок, то в очередном повышении тарифов нет смысла. Этот замкнутый круг будет повторяться еще не раз.

Приведенные цифры показывают, что «УЗ» находится в глубоком кризисе, вызванном чередой неэффективных и непрофессиональных решений топ-менеджмента компании. Поэтому вместо повышения тарифов Кабмин должен отправить в отставку правление и наблюдательный совет «УЗ». Согласно выводам ВСК ВРУ, и.о. правления Юрик и другие топ-менеджеры не способны выполнить уставные задачи компании, не говоря уже о выводе «УЗ» из финансового кризиса.

Руководство «Укрзализныци» только одно делает хорошо – это берет в долг. По данным СНБО, суммарные долги «Укрзализныци» сегодня составляют 35,8 млрд грн. Несмотря на постоянную угрозу дефолта, Юрик и Ко продолжают брать кредиты под гарантии правительства. То есть, в случае дефолта «УЗ» за ошибки горе-управленцев заплатят все украинские налогоплательщики. Такая стратегия управления превратила ж/д монополиста в бомбу замедленного действия для украинской экономики.

Уверен, что, если побороть коррупцию, никакие кредиты «УЗ» будут не нужны. По данным НАБУ, только на публичных закупках в 2020 году убытки компании от коррупции составили 8 млрд грн. И это только одна часть большого коррупционного пазла под названием «Укрзализныця».

Ситуация в «УЗ» теперь находится под контролем Президента, СНБОУ и ОП. Надеюсь это поможет сменить неэффективный менеджмент и начать реформу компании. Компанию следует разделить на несколько самостоятельных юрлиц по основным направлениям деятельности. Это поможет избавиться от кросс-субсидирования и оптимизировать финансовые потоки. Что касается тарифов на грузоперевозки, то ими, на мой взгляд, должен заниматься специальный регулятор. Законопроект №1196-1 о ж/д транспорте, зарегистрированный в парламенте, как раз предусматривает создание Нацкомиссии по тарифам на транспорте.

Дмитрий Шпенов, народный депутат Украины

Новини

29 Грудня 2023

Доходи держбюджету у 2023 році перевищили 1,6 трлн

Держстат покращів оцінку падіння ВВП у минулому році

Вартість імпорту чорних металів до Туреччини збільшилась на 8,9%

Загальний імпорт сталі в США за місяць впав на 8,1% 

Тимчасовим коридором перевезли понад 12 млн тонн вантажів – Зеленський

США продовжують квоти на сталь для ЄС

Енергоатом збільшив дохід від продажу електроенергії на 30%

Шмигаль пообіцяв вчасну виплату зарплат

Порти на Дунаї обробляють 120 тисяч тонн вантажів на добу

Марганецький гірничо-збагачувальний комбінат наростив чистий збиток у 1,9 раза

У грудні бензин та дизпаливо подешевшали на 3 гривні

Українська енергосистема працює з резервом потужності

Уряд продовжив заборону на експорт газу та енергетичного вугілля

НБУ пом’якшує обмеження для населення та бізнесу

У грудні скраплений автогаз подешевшав на 20%

Японія скорочує імпорт та споживання алюмінію

ВСІ НОВИНИ ⇢