НДТМ должны быть доступными для промышленности

Точка зору

Законопроект №4167 "О предотвращении, уменьшении и контроле загрязнения, возникающего в результате промышленной деятельности" уже второй раз отправили на доработку в экологический Комитет ВР. Наиболее спорной для всех сторон оказалась норма, регламентирующая внедрение промышленными предприятиями наилучших доступных технологий и методов управления (НДТМ).

В последней версии з/п был установлен нереалистичный для бизнеса срок внедрения НДТМ — четыре года. Для сравнения: в странах ЕС этот процесс занял 20-30 лет. Однако разница не только в сроках. Власти Евросоюза активно помогали бизнесу за счет специально созданных фондов, обеспечивали промышленность льготами и налоговыми преференциями. В Украине же никакой финансовой поддержки промышленности в рамках декарбонизации не предусмотрено.

Сам НДТМ – сборник наилучших технологий – должен быть значительно доработан. Сейчас это просто набор технологий, который был взят из европейского законодательства и переведен на украинский язык – хотя даже непосвященным понятно, как велик технологический разрыв между украинскими и европейскими предприятиями. Не все технологи могут быть внедрены в Украине, а только доступные для отечественных производителей. И именно об этом говорится в Соглашении Украины с ЕС.

Внедрение НДТМ должно стать для украинской промышленности хорошим поводом поддержать украинских производителей техники и оборудования, а также использовать механизм локализации производства. Так мы не только внедрим экотехнологии, но также создадим новые рабочие места и расширим внутренний рынок промышленной продукции.

Но без государственных инвестиционных механизмов этот проект не запустить. По расчетам отраслевых экспертов, только для ГМК-индустрии внедрение НДТМ обойдется в 178,2 млрд грн. Эту сумму промышленники не найдут самостоятельно ни за четыре года, ни за десять. Ведущие компании отрасли с большими потерями вышли из карантинного кризиса. Экомодернизация производства – очень дорогостоящий процесс. Отвлечение на него всех свободных средств может привести к финансовому кризису и банкротству украинских компаний. А это значит, что миллионы украинцев могут остаться без работы и средств к существованию.

Авторам законопроекта очень важно понять: экомодернизация промышленности – это большой проект государственно-частного партнерства. По-другому это не работает, о чем наглядно говорит опыт стран ЕС. Надеюсь, доработанный законопроект будет не только регулировать вопросы промышленного загрязнения, но и станет драйвером новой протекционистской промышленной политики. Там, где мы сегодня видим проблемы, нам необходимо увидеть возможности.

Дмитрий Шпенов, народный депутат Украины

Новини

26 Квітня 2024

ЄС закликають до більш активних дій щодо припинення імпорту російської сталі та ЗРС

Експорт сталевого брухту з Японії знизився на 4,6%

JSW очікує видобуток вугілля у 2024 році на рівні 13,5 млн тонн

Запоріжсталь має намір підвищити якість металопродукції

Уряд зберіг чинний тариф на електроенергію для населення до кінця травня

Індія дозволила російським компаніям страхувати танкери з нафтою, щоб обійти санкції 

Низька інфляція під час війни може нашкодити – економіст

Україна може втратити до 2% ВВП через обстріли енергетичної інфраструктури

Світове виробництво DRI у січні-березні збільшилось на 7,4%

З початку року машинобудівники ДТЕК виготовили п’ять вугільних комбайнів

Vale за результатами I кварталу скоротила чистий прибуток майже на 13%

Tata Steel відхилила план профспілок щодо збереження доменної печі

Японія інвестує у розвиток чилійських мідних шахт

У енергосистемі зберігається дефіцит – обмежено споживання криворізької промисловості

72% роботодавців в Україні нарікають на дефіцит кадрів

Anglo American відхилила пропозицію BHP

ВСІ НОВИНИ ⇢