Подробнее Запомнить город


Кошельки с популизмом

размер текста:

Украина, и сейчас стараниями властей медленно, но уверенно превращающаяся в европейское посмешище, на будущей неделе рискует усилить негативные представления о себе. И оказаться в еще более неоднозначной, я бы даже сказал, пикантной ситуации. Политикум посвятит свое драгоценное время двум главным темам: опять закону о выборах президента Украины и новому "хиту сезона" — проекту госбюджета страны на 2010 год, разработанному и переданному в Верховную Раду правительством Юлии Тимошенко. Острейшую же пикантность ситуации придают два обстоятельства, смысл которых сводится к тому, что политики могут заниматься тем, что будут шить популистски красивые ширмы для народа, за которыми, сокрывшись от глаз людских, сами будут обтяпывать свои делишки втихую и в ручном режиме.

В первую очередь, это, конечно же, касается многострадального закона о выборах президента. Он фактически вступил в силу, будучи опубликованным за подписью спикера Рады Владимира Литвина. Президент Виктор Ющенко ветировал данный акт, но парламентарии дружно и убедительно преодолели вето. Еще бы им не преодолеть! Основу "антипрезидентщиков" составляли фракции Партии регионов (ПР) и Блока Юлии Тимошенко (БЮТ), чьи лидеры — Виктор Янукович и все та же премьер Тимошенко — не только хотят побороться за главное кресло страны, но и жаждут делать это между собой, отбросив, как ненужное пятое колесо к телеге, даже Ющенко. Не говоря уже о других "претендентах на папаху".

Ющенко с этим категорически не согласен. Ему кто-то, кому, наверное, что-то было нужно от Президента, сказал, что у него растет рейтинг, а значит, появляются и шансы повторить свой успех 2004 года и выиграть выборы-2010. Вот глава государства и обратился в Конституционный суд (КС), чтобы тот признал неконституционными некоторые статьи уже вступившего в силу закона.

В своих претензиях Президент, ясное дело, избрал беспроигрышную, чисто популистскую позицию — защитника прав простых граждан, сужать объем которых не имеет права никто. Так записано в Конституции (статья 22), а значит, КС может (более того, по мнению президентских сторонников, обязан) пойти на поводу у главы государства. Ющенко увидел такое сужение прав граждан-избирателей в том, что суды, по новому закону, практически выведены из избирательной кампании и не смогут защитить избирательные права как кандидатов, так и электората. Что люди, выехавшие за границу и не ставшие там на консульский учет, не смогут проголосовать и избрать себе вождя. Что местные избиркомы должны формироваться исключительно из граждан, проживающих на данной территории. Что нет открепительных талонов для желающих волеизъявиться не по месту жительства.

Все это действительно некоторым образом ограничивает разгул избирательной демократии. Но с другой стороны, это резко минимизирует вмешательство "потусторонних" сил в процесс избрания главы государства, уменьшает возможности для фальсификаций результатов выборов при помощи разных "каруселей" товарищей с открепительными талонами и вбросов голосов граждан из-за границы, делает невозможной коррекцию народного волеизъявления при помощи проплаченных судов и т. д. А самое главное — в том, что не только закон уже действует, но и полным ходом идет неофициальная избирательная кампания. Властолюбивыми господами и товарищами тратятся сумасшедшие деньги на технологов и "бигморды" кандидатов по стране, формируются группы поддержки и противостояния "врагам". А Ющенко, получается, хочет поломать эту не свою идиллию и обломать чужое предвкушение победы. Вряд ли у него что-то получится — либо его будут "мочить" критикой не по-детски, либо попытаются договориться о правилах игры и гарантиях его безопасного существования после неизбежного пролета мимо президентского кресла в январе-феврале 2010 года. Но при большом желании КС может помешать многим. И кто его осудит, если он будет это делать под знаменем "защиты прав граждан"…

Во-вторых, не меньше сложностей и с проектом госбюджета-2010. Тимошенко, премьер и кандидат в президенты, демонстрируя свое законопослушание, подала проект "главного кошелька страны" в срок — к 15 сентября текущего года. И, конечно же, будет настаивать, чтобы бюджет был принят парламентом. Более того, "прэмьерка" даже допустила возможность введения "кошторыса" в действие постановлением кабинета. Если депутаты заупрямятся и провалят это бюджетное начинание. То есть таким образом она хочет "убрать" главный вопрос бюджетной эпопеи времен избирательных баталий: для кого этот бюджет принимается и кто его будет выполнять? Тимошенко всеми силами хочет продемонстрировать, что бюджет она пишет для себя и для своей "кАманды" и что она по нему и будет работать, когда возглавит страну и обзаведется "своим" правительством со своим же премьером во главе.

Согласно проекту, расходы госбюджета утверждены в сумме 324 млрд. грн., доходы — на уровне 285 млрд. грн. (на 19% больше плана доходов на 2009 год). Следовательно, дефицит определен в 46,7 млрд. грн. (3,97% ВВП). Этот показатель должен одобрить и главный нынешний "спонсор-благодетель" Тимошенко — МВФ, который выделяет Украине кредит на $16,43 млрд. В Фонде считают, что бюджетный дефицит в 2010 году в Украине не должен превышать 3% ВВП, а с учетом компенсаций "Нефтегазу Украины" — 4% ВВП. По планам кабинета, он должен покрывать дефицит бюджета в основном за счет заимствований (36,7 млрд. грн.) и частично — за счет доходов от приватизации (10 млрд. грн.). Курс доллара предусмотрен на уровне 7,5 грн. за "бакс", инфляция — в 9,7%, предельный уровень долга в 2010-м — 349 млрд. грн. (менее 30% ВВП). При этом Тимошенко совершенно неожиданно для нее не обещает немедленно повышать жизненный уровень избирателей, а говорит, что реальное повышение жизненного уровня сограждан (до 40%) начнется в декабре будущего года. То есть когда этот бюджет будет практически выполнен.

Оппозиция в лице лидера ПР Януковича немедленно подвергла главный финансовый документ Украины уничижительной критике. "…Вспомните обещания "оранжевых", начиная с Майдана. Закончился Майдан — они эти обещания утилизировали. Подошли выборы 2006 года — они придумали новую популистскую программу и новые обещания. Прошли выборы — утилизировали и эти обещания и забыли о них. И сейчас в очередной раз они уже традиционно подготовили программу обмана украинского народа", — сказал лидер ПР.

ПР считает госбюджет-2010 нереалистичным по всем показателям: от уровня инфляции до курса гривни, планируемых доходов и расходов на развитие экономики. Но главным объектом критики стали планы Тимошенко по использованию бюджетных средств и в будущем году в ручном режиме.

Тимошенко, по мнению министра экономики в оппозиционном правительстве ПР Ирины Акимовой, действительно предусмотрела в бюджете возможности самостоятельно, без парламента, увеличивать сумму госдолга и бюджетный дефицит, сокращать любые социальные выплаты, если будут падать доходы в бюджет. Особое подозрение в корысти вызвали у Акимовой возможности выделять беспроцентные займы местным бюджетам, списывать долги Пенсионному фонду и т. д. "Регионалка" немедленно уличила "прэмьерку" в желании обменять лояльность местных властей и отдельных предприятий на бюджетные деньги. По принципу "поддержишь на выборах — получишь займы и преференции в бюджет, спишем долги в Пенсионный фонд".

Тимошенко крыть это, по сути, нечем — бюджетом страны в ручном режиме она управляет в этом году. Не желая слушаться ни Президента, ни парламента и прикрываясь необходимостью "защищать народ" оперативно, без бюрократии. Ющенко же и депутаты опять призывают "любить народ" по закону — неделька обещает быть жаркой…

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Дайджест
Отечественная внешняя торговля представляет собой историю неуспехов, а порой - и откровенных провалов. Почему наша страна не умеет защищать свои экономические интересы, и есть ли шанс исправить эту ситуацию.
Подземные хранилища газа в Украине забиты под завязку, но само топливо дорожает. В ближайшие месяцы его стоимость может достичь 7-8 тыс. грн за 1 тыс. кубометров.
В отличие от финансового кризиса 2008–2009 годов, когда глубокий спад спроса (и соответственно — цен) наблюдался по всем сырьевым товарам, последствия пандемии COVID-19 для отдельных частей сырьевого рынка оказались различными, отмечает в своем новом докладе Всемирный банк.
21.10.20
21.10.20, Газета.ru
Цифровизация бизнеса приведет к потере 85 млн рабочих мест в 26 странах мира, предупреждают эксперты Всемирного экономического форума в докладе "The Future of Jobs 2020". Это произойдет уже в 2025 году.
Европейские партнеры требуют от Украины более жесткого налогового контроля для украинских бизнесов – и стандарты BEPS должны его обеспечить. Но следствием может стать эмиграция бизнеса
20.10.20
БізнесЦензор зібрав коментарі від трьох українських підприємств – ЗТР, Укрелетроапарат та концерну НІКМАС – щодо проєкту закону про локалізацію. Резюме: Україна запускає те, що у всьому світі діє вже давно.
Офис президента обнародовал все пять вопросов, которые будут заданы украинцам в день голосования на местных выборах 25 октября. Один из них касается создания свободной экономической зоны на Донбассе.
19.10.20
"Зеленый" водород – экологически чистое топливо, которое может заменить ископаемые источники энергии уже в ближайшем будущем. Какие источники водорода существуют, и почему это топливо перспективно для Украины.
Алюминий подорожал до максимальных значений за полтора года. Стоимость металла на LME достигла 1863 долл/тонну за счет активного спроса в Китае и ослабления курса доллара.
16.10.20
"Банковская реформа" Валерии Гонтаревой и членов ее команды Якова Смолия и Екатерины Рожковой не была успешной. Создается впечатление, что предыдущие пять лет вся финансово-банковская система работала против отечественных производителей.
15.10.20
13.10.20
12.10.20
09.10.20
08.10.20
06.10.20
05.10.20
02.10.20
01.10.20
30.09.20
29.09.20
28.09.20
25.09.20
24.09.20
23.09.20
21.09.20


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!