Подробнее Запомнить город


Война с автохламом: как в Украине решить проблему евроблях

размер текста:

На официальном сайте Верховной Рады появился ряд законопроектов, призванных облегчить жизнь владельцам машин с иностранными номерами. Сутью этих законопроектов, так или иначе, является удешевление таможенного оформления автомобилей с иностранной регистрацией. На какой стадии остановилось решение вопроса по "евробляхам" – выяснял "Апостроф".

С началом лета активизировались протесты владельцев автомобилей с иностранной регистрацией. "Евробляхеры", 4 июня съехались к зданию Кабинета министров, требуя обеспечить доступное таможенное оформление импортных подержанных автомобилей. Крайний раз на политическом уровне тема автомобилей с европейской регистрацией поднималась в декабре прошлого года. Как раз подходил к концу льготный период, во время которого владельцев незарегистрированных б/у автомобилей временно не штрафовали за нарушение таможенного законодательства, давая им очередной шанс пройти положенные регистрационные процедуры. При этом штрафы за езду на иностранных номерах предусмотрены нешуточные – от 8,5 до 17 тыс грн.

Представители общественной организации "Авто Евро Сила" (объединяет владельцев машин на иностранных номерах) тогда требовали рассмотреть два законопроекта: первым предлагалось при расчете пошлин и акциза не учитывать возраст ввозимого автомобиля, вторым – продлить временный мораторий на штрафы еще на 180 дней.

Накал страстей сбили, пообещав рассмотреть оба законопроекта в Кабмине (тогда еще Гончарука) и передать их в Раду к середине января. Ну, а руководитель МВД Арсен Аваков, в свою очередь, пообещал "рекомендовать" своим подчиненным – патрульным полицейским – не штрафовать водителей за езду без регистрации. Что и было сделано: "бляхеров" на дорогах не трогают, как минимум, массово.

Но вскоре Кабмин Гончарука отправили в отставку. А далее – пандемия коронавируса, карантин… В общем, стало не до "евроблях".

И вот 24 апреля очередная новость: в Раде группа депутатов "Слуги народа" зарегистрировала законопроект №3389, которым (далеко не первый раз!) предлагается опять продлить мораторий по штрафам на очередные 180 дней. А также отменить привязку акцизов к возрасту ввозимых автомобилей.

По мнению автора законопроекта – народного депутата Евгения Брагаря (известного тем, что рекомендовал продать собаку и заплатить за коммунальные услуги), это даст возможность оформить "большое количество транспортных средств на таможенной территории Украины, нерастаможенных из-за ряда законодательных преград", - так депутат написал на своей Facebook-странице. Выступая в поддержку собравшихся возле Кабмина активистов, Евгений Брагар сказал: "Главное сейчас – общественное давление, чтобы законопроект был вынесен на парламентский комитет по вопросам налоговой и таможенной политики".

При этом Брагарь считает, что "не хотят дешевого растаможивания автоолигархи, таможенники, которые получают на этом барыши и многие другие группы влияния, не заинтересованные в том, чтобы у них пропала такая "дойная корова", как люди, с которых можно постоянно брать деньги".

19 июня стало известно, что законопроект набирает необходимое число депутатских голосов, и появляется возможность внести его в зал для голосования. Если Рада его примет, а президент подпишет, вероятно, акцизный сбор на импортные автомобили будет отменен с 2021 года. Также будет введен обязательный техосмотр автомобилей.

Однако, по мнению генерального директора Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олега Назаренко, вряд ли стоит всерьез надеяться на скорую отмену акциза. "Уверен, в нынешней ситуации, когда имеем падение ВВП, Минфин не позволит снизить вообще какие бы то ни было налоги", - сказал Олег Назаренко в комментарии "Апострофу".

При этом он вспомнил похожий пример – сбор в пенсионный фонд в размере от 3 до 5% стоимости автомобиля при его регистрации. Сбор ввели в 1998 году, как временный, для погашения возникшей задолженности по пенсиям. "Сейчас уже задолженности по пенсиям нет, мы подали предложение отменить этот сбор, но получили абсолютно отрицательную реакцию со стороны Минфина и Минэкономики. И мы даже не вносили это предложение в Раду, потому что знаем: если закон и пройдет в парламенте – его ветирует президент – он не пойдет против позиции правительства в вопросах наполнения бюджета", - рассказал Олег Назаренко.

Анонимный источник "Апострофа" в МВД считает, что законопроект об отмене акциза его противники могут "сбить", зарегистрировав в Раде альтернативный проект. В таком случае, с большой долей вероятности, оба документа могут объединить и отправить на новый круг согласований. Это затянет время. А чтобы "бляхеры" более не приезжали сигналить клаксонами под Радой и Кабмином, их успокоят очередным 180-дневным мораторием на штрафы, проект которого, как сказано выше, находится на стадии согласования.

Похоже, этот процесс уже начался. В пятницу, 19 июня, в парламенте были зарегистрированы сразу три законопроекта №3704, 3705 и 3706, так или иначе, касающиеся отмены акцизного налога и введения техосмотра для старых автомобилей. Эти инициативы продвигаются целыми группами народных депутатов. В качестве обоснования принятия таких документов приводится тезис о том, что удешевление оформления автомобилей с иностранной регистрацией, которые уже находятся на таможенной территории Украины, приведет к дополнительным поступлениям в государственный бюджет.

Но что будет, если "Авто Евро Сила", которая демонстрирует живучесть и упорство, все таки сможет продавить отмену акциза? Будет ли этот шаг окончательным решением затянувшейся проблемы и станет ли автомобильное движение безопаснее?

По мнению участника рынка Сергея Таранкова, чей бизнес связан с импортом подержанных автомобилей, нынешняя формула расчета акцизного сбора удорожает конечную стоимость ввозимого б/у авто на 200 и более процентов. И отмена акциза действительно сделала бы автомобили доступнее, что способствовало бы омоложению автопарка в стране.

"Если наш клиент (покупатель) располагает бюджетом, скажем, в шесть тысяч евро, то сегодня мы на эти деньги можем привезти для него под заказ автомобиль, купленный в Европе за 1,5-2 тыс, остальное пойдет на платежи в бюджет и наши комиссионные. Но если отменить акциз, мы на эту же сумму сможем купить и привезти машину за 3-4 тыс евро. Она гарантированно будет "свежее", долговечнее и безопаснее", - рассказал "Апострофу" Сергей Таранков.

Однако, в данном вопросе не все оптимисты. Как уже сообщал "Апостроф", часть экспертов считают заигрывание с "бляхерами" слабостью власти.

"История с "евробляхами" – это история о том, как кучка людей склоняет правительство. Вначале государство принимает один закон. Законопослушные граждане его выполняют – растамаживают свои машины. Не законопослушные закон не выполняют, но в результате именно они выигрывают экономически. Это создает прецедент в стране, когда неисполнение закона не только не карается, но стимулируется экономически", - считает главный редактор журнала "Украина За рулем" Николай Захаренков.

Затягивание решения вопроса с "евробляхами" собеседник "Апострофа" в МВД также объяснил отсутствием политической воли. По его мнению, от ситуации устали все, кроме относительно небольшого числа "бляхеров"-активистов. Часть из них – скорее романтики, другие – конкретно обслуживающие определенные кланы "протестанты-профессионалы". Жестко оппонировать им власть вряд ли решится и в этот раз. Не исключено, что дело опять "приморозится" очередным мораторием на штрафы.

Вадим Петрасюк

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Дайджест
11.08.20, The Economist
Большинство людей, когда слышат плохие новости, склонны принижать их значение. Даже профессиональные экономические прогнозисты могут поддаться искушению, появляющемуся в виде надежды.
11.08.20, Сегодня
Неделя, завершившая первую декаду августа, оказалась еще более стабильной, чем предыдущая. Топливо не только не дорожало, но кое-где и подешевело на 1-5 коп./л. Лишь Донецкая и Полтавская области выбились из общего тренда – там цены выросли соответственно на 30 и 15 коп./л.
10.08.20
Недавно Кабинетом министров Украины было анонсировано повышение минимальной заработной платы с сентября 2020 года до 5 тыс. грн, с января 2021 года – до 6 тыс. грн и с июля 2021 года – до 6,5 тыс. грн.
10.08.20, Дело
Понедельник начался со снижения стоимости курса евро. Аналитики объясняют это стабилизацией курсов на мировых рынках.
07.08.20
07.08.20, ubr
В последнее время на украинских дорогах увеличилось количество участков дорог, на которых установлен радар TruCam.
К началу сезона отбора в украинских ПХГ будет более 26 млрд кубометров — это самый высокий уровень с 2008 года. Открытие полноценного виртуального реверса газа из Словакии и крайне низкие ставки хранения делают украинские ПХГ привлекательными для европейских трейдеров.
06.08.20
Большинство экспертов полагает, что причиной взрыва в столице Ливана была аммиачная селитра.
06.08.20, dsnews.ua
В связи с карантином денежные переводы от украинцев, работающих за границей, снизились. Чего ждать к концу года и как трансферты заробитчан повлияют на курс гривни?
06.08.20, dsnews.ua
Новая стратегия, которую устами Леонида Кравчука озвучивает Офис президента, состоит в якобы отказе от “донбасских” изменений в Конституцию с одной стороны, и в проталкивании таких изменений через референдум с другой
05.08.20
В Украине с 1 августа запустили рынок газа для населения. Вырастут ли в связи с этим тарифы, и, если вырастут, то когда и насколько.
04.08.20
03.08.20
31.07.20
30.07.20
29.07.20
28.07.20
24.07.20
23.07.20
22.07.20
21.07.20
20.07.20
17.07.20


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!