Подробнее Запомнить город


Чиновники готовят топливный кризис

Минэкономики пересмотрит стоимость топлива на АЗС.

Министерство экономики, в рамках ужесточения госконтроля за розничным рынком нефтепродуктов, в течение последних трех месяцев предложило несколько новых расчетных подходов к оценке стоимости топлива на автозаправках. Инициативы ведомства пока не нашли оформления в виде проекта постановления, но если они встретят поддержку Кабмина, участники рынка опасаются повторения кризисной ситуации 2005 г.

Суть новых подходов к оценке стоимости топлива на АЗС, по мнению экспертов, сводится к одной задаче — снизить получаемый вследствие расчетов уровень объективных цен. Напомним, что с возобновлением в мае роста стоимости нефтепродуктов было несколько попыток изменить алгоритм расчетов стоимости горючего. Сначала предлагалось вернуть в формулу оптовые цены украинских заводов, исключенных из нее в мае. Однако после того как во второй половине июня цены на мировом рынке откатились, такая коррекция возымела бы обратный эффект — привязка к отпускным ценам отечественных НПЗ, напротив, тормозит удешевление топлива вслед за мировым рынком. В итоге от нее отказались, как и от учета фактурной стоимости нефтепродуктов на таможне. Среди вариантов, призванных заставить цены идти вниз, была также попытка урезать маржу АЗС, заложенную в формуле, которой и сейчас пользуется госпредприятие «Укрнефтехимпереработка» (занимается ценовыми расчетами для профильной экспертно-аналитической группы (ЭАГ) при Минтопэнерго), в среднем до 1100 грн./т.

Ситуация, подогреваемая августовским ценовым ажиотажем, вылилась в ряд писем, направленных Министерством экономики правительству. В них, в частности, содержатся предложения отдельно рассчитывать цены на импортные и отечественные нефтепродукты, причем первые принимать как минимальные, а вторые — как максимальные.

По мнению директора «Консалтинговой группы «А-95» Сергея Куюна, ожидаемое Минэкономики превышение цен украинского топлива над импортным будет справедливо только в период снижения рыночных цен, поскольку более инертные цены на украинских НПЗ отстают от динамики более привязанного к мировому ценообразованию импортного топлива: «Соответственно, в периоды роста импортный товар окажется дороже отечественного, что противоречит логике Минэкономики»,— уверен господин Куюн. По мнению эксперта, не выдерживает критики и предложение ведомства производить свои расчеты на основе десятидневной динамики оптовых цен, тогда как баланс внутреннего рынка формируется в течение целого месяца, что и обеспечивает более плавную динамику ценовых колебаний: «Цель инициатив Минэкономики — занизить ценовой уровень на нефтепродукты в сравнении с определяемым по используемому ЭАГ алгоритму».

В самой «Укрнефтехимпереработке» пока не комментируют предложения Минэкономики: «Пока нет официального документа, обсуждать здесь нечего»,— резюмировал директор ГП Владимир Емелин. Что касается участников рынка, то они настроены скептически: «Попытки ввести госрегулирование цен показали себя не с лучшей стороны в 2005 г. Если органы власти считают цены необоснованно завышенными вследствие сговора нефтетрейдеров — пусть проводят расследования, доказывают сам факт сговора и штрафуют заговорщиков по полной. А административное вмешательство, особенно в виде такой грубой корректировки расчетной формулы, может привести разве что к дефициту ресурса на рынке»,— констатирует коммерческий директор одной из украинских сетей АЗС.

Наталья Давыденко

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Дайджест
26.02.21
За последние пять лет Украина наладила стабильные поставки металлоконструкций на внешний рынок. Но из-за кризиса 2020 года объем экспорта этого вида металлопродукции упал на 35-40% от показателей пятилетней давности.
24.02.21
24.02.21
Недавний блэкаут в штате Техас - очень интересный и показательный кейс для понимания того, как форс-мажор может парализовать жизнь одного из самых экономически развитых штатов США.
24.02.21
США постепенно возвращаются к глобальным инициативам после смены президента и администрации. Это вполне ожидаемо, так как новому президенту Джо Байдену важно укрепить свой авторитет внутри станы и на международной арене. Важная роль в этом отводится исправлению ошибок 45-го президента Дональда Трампа.
24.02.21, Економічна правда
Аналітики двох найбільших банків – JP Morgan та Goldman Sachs – кажуть, що починається новий суперцикл і на людство очікують роки високих цін на сировину. Чи всі з цим погоджуються та як це позначиться на житті українців?
В Министерстве инфраструктуры анонсировали проект железнодорожного строительства стоимостью десятки миллиардов долларов.Что из заявленного действительно можно реализовать?
19.02.21
19.02.21, Дело
Нынешняя ситуация в Украине очень напоминает европейские рынки до реформирования. Излишняя зарегулированность рынка монополистом — "Укрзалізницею" — привела к тому, что ж/д перевозки последние годы теряли рыночную долю.
Попри обіцянки президента Володимира Зеленського, нелегальні заправки та міні-НПЗ не зникли з паливного ринку країни. Більшість з 833 офіційно "закритих" станцій відкрилися і знову працюють.
16.02.21
Миссия МВФ уехала ни с чем или оставила Украину ни с чем? Все зависит от точки зрения на результаты работы экспертов Фонда в нашей стране. Даже такой, как точка зрения Тимофея Милованова
11.02.21
Голова НБУ Кирило Шевченко кілька разів наголошував на необхідності створення в Україні окремого суду для захисту кредиторів. Що не так з цією ідеєю, і чи може такий суд в Україні запрацювати.
11.02.21
Сегодня протекционизм стал привычным явлением в мировой торговле. Если в 2011 году на мировом рынке было около 900 ограничительных мер, то к концу 2020 года их количество выросло до 10 000.
09.02.21
08.02.21
05.02.21
04.02.21
02.02.21
01.02.21
29.01.21
27.01.21
26.01.21
22.01.21
21.01.21
19.01.21
18.01.21
15.01.21


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!