Подробнее Запомнить город


НИТКА не выдержала напряжения

размер текста:

На этой неделе были сорваны учебные занятия корабельного истребительного авиационного полка Северного флота РФ в Крыму. Украинская сторона мотивирует отказ допустить российских военных летчиков на свой полигон техническими проблемами. Источник в штабе ВМФ РФ вчера сообщил информагентствам, что причина – в «постоянно меняющейся политической конъюнктуре в Украине». А военные эксперты отмечают, что скандал разгорелся из-за неспособности сторон договориться о стоимости аренды полигона в Крыму.

Построенный в начале 1980-х возле города Саки научно-испытательный тренажер корабельной авиации (НИТКА) до сих пор остается уникальным. Подобный существует только в США, однако даже он уступает по размерам и техническим параметрам украинскому объекту, рассказал «НГ» источник, близкий к Минобороны. По его словам, НИТКА представляет собой огромный комплекс, в точности имитирующий условия взлета и посадки на трехпалубный авианосец. Трехсотметровая взлетно-посадочная полоса может приводиться в действие специальными установками, которые раскачивают ее, как штормовое море. «Летчики учатся взлетать со специального трамплина и с броскового устройства, подобного катапульте, а аэрофинишер помогает полностью воссоздать условия посадки на палубу», – пояснил источник «НГ».

Как раз аэрофинишер, по словам пресс-секретаря Генерального штаба Украины Сергея Кузьмина, стал причиной скандала: «Возникла техническая проблема. У нашего аэрофинишера закончился ресурс использования. Он в исправном состоянии, однако мы юридически не имеем права продолжить его ресурс, это прерогатива завода-изготовителя». Кузьмин добавил, что завод находится в Санкт-Петербурге: «Как только российская сторона решит этот вопрос, она сможет использовать НИТКА».

Источник, близкий к Минобороны, удивился такому объяснению: «Там четыре финишера. Каждый из них представляет собой металлический трос, сантиметров шесть в диаметре и метров тридцать длиной. Это ерунда по сравнению с технической сложностью всего полигона. Неужели нельзя было если не заменить тросы вовремя, то хотя бы по-человечески предупредить о проблеме заранее?»

Эксперт считает, что реальной причиной недоразумений стали засекреченные переговоры между Министерствами обороны Украины и РФ, состоявшиеся летом. Предполагалось, что стороны подпишут соглашение об использовании НИТКА, четко регламентирующее все связанные с этим вопросы. Необходимость в этом возникла потому, что скандалы с учениями российских летчиков в Крыму регулярно возникают с 2003 года, когда президентом был еще Леонид Кучма. До этого времени российская сторона платила украинской за аренду полигона по 500 тыс. долл. ежегодно. Однако часть оплаты поступала в виде запчастей для украинской авиации и флота. У Киева появились претензии и к самой запутанной схеме, и к оценке стоимости поставок, и к срокам выполнения обязательств. Украинские военные рассказали «НГ», что поставки необходимых запчастей задерживались порой на полтора года: «Претензии предъявлять было некому, ведь российский завод-изготовитель не имел никакого отношения к договоренностям министерств обороны, а на взаимоотношения и договоренности российского оборонного ведомства с заводами ОПК мы повлиять никак не могли». Поэтому украинская сторона вынуждена была оказать давление на российских чиновников, отказываясь допустить летчиков Северного флота к крымским тренажерам. В прошлом году это мотивировалось участием Черноморского флота РФ в конфликте вокруг Южной Осетии. Весной 2009 года министр обороны Украины Юрий Ехануров накануне своей отставки пообещал урегулировать вопрос.

словам собеседников «НГ», украинская сторона попыталась внести в новые соглашения те пункты, на которых настаивает с 2006 года: повысить стоимость аренды НИТКА до 2 млн. долл. в год, причем получать эти средства деньгами, а не товарами и услугами; допустить третьи страны к использованию крымского полигона на коммерческих условиях. В частности, речь шла о допуске к тренировкам на НИТКА китайских летчиков, которым предстоит летать на закупленных в РФ палубных истребителях Су-33. Отдельные источники, близкие к украинско-российским переговорам, утверждают, что были и «сопутствующие условия», касающиеся начала переговоров о выводе российского флота из Крыма к 2017 году и протеста украинской стороны против модернизации вооружений и замены техники ЧФ. Впрочем, официально ни одна из сторон не раскрывает сути переговоров.

Директор Центра исследований армии, конверсии и разоружения Сергей Згурец считает, что причиной нового конфликта могли стать в равной степени и сложности, связанные с подготовкой нового соглашения об использовании НИТКА, и обострившиеся политические украинско-российские отношения. Он отметил, что стороны вынуждены будут найти компромиссное решение, поскольку Украина не заинтересована в консервации уникального комплекса, а России он крайне необходим для развития морской авиации. Если сейчас флот РФ располагает одним авианосцем «Адмирал Кузнецов» в Северном море, то в будущем планируется создать пять-шесть авианосных ударных групп. Поручение разработать план создания современных авианосцев президент Дмитрий Медведев выдал Минобороны РФ: «У этих кораблей должны быть атомная энергетическая установка, новые электронная начинка и вооружение».

В прошлом году, когда российская сторона объявила о решении отказаться от услуг украинских станций предупреждения о ракетном нападении в Севастополе и Мукачеве, было утверждено также решение о строительстве до 2012 года аналогичного крымскому учебного центра палубной авиации в Краснодарском крае. Стоимость проекта оценивалась примерно в 200 млн. долл. Поскольку из-за мирового кризиса эти планы были отложены, российским военным пришлось вернуться к переговорам об использовании НИТКА. Но, судя по развитию ситуации, без вмешательства руководителей государства конфликт не может быть разрешен. А проволочки в очередной раз срывают учебные планы российских военных летчиков, у которых тренировки приходятся на конец лета – начало осени.

Татьяна Ивженко

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Дайджест
Украина хочет вернуть Газпром в девяностые.
СМИ много пишут о правом развороте в политике самых экономически развитых стран. Но это политика – а вот в экономике в последнее время все больше доминируют левые настроения.
Головні питання щодо нової тарифної політики київського транспорту.
Курс гривны во многом будет зависеть от ситуации на мировых рынках.
17.07.18, Газета.ru
Нафтогаз ответил на слова Путина о готовности сохранить транзит газа.
17.07.18, Сегодня
Не добившись от Путина уступок ни по одному из направлений, Трамп придал российскому президенту значимости на международной арене, выдав своего рода "индульгенцию" на дальнейшие преступления.
17.07.18, ubr.ua
Сторонние компании возят для банков деньги, мониторят залоги и хранят документы.
Подорожание проезда в общественном транспорте до 8 грн за поездку не повлечет за собой повышение уровня комфорта. Новые трамваи и автобусы завтра на улицах не появятся. А вот транспортный коллапс в столице стал гораздо более вероятным.
17.07.18, Сегодня
Противостояние Вашингтона и Пекина может дать импульс нашей экономике, но грозит экспорту сырья.
Президенты США и РФ Дональд Трамп и Владимир Путин встретились в понедельник, 16 июля, в Хельсинки. Они много говорили об американских выборах, о взаимоотношениях двух стран и мало говорили об Украине, по крайней мере, публично. Как в столице Финляндии встречали мировых лидеров, и о чем говорили президенты - в репортаже РБК-Украина с места событий.
16.07.18
14.07.18
13.07.18
12.07.18
11.07.18


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!