Подробнее Запомнить город


Как разрушается монополия поставщиков Укрзализныци

29.05.20 , 112
размер текста:

Впервые за много лет в тендерах по закупке смазочных материалов госкомпанией засветились новые фигуранты, что свидетельствует об определенном прогрессе в закупочной политике УЗ. И это стало спусковым крючком для начала кампании по дискредитации УЗ и новых участников

Госзакупки “Укрзализныци” снова попали в поле повышенного внимания. Тендерные тролли при поддержке некоторых СМИ активно оспаривают отклонение своих предложений на тендерах по закупке масел и смазочных материалов. Под зданиями Кабмина и центрального офиса компании профессиональные митингующие требуют “разобраться с коррупцией”. И мало кто говорит о том, что вся эта мишура призвана решить главную задачу — заморозить закупочные аукционы железнодорожников и сохранить теплый междусобойчик приближенных компаний, годами осваивающих бюджеты УЗ. 

Как дерибанят бюджеты УЗ 

Ежегодно “Укрзализныця” тратит на госзакупки колоссальные средства. Например, в прошлом году компания заключила почти 7,5 тыс. договоров на общую сумму 13,4 млрд грн. Перечень закупаемых товаров довольно широк и разнообразен — от запчастей и комплектующих до поставки еды в поезда и горюче-смазочных материалов. 

Желание легко освоить государственные миллиарды создало немало коррупционных схем, которыми давно и плотно интересуются правоохранители. 

Например, ГБР расследует растрату в 2018 году средств при закупке передвижного дробильно-сортировочного комплекса филиалом “Центра управления промышленностью” АО “Укрзализныця”. Суть схемы — сговор чиновников с частными фирмами, завышение цен на аукционе. 

Не один год подобный междусобойчик сохранялся и при закупках смазочных материалов для УЗ. А это одна из существенных статей расходов железнодорожников. 

Профильные тендеры с завидным постоянством выигрывали два производителя. Первый — столичный завод KSM, интересы которого представляют компании из орбиты небезызвестной группы “Трейд Коммодити”. Напомним, что “Трейд Коммодити” подозревалась в коррупционной схеме растраты государственных средств при закупке топлива для Министерства обороны на сумму более 149 млн грн. Кроме этого, за прошлый год аффилированные с “Трейд Коммодити” компании подписали контракты с Минобороны на поставку 80 тыс. 895 тонн светлых нефтепродуктов на сумму 2,29 млрд грн. 

Второй — бердянский завод “Агринол”, к которому небезразличны родственники экс-”регионала” Александра Пономарева. Его продукцию в основном реализовывал “родной” трейдер “Мироил”. 

Годами осваивать государственные финансы через тендеры “Укрзализныцы” этим компаниям позволяла специальная процедура аккредитации. Ее механизм был утвержден правлением УЗ еще три года назад и обеспечивал безотказную работу схемы: допуска к тендерам неизменно удостаивались лишь две упомянутые компании. Для всех остальных двери на тендеры по закупке смазочных материалов УЗ оставались наглухо закрытыми. 

Немало вопросов было и к принципу формирования самих лотов, прописанным к ним техническим условиям и прочим тендерным хитростям, которые также позволяли “сносить” с торгов чужаков. 

Как результат, масла у неизменных победителей закупались как минимум на треть дороже рыночных цен. А в отдельных случаях переплаты доходили до 60% от реальных прайсов. 

На эту тему было проведено немало журналистских и экспертных расследований. Например, по подсчетам директора ООО “Консалтинговая группа А-95” Сергея Куюна, справедливая закупка масел и смазок могла бы увеличить чистую прибыль УЗ в 2018-м на 74% (по факту — 203,9 млн грн), а в 2017-м — на 150% (100 млн грн).  

Что поменялось 

Сейчас обкатанная годами схема трещит по швам. Очевидное тому доказательство — появление новых участников в тендерах по закупке масел и смазочных материалов. 

Так, два профильных тендера УЗ стоимостью более 190 млн грн каждый разыграли между собой “Мироил” и новичок “Корнет Холдинг”. Победители почти не торговались в процессе торгов, но при выполнении договоров снизили свои цены более чем на 20 млн грн каждый, создав важный конкурентный прецедент. Таких скидок в практике закупок масел “Укрзализныцей” ранее не наблюдалось. 

Поняв, что посоревноваться за победу в тендерах УЗ теперь вполне реально, новые компании начали активно подаваться на участие. В частности, на два последних тендера железнодорожников по 130 млн грн пришло чуть более двух десятков участников: на первый — 9, на второй — 12. 

Понятно, что выбитые из обоймы прежние фавориты не желают сдаваться без боя. И для восстановления своих позиций действуют по всем направлениям. Сейчас они желают доказать, что предложения конкурентов якобы имели “многочисленные нарушения”, а отклонение их — прежних монополистов — предложений было незаконным. 

Для этого интерес к теме известными методами подогревается в СМИ, привлекаются к сотрудничеству штатные антикоррупционеры и профессиональные митингующие. 

Пару дней назад митинги против коррупции в “Укрзализныце” прошли под стенами здания Кабмина и главного офиса железнодорожников. Активисты вместе с представителями организации “Стоп коррупции” требовали навести порядок в сфере закупок масел УЗ и отчитаться по уже проведенным закупкам. 

Кто и почему митингует под стенами УЗ 

Интересно, что сами митингующие имеют весьма расплывчатое представление о сути происходящего. Например, правозащитник общественной организации “Стоп коррупции” Владимир Цыганов не смог объяснить журналистам, обратившимся к нему за комментарием, почему защищаемые ими компании были не допущены к тендеру УЗ. 

“Отказы можно посмотреть на тендере. У нас есть письмо, я вам точно скажу. Например, то, что не предоставили каких-то технических условий изготовления масла, которое вообще не фигурировало в тендере”, — сообщил он. Аналогично представитель “Стоп коррупции” не смог четко назвать, когда именно проводились спорные тендеры и не были ли они отменены вообще. Зато был абсолютно уверен в том, что происходящее точно имеет коррупционную составляющую. 

“Здесь есть коррупционная составляющая, поскольку в схеме задействовано большое количество людей”, — уверен Цыганов. 

Что же произошло на самом деле? Компании, чьи заявки на участие в тендере были отклонены из-за того, что те не подали полного комплекта требуемой документации, обратились за защитой в Антимонопольный комитет. 

АМКУ, рассмотрев материалы дела, признал действия тендерного комитета “Укрзализныци” при закупке масел и смазочных материалов полностью правомерными. 

Это решение и стало спусковым крючком для начала кампании по дискредитации УЗ, которая якобы не допустила к тендеру компании, предлагавшие цены на 30% ниже, чем у конкурентов. 

“Эта манипуляция рассчитана на тех, кто не понимает, как проходят тендеры в системе Prozorro. Ведь в этих тендерах цена участников не может быть известна никому до начала аукциона, и на сегодня он не проводился. А именно проведению этого аукциона и мешают многочисленные жалобы. “Укрзализныця” выступает за прозрачный и честный отбор поставщиков любой продукции и призывает не прибегать к манипуляциям. Особенно в ситуации, когда “Укрзализныце” необходимо сформировать запас смазочных материалов для восстановления пассажирского движения и бесперебойных грузоперевозок”, — говорится в официальном комментарии компании. 

К слову, тут стоит вспомнить, что ОО “Стоп коррупции”, которая на сегодня находится на передовой кампании против УЗ, была исключена из Глобальной сети журналистов-расследователей GIJN еще в сентябре 2018 года. Как пояснил тогда Дэйв Каплан, исполнительный директор GIJN, “группа слишком вовлечена в политическую активность, а также были тревожные утверждения об отсутствии журналистского профессионализма и о конфликте интересов”. 

За этими сдержанными комментариями стоят множественные действия журналистов “Стопкора”, которые явно доказывали, что организация превратила тему борьбы с коррупцией в доходный бизнес. Пожалуй, самая известная тема — вымогательство взяток от застройщиков за возможность спокойно продолжать строительство. 

Что же поможет быстрее разрулить конфликт вокруг тендеров УЗ? Ответ лежит на поверхности: скорейший запуск прозрачных конкурентных конкурсов и расширение списка его участников. 

Игорь СМОЛОВ

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Дайджест
Если депутаты Рады хотели вновь поднять шум вокруг земельного вопроса, то им это удалось.
10.07.20, Страна
Досрочно погашать длинные кредиты становится все проблематичнее.
09.07.20
09.07.20, UBR
Экономика мирового гегемона демонстрирует обвальное падение.
09.07.20, Страна
Ситуацию запутал указ президента Зеленского, который объявил призыв с 18 лет.
Депутати пропонують запровадити мінімальний податок за кожний гектар ріллі. Заплатити доведеться всім, хто володіє сільськогосподарською землею.
08.07.20
08.07.20, UBR
За счет преференций евробляхам в цене могут вырасти новые авто
Доходная часть госбюджета Украины хронически не выполняется. В частности, из-за падения налоговых и таможенных поступлений.
08.07.20, Главком
Навіщо президентові різке збільшення мінімалки і чим це загрожує?
07.07.20
Экономически слабая Украина – проблема для Европейского Союза. И в их интересах не препятствовать реализации в Украине тех же подходов, которые ЕС реализует у себя.
Пік споживання електрики зазвичай припадає на ранок та вечір. Пандемія коронавірусу чи не вперше в історії змусила мільйони людей в різних країнах цілодобово залишатися вдома та змінювати свої звички.
06.07.20
03.07.20
02.07.20
01.07.20
30.06.20
26.06.20
25.06.20
24.06.20
23.06.20
22.06.20


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!