Война с автохламом: как в Украине решить проблему евроблях

Точка зору

На официальном сайте Верховной Рады появился ряд законопроектов, призванных облегчить жизнь владельцам машин с иностранными номерами. Сутью этих законопроектов, так или иначе, является удешевление таможенного оформления автомобилей с иностранной регистрацией. На какой стадии остановилось решение вопроса по "евробляхам" – выяснял "Апостроф".

С началом лета активизировались протесты владельцев автомобилей с иностранной регистрацией. "Евробляхеры", 4 июня съехались к зданию Кабинета министров, требуя обеспечить доступное таможенное оформление импортных подержанных автомобилей. Крайний раз на политическом уровне тема автомобилей с европейской регистрацией поднималась в декабре прошлого года. Как раз подходил к концу льготный период, во время которого владельцев незарегистрированных б/у автомобилей временно не штрафовали за нарушение таможенного законодательства, давая им очередной шанс пройти положенные регистрационные процедуры. При этом штрафы за езду на иностранных номерах предусмотрены нешуточные – от 8,5 до 17 тыс грн.

Представители общественной организации "Авто Евро Сила" (объединяет владельцев машин на иностранных номерах) тогда требовали рассмотреть два законопроекта: первым предлагалось при расчете пошлин и акциза не учитывать возраст ввозимого автомобиля, вторым – продлить временный мораторий на штрафы еще на 180 дней.

Накал страстей сбили, пообещав рассмотреть оба законопроекта в Кабмине (тогда еще Гончарука) и передать их в Раду к середине января. Ну, а руководитель МВД Арсен Аваков, в свою очередь, пообещал "рекомендовать" своим подчиненным – патрульным полицейским – не штрафовать водителей за езду без регистрации. Что и было сделано: "бляхеров" на дорогах не трогают, как минимум, массово.

Но вскоре Кабмин Гончарука отправили в отставку. А далее – пандемия коронавируса, карантин… В общем, стало не до "евроблях".

И вот 24 апреля очередная новость: в Раде группа депутатов "Слуги народа" зарегистрировала законопроект №3389, которым (далеко не первый раз!) предлагается опять продлить мораторий по штрафам на очередные 180 дней. А также отменить привязку акцизов к возрасту ввозимых автомобилей.

По мнению автора законопроекта – народного депутата Евгения Брагаря (известного тем, что рекомендовал продать собаку и заплатить за коммунальные услуги), это даст возможность оформить "большое количество транспортных средств на таможенной территории Украины, нерастаможенных из-за ряда законодательных преград", – так депутат написал на своей Facebook-странице. Выступая в поддержку собравшихся возле Кабмина активистов, Евгений Брагар сказал: "Главное сейчас – общественное давление, чтобы законопроект был вынесен на парламентский комитет по вопросам налоговой и таможенной политики".

При этом Брагарь считает, что "не хотят дешевого растаможивания автоолигархи, таможенники, которые получают на этом барыши и многие другие группы влияния, не заинтересованные в том, чтобы у них пропала такая "дойная корова", как люди, с которых можно постоянно брать деньги".

19 июня стало известно, что законопроект набирает необходимое число депутатских голосов, и появляется возможность внести его в зал для голосования. Если Рада его примет, а президент подпишет, вероятно, акцизный сбор на импортные автомобили будет отменен с 2021 года. Также будет введен обязательный техосмотр автомобилей.

Однако, по мнению генерального директора Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олега Назаренко, вряд ли стоит всерьез надеяться на скорую отмену акциза. "Уверен, в нынешней ситуации, когда имеем падение ВВП, Минфин не позволит снизить вообще какие бы то ни было налоги", – сказал Олег Назаренко в комментарии "Апострофу".

При этом он вспомнил похожий пример – сбор в пенсионный фонд в размере от 3 до 5% стоимости автомобиля при его регистрации. Сбор ввели в 1998 году, как временный, для погашения возникшей задолженности по пенсиям. "Сейчас уже задолженности по пенсиям нет, мы подали предложение отменить этот сбор, но получили абсолютно отрицательную реакцию со стороны Минфина и Минэкономики. И мы даже не вносили это предложение в Раду, потому что знаем: если закон и пройдет в парламенте – его ветирует президент – он не пойдет против позиции правительства в вопросах наполнения бюджета", – рассказал Олег Назаренко.

Анонимный источник "Апострофа" в МВД считает, что законопроект об отмене акциза его противники могут "сбить", зарегистрировав в Раде альтернативный проект. В таком случае, с большой долей вероятности, оба документа могут объединить и отправить на новый круг согласований. Это затянет время. А чтобы "бляхеры" более не приезжали сигналить клаксонами под Радой и Кабмином, их успокоят очередным 180-дневным мораторием на штрафы, проект которого, как сказано выше, находится на стадии согласования.

Похоже, этот процесс уже начался. В пятницу, 19 июня, в парламенте были зарегистрированы сразу три законопроекта №3704, 3705 и 3706, так или иначе, касающиеся отмены акцизного налога и введения техосмотра для старых автомобилей. Эти инициативы продвигаются целыми группами народных депутатов. В качестве обоснования принятия таких документов приводится тезис о том, что удешевление оформления автомобилей с иностранной регистрацией, которые уже находятся на таможенной территории Украины, приведет к дополнительным поступлениям в государственный бюджет.

Но что будет, если "Авто Евро Сила", которая демонстрирует живучесть и упорство, все таки сможет продавить отмену акциза? Будет ли этот шаг окончательным решением затянувшейся проблемы и станет ли автомобильное движение безопаснее?

По мнению участника рынка Сергея Таранкова, чей бизнес связан с импортом подержанных автомобилей, нынешняя формула расчета акцизного сбора удорожает конечную стоимость ввозимого б/у авто на 200 и более процентов. И отмена акциза действительно сделала бы автомобили доступнее, что способствовало бы омоложению автопарка в стране.

"Если наш клиент (покупатель) располагает бюджетом, скажем, в шесть тысяч евро, то сегодня мы на эти деньги можем привезти для него под заказ автомобиль, купленный в Европе за 1,5-2 тыс, остальное пойдет на платежи в бюджет и наши комиссионные. Но если отменить акциз, мы на эту же сумму сможем купить и привезти машину за 3-4 тыс евро. Она гарантированно будет "свежее", долговечнее и безопаснее", – рассказал "Апострофу" Сергей Таранков.

Однако, в данном вопросе не все оптимисты. Как уже сообщал "Апостроф", часть экспертов считают заигрывание с "бляхерами" слабостью власти.

"История с "евробляхами" – это история о том, как кучка людей склоняет правительство. Вначале государство принимает один закон. Законопослушные граждане его выполняют – растамаживают свои машины. Не законопослушные закон не выполняют, но в результате именно они выигрывают экономически. Это создает прецедент в стране, когда неисполнение закона не только не карается, но стимулируется экономически", – считает главный редактор журнала "Украина За рулем" Николай Захаренков.

Затягивание решения вопроса с "евробляхами" собеседник "Апострофа" в МВД также объяснил отсутствием политической воли. По его мнению, от ситуации устали все, кроме относительно небольшого числа "бляхеров"-активистов. Часть из них – скорее романтики, другие – конкретно обслуживающие определенные кланы "протестанты-профессионалы". Жестко оппонировать им власть вряд ли решится и в этот раз. Не исключено, что дело опять "приморозится" очередным мораторием на штрафы.

Вадим Петрасюк

Новини

26 Квітня 2024

ЄС закликають до більш активних дій щодо припинення імпорту російської сталі та ЗРС

Експорт сталевого брухту з Японії знизився на 4,6%

JSW очікує видобуток вугілля у 2024 році на рівні 13,5 млн тонн

Запоріжсталь має намір підвищити якість металопродукції

Уряд зберіг чинний тариф на електроенергію для населення до кінця травня

Індія дозволила російським компаніям страхувати танкери з нафтою, щоб обійти санкції 

Низька інфляція під час війни може нашкодити – економіст

Україна може втратити до 2% ВВП через обстріли енергетичної інфраструктури

Світове виробництво DRI у січні-березні збільшилось на 7,4%

З початку року машинобудівники ДТЕК виготовили п’ять вугільних комбайнів

Vale за результатами I кварталу скоротила чистий прибуток майже на 13%

Tata Steel відхилила план профспілок щодо збереження доменної печі

Японія інвестує у розвиток чилійських мідних шахт

У енергосистемі зберігається дефіцит – обмежено споживання криворізької промисловості

72% роботодавців в Україні нарікають на дефіцит кадрів

Anglo American відхилила пропозицію BHP

ВСІ НОВИНИ ⇢