Подробнее Запомнить город


Стимулирование промышленного развития или коррупция?

24.06.21 , ZN.UA
размер текста:

В Украине в очередной раз стараются дискредитировать попытки развития своей экономики и промышленности, на этот раз называя их коррупцией. Именно такой вывод следует из рейтинга законопроектов, якобы содержащих некие коррупциогенные факторы, подготовленного «Институтом законодательных идей».

По удивительному стечению обстоятельств, риски были найдены даже в тех законопроектах, которые направлены на промышленное развитие нашей страны, укрепление инструментов торговой защиты, усиление энергонезависимости. Как их соавтор, позволю себе не согласиться с составителями рейтинга: коррупционных выгод эти инициативы не преследуют. Судите сами, в черный список были внесены:

№3739 — законопроект о локализации. Он предполагает, чтобы при государственных закупках машиностроительной продукции (трамваев, локомотивов, турбин и пр.) заказчик требовал, чтобы хотя бы часть такого товара была произведена в Украине. Эта практика применяется всеми развитыми странами в мире. Так, президент Джо Байден через неделю после избрания подписал указ об усилении законодательства «Покупай американское». И это при том, что проникновение импорта в госзакупки в США и ЕС составляет 5–8%, а в Украине — почти 40%;
№3724 и 3725 — об индустриальных парках. Эти два законопроекта содержат налоговые и таможенные стимулы для индустриальных парков. Даже приняв их, Украина будет существенно отставать от своих соседей — Польши, Венгрии, Словакии, Турции, а также России и Беларуси, по объему стимулов, которые получают компании в тамошних индустриальных парках;
№4132, 4133 и 4134 — законопроекты о торговой защите. Они о том, как Украина может защититься от недобросовестного импорта. Кто не в курсе, против украинской продукции по всему миру существуют пошлины. А наш рынок открыт всем ветрам;
№3607д — законопроект о бизнес-омбудсмене. Это негосударственная организация, которая занимается досудебным урегулированием споров между предприятиями и контролирующими органами. Это квалифицированные юристы, бесплатно для бизнеса отбивающие необоснованные претензии налоговой. Пользователями их услуг является преимущественно малый и средний бизнес. С отчетами о работе бизнес-омбудсмена можно ознакомиться на их сайте. Результативность их работы приятно удивляет;
№3361 — законопроект о замене пожарных проверок страхованием. Удивительно, что сотрудники антикоррупционной организации не слышали о коррупциогенности пожарных проверок. Еще более удивительно, что замена одного из самых коррупционных видов проверок страхованием соответствующих рисков кажется им коррупцией;
№4221 — законопроект о саморегулирующихся организациях. Это распространенная мировая практика, предполагающая, что некоторые вопросы регулирования отдельных сфер экономики могут быть отданы профессиональным объединениям. Например, регулирование стандартов оказания услуг, по аналогии с самоуправлением нотариусов или адвокатов;
№4344 — законопроект, стимулирующий добычу газа в Украине. Теперь путь к энергонезависимости — это коррупция;
№2237 — законопроект об отмене депутатской неприкосновенности. Тут без комментариев. Отмена неприкосновенности содержит коррупционные риски? Видимо, грант на составление рейтинга был ну очень большим.

Большинство из этих законопроектов — важные шаги на пути возврата здравого смысла в украинскую промышленную и экономическую политику. Что же это за коррупциогенные факторы, которые в этих инициативах увидели исследователи? Они приводятся в методологии рейтинга на сайте составителей. В их числе те, которые указывают на неправильное определение полномочий субъектов властных полномочий, недостатки публичных процедур, в том числе госзакупок, факторы в сфере регулирования внутренней деятельности органов власти и органов местного самоуправления, юридические коллизии.

Применительно к перечисленным выше законопроектам это означает, что коррупцией объявляются любые способы государства влиять на экономику: введение пошлин, приоритет местных производителей в госзакупках, предоставление налоговых стимулов в индустриальных парках и пр. Иными словами, используя ширму борьбы с коррупцией, нас как страну пытаются стерилизовать в вопросах расстановки приоритетов экономического развития. Нас пытаются сделать импотентами в регулировании международной торговли, стимулирования промышленного производства и пр.

Вольно или нет, авторы рейтинга стали частью механизма легитимизации ложных экономических целей. Нам говорят, что дерегуляция — самоцель экономического развития. Что главное — это получить кредит МВФ, а не построить сильную экономику. Что мы должны быть открытыми для импортных товаров и при этом покорно терпеть, когда против наших товаров вводятся барьеры и запреты. Это неоколониализм во всей красе.

Очевидно, что состоятельное государство предполагает не только формирование арсенала средств стимулирования экономики, но и появление сильных институтов, верховенства права и эффективной правоохранительной системы. Однако их отсутствие или недостаточное развитие не является поводом навешивания ярлыка коррупционности на инструменты развития реального сектора или откладывания применения этих инструментов «на потом». Опыт развитых стран свидетельствует, что процессы формирования общественных институтов и развития промышленности всегда происходят параллельно.

И чтобы лучше разобраться в данном вопросе, достаточно просто проанализировать экономическую политику развитых стран, на которые традиционно равняется Украина. И тут обнаружится, что большинство экономических инициатив, приведенных выше, там много лет как реализованы и приносят пользу их экономикам. И Украине нужно принять еще десятки и сотни подобных законов, чтобы хотя бы немного приблизиться к их методам экономического развития.

Дмитрий Кисилевский, заместитель главы парламентского комитета по вопросам экономического развития


... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Дайджест
Украине обещают $245 млн и еще помочь привлечь $1 млрд частных инвестиций — это капля в море на фоне проблем с возможным прекращением транзита российского газа.
23.07.21
Министр развития громад и территорий Алексей Чернышов заявил, что Кабмин намерен в ближайшие три года построить инфраструктуру для 25 индустриальных парков. Звучит все это, безусловно, смело и амбициозно. Вопрос в том, насколько можно верить правительству?
22.07.21
22.07.21
Украина обозначила свою позицию по Северному потоку-2, но это вряд ли поможет изменить позиции США и Германии. Поэтому нашей власти следует серьезно задуматься над разработкой альтернативных планов на случай, если загруженность нашей ГТС упадет.
22.07.21
Второе чтение одиозного законопроекта №5600 перенесли на следующую сессию, которая начнется 7 сентября. В нынешней редакции з/п создает непомерную фискальную нагрузку на бизнес и потому не может быть принят. Вопрос в том, смогут ли власть и бизнес найти компромиссное решение за столь короткое время?
21.07.21
21.07.21
Метинвест и ФК "Шахтер" объединились против COVID-19. Первый тайм символического матча сборной прошел на домашнем поле Метинвеста. Играли не на счет, а ради здоровья своих команд.
20.07.21
Уряд планує завершити еру двигунів внутрішнього згоряння вже з 2027 року. Як турбота про екологію вплине на автолюбителів та що буде з бензиновими та дизельними автомобілями?
16.07.21
16.07.21
Сегодня экспортный портфель Украины на 2/3 состоит из сырья. При этом более 50% украинского импорта составляет готовая продукция. Такая диспропорция снижает темпы роста экономики. Они могли быть значительно выше, если бы правительство стимулировало развитие перерабатывающей промышленности.
16.07.21
Декарбонизация в Украине может быть эффективной, если у нас будут современные технологические решения и инвестиции для их внедрения и развития. Заниматься снижением выбросов на уровне установки фильтров сегодня неэффективно, так нам не угнаться за прогрессом и не достичь взятых на себя климатических обязательств.
15.07.21
В Україні є чимало потужностей міжнародних виробників, які працюють на світовий автопром. В іномарках відомих автобрендів, на яких сьогодні пересуваються українці, чимало запчастин і комплектуючих, зроблених саме на українських заводах.
13.07.21
Правительство хочет пополнить бюджет через прямое увеличение налогов, в том числе — для телекоммуникационной отрасли. Такой подход не добавит стимулов для развития отрасли мобильной связи. Но можно поступить нелинейно, и тогда в выигрыше окажутся все.
09.07.21
08.07.21
07.07.21
06.07.21
05.07.21
02.07.21
01.07.21
29.06.21
25.06.21
18.06.21
17.06.21
16.06.21
15.06.21
14.06.21
11.06.21


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!