Александр Бондарь: «Семенюк либо на зарплате у «Привата», либо договорилась пиариться»

Точка зору

Экс-глава ФГИ в интервью «proUA» рассказал, как Ющенко на зло Путину мешает продаже Одесского припортового сейчас.

В чьих интересах, по вашему мнению, действует Валентина Семенюк-Самсоненко в деле Одесского припортового завода?

– В понедельник на ICTV была «Свобода слова», посвященная продаже завода. Ведущий Куликов и я спрашивали у нее – почему она как физическое лицо настолько активно участвует в процессе приватизации, подает иски. Она сказала, что действует в государственных интересах.

Она в ранге временно безработной судится?

– Я не знаю ее статуса, она не депутат, не представляет ФГИ и никакого отношения к этому не имеет.

И вот я получил ответ на свой вопрос позавчера, когда у нее проявился абсолютно личный интерес. Она в довольно бесцеремонной форме прорывалась в Фонд, требовала вызвать начальника общего отдела, чтобы зарегистрировать решение Окружного административного суда Киева по иску «Днепроазота», это структура «Привата».

По сути, она действовала как письмоносец или почтальон «Привата». Либо она у них на зарплате, либо они договорились, что она будет пиариться на этой теме и срывать конкурс.

Я бы, честно говоря, на месте «Привата» такую одиозную фигуру не подключал для решения этих вопросов. Не думаю, что она что-то добавит в юридическом плане. И потом, зачем ей демонстрировать свою явную связь с «Приватом», с которым она три года судилась и разными словами называла собственника (Игоря Коломойского ).

– Какие исковые требования по ОПЗ удовлетворил суд?

– Суд постановил, во-первых, приостановить конкурс по продаже. И, во-вторых, не допустить к участию в конкурсе российский «Сибур». Поскольку истцы считают, что государственная доля в структуре собственности «Сибура» превышает 25%. Под госдолей, видимо, подразумеваются такие совладельцы как «Газпром», «Газпромбанк» и Пенсионный фонд России. Истцы подсчитали, что их доля больше 30%.

Требования довольно абсурдны. Действительно, нашей программой приватизации запрещено принимать участие в конкурсах украинским резидентам, где доля госсобственности больше 25%. Это требование действует еще с 1992 года, я писал эти законы и знаю, почему эти нормы появились. Логика была в том, чтобы государство не продавало предприятия само себе. Но эта норма никогда ни разу не действовала для иностранных инвесторов. Есть такое прецедентное право. Если Фонд все время продавал таким компаниям объекты и ни один не был опротестован в суде, то смешно опротестовывать сейчас.

Самый яркий пример был, когда я возглавлял ФГИ, а Виктор Ющенко правительство. Мы проводили приватизацию шести облэнерго. И тогда две или три структуры купила компания, на сто процентов принадлежащая государству Словакия (VSE – proUA). в самом конкурсе также частвовали абсолютно государственные компании из Франции и Испании, российская ЕЭС. Правда, компанию Чубайса мы не допустили по другим параметрам, они не подготовили вовремя документы. К тому же на биржах государственные нерезиденты постоянно покупают акции наших предприятий. То есть это абсурдная позиция в суде.

То есть, в Украине иностранные государственные компании по признаку 25-процентной госдоли ни разу не отстранялись от приватизации?

– Ни разу! Более того, они не только не отстранялись, но еще и покупали! И если следовать нынешней логике запрета, то следует вернуть назад облэнерго, проданные словакам? Правда, тогда они действовали в интересах российских бизнесменов, заходивших на наш рынок через словаков.

Имеется в виду «лужниковец» Александр Бабаков?

– Да. То есть следует отменить конкурс, которым восхищался Ющенко, и хвалила мировая общественность? Это был действительно открытый и прозрачный конкурс. Причем действовала та же программа приватизации, что и сейчас, законодательство абсолютно не изменилось.

– Какова роль Ющенко в истории с ОПЗ?

– Мне сообщили, что он в Америке сказал, что знает о двух решениях судов на запрет приватизации. Хотя решение есть только одно и в Фонд оно официально еще не зашло. Как я понимаю, что он в теме.

Какие еще могли быть решения судов?

– Не знаю. Иск Семенюк даже не взяли к рассмотрению, а Ярославский свой иск отозвал.

– Если суд окончательно примет решение в пользу «Привата», то «газпромовский» «Сибур» будет удален из конкурса. А останутся только компании Коломойского и Константина Григоришина?

– Да.

Между ними может пройти настоящий аукцион?

– Я думаю, что конкурс состоится, но он будет довольно условный.

Во-первых, будет не такая сильная конкуренция. Ведь «Сибур» деньгами может перебить кого угодно.

Во-вторых, не исключаю, что участники договорятся. Между собой они не судятся, есть иск только против «Сибура», поэтому я думаю, что участие «Привата» в этом деле номинальное – включился в процесс, чтобы судиться. Такие проблемы у Фонда всегда были в основном с двумя структурами: «Финансы и кредит» (нардепа от БЮТ Константина Жеваго) и особенно активен в последнее время «Приват». Это такой способ зарабатывания денег.

– Следуя вашей логике можно прийти к выводу, что победителем аукциона станет Константин Григоришин, известный как спонсор Компартии, которая в свою очередь поддерживает начинания Юлии Тимошенко.

– Я бы так не сказал. «Приват», как говорят, участвует в конкурсе вместе с Александром Ярославским… Впрочем, неважно кто выиграет, но цена завода явно упадет. Это все действия в расчете на снижение цены. Не думаю, что они работают на полный срыв конкурса, так как все-таки заинтересованы в покупке завода.

– Меньше четырех миллиардов гривен?

– Меньше стартовой она не может упасть. Просто поднимется не так, как при «Сибуре». Может, остановятся на пяти или шести миллиардах.

– Но если цена не будет такой большой, как того хотела Тимошенко, то может премьер-министру стоит отменить нынешний конкурс и устроить его заново, дабы могли принять участие богатые иностранцы – норвежцы с ливийцами и поляками, те же «газпромовцы»?

– Если бы была такая возможность, то наверное так бы и сделали. Но, к сожалению, законодательство не предусматривает переноса. Если отменяется конкурс, то нужно назначать новый. И если мне не изменяет память, это должно пройти через 75 дней. То есть уже во время выборов президента. А это тоже не лучший вариант.

– А почему бы тогда не перенести на «после выборов»?

– После выборов – это означает, что неизвестно кто будет проводить конкурс. И неизвестно захотят ли его тогда покупать. Ведь это уже третья попытка продать ОПЗ. Я не знаю, как иностранные инвесторы еще соглашаются участвовать в этой канители.

Напомните, чем закончились предыдущие пробы по ОПЗ.

– Первая попытка началась в 2006 и закончилась в 2007 году перед внеочередными выборами в Раду. Правительство возглавлял Янукович, а ФГИ – Семенюк. На «Свободе слова» Куликов показывал письмо, которым Ющенко требовал от Януковича провести приватизацию, в том числе и ОПЗ. Условия конкурса подготовила Семенюк и подписала собственноручно – то есть против не выступала, хотя условия конкурса были гораздо менее либеральны, чем сейчас. Тогда стартовая цена была на порядок ниже, но главное «отсечение» было по конкретным объемам поставок газа на завод. И можно было просчитать, что победителем конкурса могло стать «Росукрэнерго». Самое удивительное, что эту норму не пропустил [первый вице-премьер] Николай Азаров на правительственном комитете, вернув документы на доработку в ФГИ. А дальше начались перевыборы, и Янукович не стал проводить конкурс. Видимо тогда они посчитали, что будет скандал, и поменяли позицию. Или, скорее всего, в среде «регионалов» просто не было единства на счет того, что победить должно «Росукрэнерго».

Вторая попытка была в прошлом году. Были выписаны открытые условия, никаких отсечений не было. Цена была чуть меньше нынешней, кажется 3-3,5 миллиарда гривен. Тогда была большая канитель – Андрей Портновзашел в ФГИ исполняющим обязанности главы, вышел указ президента об отмене этого назначения. В итоге правительство решило не подставлять Фонд. Ведь тогда началось уголовное преследование и конкурс отменили.

В связи с чем у Ющенко поменялась позиция в отношении продажи ОПЗ?

– Я бы не сказал, что президент сейчас действует в интересах какой-то конкретной структуры. Это для него слишком мелко. Он просто не хочет, чтобы правительство удачно провело конкурс. Дело даже не в деньгах, которые оно получит. Просто успешная продажа объекта улучшит имидж Тимошенко как реформатора, как человека, вызывающего доверие в деловых кругах Запада. Я бы на месте президента поступил как и с «Криворожсталью». Можно поучаствовать в процессе и также улучшить свой имидж. Но своими последними заявлениями в Америке он сводит на ноль свой имидж реформатора и демократа.

Сейчас очень много говорят, что у Ющенко как президента должно быть чемоданное настроение в плане выезда с Банковой. И это могло совпасть с «чемоданным настроением» некоторых бизнесменов.

– Понятно, но зачем уходить с таким имиджем? Если ты против этого конкурса, считаешь, что продажа противоречит решению СНБОУ, то в июле – когда правительство начинало конкурс – не заявляй, что ты «за» продажу. Об этом тогда говорил первый замглавы СП Шлапак. Отмени конкурс в июле или августе, чтобы инвесторы не начинали паковать деньги, создавать консорциумы.

Я в прошлом году говорил тоже самое. Тогда я за имидж Ющенко переживал больше, так как был еще в его команде. Сейчас то мне по большому счету уже все равно, но логика человека все равно непонятна – зачем себя так дискредитировать?

Зачем вспоминать о решении СНБОУ, запрещающем приватизацию ОПЗ, когда уже пришло 13 заявок, среди которых была грузинская компания, в которой участвовал российский «Внешэкономбанк», был консорциум поляков-ливийцев-норвежцев? Был уже и один залог от «Сибура». Позлить Москву? Я уверен, что Путину и Медведеву обязательно внесут в уши, что «Ющенко специально на зло вам валит этот конкурс, чтобы «Сибур» не победил».

– Сколько же участников будет в итоге на конкурсе?

– Я думаю, что юристы Кабмина подключатся и отобьются от требований «Привата». Новых участников не будет, поезд ушел. Обидно, что из 13 осталось три. Была солидная конкуренция в хорошем конкурсе под конец каденции президента.

– Когда пройдет конкурс по ОПЗ?

– Это будет в ФГИ в следующий вторник (29 сентября – «proUA»). Я приглашен на конкурс как первый замглавы специальной комиссии по приватизации.

– Это будет прямая трансляция, как и с «Криворожсталью»?

– Я не знаю, захочет ли «Первый канал» транслировать полностью в прямом эфире как в 2005 году, когда я выступал от Фонда как комментатор конкурса.

– Если конкурс состоится, то его результаты могут быть оспорены в суде, с учетом того, что президент уже сделал представление в Конституционный Суд?

– Через обычные суды опротестовать можно все. А рассмотрение в КС вообще не имеет отношения к процессу приватизации. Президент отменил распоряжение Кабмина об утверждении перечня объектов на приватизацию. Это когда-то правительство Еханурова в первый раз придумало этот перечень, чтобы как-то поставить под контроль Фонд, который тогда возглавлял я. Чтобы сам Кабмин утверждал объекты на продажу. Но ни в одном законе это не предусмотрено. Мы иногда исполняли, иногда не выполняли. Массу объектов выставляли не из перечня, множество объектов из перечня не выставляли. Президент отменил решение Кабмина, но не Фонда. А решения ФГИ отменяются только решениями суда.

Юрий Николов

Новини

27 Січня 2024

Експорт брухту з України у 2023 році зріс в 3,4 раза

26 Січня 2024

У минулому році турецькі металурги виробили 33,71 млн тонн сталі

В Україні завершили монтаж першої вітротурбіни

Уряд розробляє пільгові програми оренди житла для українців

На ЗАЕС може виникнути нова загроза ядерній безпеці

УЗ охоронятиме інфраструктуру за допомогою дронів

Попередньо всі держави ЄС погодили виділення 50 млрд євро Україні

Система бронювання працівників потребує якісного оновлення – Наталуха

Автогаз у мережах АЗС продовжує дешевшати

Вартість фрахту суден з портів Одеси продовжує падати 

США витратить 254 млн дол на декарбонізацію промисловості

Українська промисловість збільшує споживання електроенергії

УГД запустила в експлуатацію нову свердловину

Україна через потепління скоротила споживання електрики

Аграрний комітет Ради схвалив ліквідацію багатомільярдного корупційного ринку – Кисилевський

Tata Steel отримає від Лондону меншу допомогу на декарбонізацію у порівнянні з європейськими компаніями

ВСІ НОВИНИ ⇢