Подробнее Запомнить город


Путеводитель в туман. Что Шмыгаль со второй попытки придумал сделать с Украиной

размер текста:

 В новой программе действий правительства, по мнению экспертов, очень много воды и противоречий, но мало конкретики.

Новая старая программа 

Кабинет Министров представил Верховной Раде второй вариант программы своей деятельности на средне- и долгосрочную перспективу. Фактически это программа, обозначающая цели и задания правительства Дениса Шмыгаля на ближайшие пять лет. 

Напомним, что первый вариант программы Верховная Рада 4 июня завернула, отправив его на доработку. Премьер и сам просил парламент вернуть ему этот документ, настояв на том, что нужно подготовить более качественный его вариант. “Деловая столица” решила проанализировать новый вариант программы и попыталась понять, куда будет вести украинскую экономику нынешнее правительство и какие на этом пути будут промежуточные этапы. 

Много слов, но мало чисел 

В целом программа чрезмерно изобилует множеством общих фраз, и бросается в глаза почти полное отсутствие конкретики и цифр, за которые можно было бы зацепиться при ее анализе. 

В частности, те немногие цифры, которые в ней все же есть, дают прогноз падения экономики в текущем году: ВВП может упасть на 4-8% по сравнению с 2019 г., НБУ прогнозирует снижение экспорта на 10%, импорта — на 14,5%, дефицит бюджета может увеличиться до 8% ВВП, а уровень безработицы — вырасти до 9,5%. 

Среди вызовов, которые стоят перед нынешним правительством, указана и пандемия коронавируса, с которой Кабмин намерен бороться путем введения адаптивной модели карантина, основанной на рискоориентированном подходе, который предусматривает масштабное тестирование населения и контроль за распространением вируса. “Деловая столица” уже анализировала программу Кабмина по преодолению заболевания. 

Новый брачный контракт с ЕС

В программе Кабмина говорится о том, что он намерен добиться обновления Соглашения об ассоциации с ЕС, однако подробностей по этому вопросу не приведено никаких. Но их можно почерпнуть в интервью вице-премьера по вопросам евроинтеграции Ольги Стефанишиной, в котором она заявила, что Украина уже сделала достаточно домашней работы, чтобы говорить о полной либерализации в направлении четырех свобод — свободное перемещение товаров, услуг, рабочей силы и капитала. Кроме того, украинская сторона хочет обновить все дополнения к соглашению и торговую часть. Предметом переговоров, в частности, будет снижение ставок ввозной пошлины при поставках украинских товаров в Европу и, возможно, увеличение квот на беспошлинный экспорт украинской продукции. Также Стефанишина отметила, что украинская сторона может поднять вопрос о подписании Соглашения о совместном авиационном пространстве с ЕС. 

Цифра — наше все 

Один из разделов программы деятельности Кабмина — развитие ІТ-бизнеса и цифрового рынка. Однако, как ни странно, никаких цифровых ориентиров в этом разделе нет. Вместо этого есть “привлечение инвестиционного капитала для развития ІТ-бизнеса, других отраслей креативной экономики путем создания доступных инструментов привлечения инвестиций и внедрения специального правового режима деятельности”. Что именно имеется в виду, понять сложно: какие будут доступные инструменты и какой специальный правовой режим деятельности ІТ-отрасли, Кабмин решил не уточнять. Скорее всего, здесь правительственные чиновники решили применить старое правило бюрократов: чем размытее цели, тем меньше ответственности за отсутствие результата. 

Правда, в разделе есть два более четких пункта. Первый — разработка и реализация госполитики относительно виртуальных активов. Имеется в виду, что Кабмин наконец-то решится оформить законодательное и нормативное поле для использования в Украине криптовалют. 

Второй пункт — присоединение Украины к Единому цифровому рынку ЕС путем получения нашей страной режима внутреннего рынка с ЕС в сфере телекоммуникационных услуг и постепенная интеграция в Единый цифровой рынок ЕС (”цифровой безвиз”). Однако эксперт Роман Химич предупреждает, что для европейских рынков телекоммуникационнных услуг характерно весьма интенсивное регулирование, в первую очередь техническое. “Это то, на чем погорел украинский агропром, когда понял, что недостаточно просто получить номинальное право выйти на рынок, нужно еще и соответствовать многочисленным стандартам”, — отметил он. 

По словам Химича, положения программы Кабмина во многом похожи на лозунги, без конкретики — правительство хочет, чтобы украинцы получали мобильную связь по тем же стандартам, как в Европе. “Это достижимо. Но другое дело — какую цену придется за это заплатить?” — сказал он. Эксперт привел пример со снижением украинской стороной ставки международного интерконнекта, когда европейские операторы со своей стороны этого не сделали, и это привело к значительным валютным потерям украинских компаний. 

В итоге Кабмин надеется повысить вклад IT-отрасли в украинский ВВП с нынешних 3-4 до 10%. Однако достижение этой цели весьма спорно, ведь украинский сектор работает преимущественно на аутсорс, степень применения украинских разработок в Украине же пока остается невысокой. IT  — это сервис для других отраслей, поэтому “вырасти” он может только в связке с остальной экономикой. 

Экономика против налогов 

Один из самых крупных разделов программы посвящен Минэкономики, на которое возлагается очень много заданий. Однако, как и во всем остальном документе, в этом разделе правительством решено обойтись общими словами и общепринятыми целями, о которых уже неоднократно говорилось в планах правительств предыдущих. 

Однако некоторые пункты вообще ставят читателя в тупик. Например, Минэкономики должно будет “наладить эффективную систему коммуникации с целью мониторинга и решения проблемных вопросов деятельности иностранных инвесторов в Украине”. Сказано сильно, но в Украине уже есть такие системы коммуникации — те же Европейская Бизнес Ассоциация (куда входит более 1,1 тыс. иностранных и украинских компаний) и Американская торговая палата в Украине регулярно сигнализируют правительству Украины о возникающих проблемах с бизнесом. 

Внештатный консультант комитета Верховной Рады по вопросам экономического развития Илья Несходовский считает, что этот вариант программы проработан лучше, чем предыдущий, однако и в нем есть много противоречий. Например, правительство печется о развитии бизнеса, но при этом внедряются фискальные способы наполнения бюджета. По его словам, ранее для поддержки бизнеса хотели ввести налог на выведенный капитал, но теперь о нем говорят очень осторожно. “При этом прямо говорится о введении тотального контроля за расходами населения — проведение нулевого декларирования и контроль за расходами с целью налогообложения. И то, что сейчас делает налоговая, полностью это подтверждает — политика государства и правительства направлена не на то, чтобы поддерживать экономику, а на то, чтобы любыми способами наполнять бюджет”, — сказал он. 

Поэтому, считает Несходовский, даже если в программе говорится о поддержке бизнеса финансово, непонятно, за счет каких ресурсов это будет осуществляться. 

По словам эксперта, в программе много лозунгов, мало конкретики, а некоторые пункты  сформулированы таким образом, что непонятно, куда будем двигаться — на усиление контроля или на либерализацию. “Если употребляется слово “пересмотр”, то что оно означает? Станет проще бизнесу или сложнее?” — сказал он. 

В программе Кабмина заложено также экспортное кредитование, в частности, создание экспортно-кредитного агентства (о его необходимости говорят уже много лет), реализация “промышленного безвиза” и активное продвижение украинских товаров. Кстати, тема “промбезвиза” тянется уже десятилетиями, недавно в ней подробно разбиралась “ДС“, и для того, чтобы действительно достичь успеха на этом фронте, явно недостаточно общих фраз. 

Досталось программе правительства и от бывших коллег, которых “ушли” с должности совсем недавно. Например, экс-руководитель таможни Максим Нефедов считает, что программа в части развития таможни — набор общих фраз. “Вместо “установим Х новых сканеров и весов” “развитие институциональной возможности в части применения технических средств таможенного контроля”. Ни слова о реконструкции пунктов пропуска, ни слова о новом IT, ни слова о возможности самостоятельного оформления посылок и авто, ни слова о кадрах вообще — ни о переаттестации, ни о контрактах, ни о новой зарплате. Ни слова о борьбе с коррупцией. Ни слова о конкурсах. Ни слова о совместном с ЕС контроле на границе. Ни слова о посттаможенном аудите...” — перечислил он пункты, которые, по его мнению, в программе реформы таможни быть должны. 

Нефедов также добавил, что его команду уволили из таможни под лозунгами, что реформа неактуальна, ею нужно пожертвовать ради ручного увеличения сборов в бюджет. “Угадайте, о чем нет ни слова в “ожидаемых результатах”? Правильно! Ни слова об увеличении сборов в бюджет!” — удивился бывший главный таможенник Украины. 

И еще немножко реформ 

Кроме всего прочего, Кабмин Дениса Шмыгаля обещает провести демонополизацию ключевых отраслей экономики, осуществить реформирование Антимонопольного комитета с целью государственной защиты конкуренции и обеспечить равность условий доступа к рынкам и ресурсам. 

Кроме того, правительство планирует сформировать конкурентные рынки коммунальных услуг (”Деловая столица” уже писала о планах открыть для широкого круга компаний рынок поставок газа для населения), а также внедрить новые подходы к определению и применению прожиточного минимума, который должен быть повышен до его реальной величины и, если соответствующие законодательные изменения примут, с 1 января следующего года будет устанавливаться в размере не менее 40% величины средней зарплаты в Украине за предыдущий год. 

Именно реформы, перечисленные в последних двух абзацах, можно считать одними из самых конкретных, легко проверяемых задач правительства. Однако эти идеи уже не являются новостью, они даже были предметом последних договоренностей с МВФ.  Теперь впору уже не говорить, а делать. 

Александр СУКОВ

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Дайджест
03.07.20, Униан
Камеры автофиксации на украинских дорогах не только помогают пополнять казну за счет штрафов, но позволяют выявить другие нарушения, к примеру, количество двойников среди авто.
Судьба гривни будет зависеть не столько от персоны председателя НБУ, сколько от той политики, которую он будет продвигать и олицетворять.
02.07.20
Бюджет пополняется, но у системы есть много изъянов
Яков Смолий никогда не руководил Нацбанком и был номинальной фигурой
01.07.20
Законопроект, который должен урегулировать деятельность риелторов, уже вызвал резкую критику среди участников рынка.
Удалось ли правительству за два месяца создать систему, которая предотвращает новые вспышки болезни, позволило ли ослабление карантина разморозить экономику.(укр)
Повышение минимальной зарплаты в Украине повлияет на размеры налоговых поступлений, но также таит в себе определенные риски.
30.06.20
30.06.20, Gazeta.ua
Щоб корова давала більше прибутків, потрібно її частіше доїти та менше годувати. Цей сумний жарт, здається, лежить в основі програми дій української влади. Цього разу йдеться про різке – з 8% до 11-12% – підвищення ренти на видобуток корисних копалин для українського бізнесу
30.06.20
Андрей Александрин назвал четыре кита, на которых должна держаться национальная кампания по преодолению Covid-19.
26.06.20
25.06.20
24.06.20
23.06.20
22.06.20
19.06.20
18.06.20
17.06.20
16.06.20
15.06.20
12.06.20


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!