Подробнее Запомнить город


Экономику превращают в цирк

Кабмин предлагает предусмотреть в Государственном бюджете на 2010 г. расходы на поддержку угольной промышленности в размере 21,6 млрд. грн. Об этом вчера сообщила премьер Юлия Тимошенко на презентации проекта госбюджета на 2010 г. По ее словам, в частности, прямая поддержка отрасли из госбюджета планируется на уровне 12,6 млрд. грн., из которых 5,4 млрд. грн. будут потрачены на компенсацию по себестоимости, 4,2 млрд. грн. — на пенсионное обеспечение шахтеров, и 1,1 млрд. грн. — на строительство и техническое перевооружение шахт. Еще 6,5 млрд. грн. в бюджете будет предусмотрено на предоставление госгарантий по кредитам, привлекаемым угольными компаниями на переоснащение.

Как известно, правительство дотирует из бюджета только государственные шахты, которые находятся в подчинении Министерства угольной промышленности.
По данным Минуглепрома, в I полугодии 2009 г. государственные угольные компании произвели 12505 тыс. т энергетических и коксующихся углей общей товарной стоимостью 5582,7 млн. грн. При этом на протяжении января-июня Минуглепром получил из бюджета 5217,8 млн. грн. бюджетных дотаций. То есть это означает, что на каждую гривню произведенной продукции государство выделяло угольщикам дотаций еще на 1 грн. Грубо говоря, отечественная угольная отрасль работает с отрицательной рентабельностью -100%.

Если же принять госбюджет на 2010 г. в том варианте, который предлагает госпожа Тимошенко, государство в следующем году будет выделять угольной отрасли 2 грн. на каждую гривню произведенного угля.

Руководители правительства, народные депутаты, профсоюзные лидеры угольщиков всегда и везде выступали за увеличение бюджетного субсидирования угольной отрасли. В этом нет ничего удивительного — сотни тысяч избирателей Донбасса и других регионов страны, занятые в угольной промышленности, боятся лишиться работы и жаждут роста зарплат.

Не возражают также против увеличения бюджетных субсидий в отрасль ни хозяева металлургических комбинатов, ни собственники машиностроительных предприятий, производящих горно-шахтное оборудование.

Так что на первый взгляд социалистическая планово-распределительная и планово-убыточная экономика в украинской угольной отрасли всех устраивает.
«Безусловно, можно возразить, что увеличение бюджетных субсидий позволит стабилизировать финансовое состояние государственного угольного сектора, а также больше тратить средств на запуск новых лав и установку нового оборудования, что приведет к повышению эффективности отрасли. Однако пока отраслевая динамика свидетельствует о противоположном. Из года в год растет уровень бюджетных вливаний в угольную промышленность, как и цены на отечественный уголь, однако эффективность отрасли от этого не повышается»,— отметил один из парламентских экономистов.

Не стал исключением из печального ряда и нынешний год. Так, в I полугодии средняя себестоимость угля на государственных шахтах возросла на 24,5% — до 702,6 грн. за 1 т. При этом общий размер убытков составил 3204 млн. грн., увеличившись по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом на 64,4%. Снизились объем угледобычи и уровень капитальных вложений в отрасли.

Руководители Минуглепрома могут, конечно, жаловаться на кризис, однако частные угольные предприятия даже в кризисных условиях почему-то демонстрируют немного иную производственную динамику. Есть основания считать, что деградация отечественной угольной отрасли будет продолжаться до тех пор, пока в стране не найдутся честные руководители, которые скажут, что угольный бассейн Донбасса отличается наиболее сложными в мире горно-геологическими условиями и что нигде больше в мире уголь на глубине 1 км и толщиной пласта в 1 м в шахтах крутого падения не добывают.

Нужно также сказать, что угольная промышленность Украины нуждается в серьезной санации, а экономика многострадального Донбасса — в коренной реструктуризации, что требует создания сотен тысяч новых рабочих мест, строительства новых предприятий и развития новых отраслей.

К сожалению, ни правительство Виктора Януковича, ни правительство Юлии Тимошенко за общих шесть лет своей деятельности ничего для реального разрешения проблем угольной отрасли не сделало.

Олег Кильницкий

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Дайджест
Украина хочет вернуть Газпром в девяностые.
СМИ много пишут о правом развороте в политике самых экономически развитых стран. Но это политика – а вот в экономике в последнее время все больше доминируют левые настроения.
Головні питання щодо нової тарифної політики київського транспорту.
Курс гривны во многом будет зависеть от ситуации на мировых рынках.
17.07.18, Газета.ru
Нафтогаз ответил на слова Путина о готовности сохранить транзит газа.
17.07.18, Сегодня
Не добившись от Путина уступок ни по одному из направлений, Трамп придал российскому президенту значимости на международной арене, выдав своего рода "индульгенцию" на дальнейшие преступления.
17.07.18, ubr.ua
Сторонние компании возят для банков деньги, мониторят залоги и хранят документы.
Подорожание проезда в общественном транспорте до 8 грн за поездку не повлечет за собой повышение уровня комфорта. Новые трамваи и автобусы завтра на улицах не появятся. А вот транспортный коллапс в столице стал гораздо более вероятным.
17.07.18, Сегодня
Противостояние Вашингтона и Пекина может дать импульс нашей экономике, но грозит экспорту сырья.
Президенты США и РФ Дональд Трамп и Владимир Путин встретились в понедельник, 16 июля, в Хельсинки. Они много говорили об американских выборах, о взаимоотношениях двух стран и мало говорили об Украине, по крайней мере, публично. Как в столице Финляндии встречали мировых лидеров, и о чем говорили президенты - в репортаже РБК-Украина с места событий.
16.07.18
14.07.18
13.07.18
12.07.18
11.07.18


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!