Взрыв или гнетущая тишина. Как загибаются флагманы украинской промышленности

Точка зору

Промышленная статистика показывает начало катастрофы. Новые данные Госстата ноябрь к ноябрю свидетельствуют о падении промпроизводства на 6,9%. Логичные последствия в краткосрочной перспективе – увеличение безработицы и новая волна миграции. На фоне укрепления гривни и полного непонимания правительства, что с этим делать, мы предполагаем: через полгода нас может ждать серьезный кризис, который может накрыть целый ряд промышленных городов (прежде всего Запорожье, Днепре, Харькове) и, безусловно, повлияет на ситуацию в стране в целом.

Мы решили посмотреть, как обстоит дело в нескольких промышленных центрах Украины, на предприятиях, названия которых на слуху у каждого.

Запорожье

Здесь, по оценкам экспертов, под угрозой утраты доходов и потери работы оказалось порядка 35 тыс. человек – работников местных предприятий. А с семьями это около 100 тыс. человек, недовольных жизнью.

"Мотор Сич"

В тяжелом положении находится и запорожское предприятие "Мотор Сич" – одно из ведущих в мире по производству авиационных газотурбинных двигателей для самолетов и вертолетов, а также промышленных газотурбинных установок. С одной стороны, "Мотор Сич" стала заложницей экономической войны между Китаем и США, с другой – жертвой пренебрежения со стороны государства и собственного недальновидного менеджмента.

Этот год стал для завода совершенно провальным. Чистый убыток по итогам января-сентября составил 532,7 млн грн, тогда как аналогичный период 2018-го компания завершила с чистой прибылью в 543,2 млн грн.

С августа на заводе введен режим строжайшей экономии. Инженеры, по нескольку лет работающие над новыми проектами, признаются, что дальнейшая их реализация призрачна. Работники переведены на 4-дневную рабочую неделю, при этом на "Мотор Сичи" сейчас довольно серьезно говорят и о "трехдневке". Под угрозой социальный пакет работников – оздоровление, отдых, доставка на работу и т.д., в который "Мотор Сич", действительно, серьезно вкладывалась. Для многих членов тридцатитысячного коллектива это становится серьезным испытанием, хотя пока работники и говорят, что в 1990-х было хуже.

"Запорожтрансформатор"

В начале года принятые Верховной Радой поправки к Переходным положениям Налогового кодекса привели к тому, что иностранные производители трансформаторов получили ценовые преференции на два года. Что, в свою очередь, ведет к потере единственного стратегического предприятия Украины в электроэнергетической отрасли – ЧАО "Запорожтрансформатор".

Входящее в группу "Энергетический стандарт" Константина Григоришина предприятие – один из крупнейших в Европе производителей силовых масляных трансформаторов и электрических реакторов, его коллектив – 2500 человек. Но в октябре 2019-го из-за долгов в размере более 10 млрд грн (при собственных активах 4 млрд грн) началось банкротство предприятия.

Сами запорожцы, кстати, указывают на странное поведение властей: российский рынок для их продукции закрыт, а вот российские производители-конкуренты – свободно работают в Украине, принимают участие в тендерах и, пользуясь государственными преференциями, предлагают более выгодные условия.

"Запорожсталь"

Металлургический комбинат "Запорожсталь", входящий в Группу "Метинвест" Рината Ахметова, в ноябре сменил гендиректора – теперь предприятием управляет Александр Мироненко. Но ему досталось нелегкое время. Из-за кризиса в металлургии Группа "Метинвест" останавливает часть инвестпроектов, кроме критичных и экологических. Также пройдут сокращения персонала на всех предприятиях включая "Запорожсталь", "Запорожкокс" и "Запорожогнеупор".

Комментируя ситуацию, гендиректор Группы "Метинвест" Юрий Рыженков отметил: "Мы заходим в самый жесткий кризис за последние 10 лет. В частности, "Метинвест" вынужден сократить выполнение инвестиционной программы 2019 г. Компания приостановит реализацию отдельных проектов, кроме критичных, предусмотренных Технологической стратегией, и проектов с существенным экологическим эффектом".

АвтоЗАЗ

ЧАО Запорожский автомобилестроительный завод (ЗАЗ) уже больше года проходит процедуру банкротства. Проблемы лежат в финансовой плоскости – завод нуждается в санации. Производство автомобилей на нем прекратилось еще в январе 2019-го, предприятие, входящее в корпорацию УкрАВТО бизнесмена Тариэла Васадзе, практически мертвое. (Вспомним: в рекордном для себя 2007-м "АвтоЗАЗ" выпустил 280 тыс. машин, из которых более половины произвели по полному циклу.) В мае 2019 г. имущество ЗАЗа выставлено на торги.

Запорожская АЭС

Здесь по разным причинам периодически останавливают энергоблоки. То ремонт, то проблемы с безопасностью, то еще что-то. Энергетические блоки изношены и требуют замены, но на это нет денег. Понятно, что на социальную инфраструктуру средств тоже не хватает.

Днепр

КБ "Южное" и предприятие "Южмаш"

КБ "Южное", как основной источник новых разработок,  не выполняет эту функцию. За годы независимости оно лишь создало несколько модификаций советских ракет. Именно за счет них и удалось участие в международных проектах.

1 ноября руководство конструкторского бюро "Южное" уволило директора завода "Южмаш" Сергея Войта. Позже, 4 ноября, Кабинет Министров на внеочередном заседании уволил Павла Дегтяренко с должности главы Государственного космического агентства и объявил конкурс на эту должность.

За период с 2015 по 2017 гг. КБ "Южное" практически перестало давать заказы "Южмашу". Так, доля КБ в объемах поступлений от заказчиков завода сократилась в 34 раза в денежном измерении и более чем в 25 раз в относительном. Сегодня часть поступлений от КБ "Южное" не превышает 1% в общем объеме.

"Днепразот"

АО "ДнепрАзот" входит в структуру группы "Приват". Завод расположен в Каменском (Днепропетровская обл.), специализируется на производстве удобрений. Чистая выручка предприятия еще в 2017 г. составила 7,3 млрд грн. Но с прошлого года предприятие регулярно уходит в режим вынужденного простоя, требует особых условий поставок газа, потеряло большую долю украинского рынка азотных удобрений и т.д.

"ДнепрАзот" – это 4 тыс. работников, доходы которых уже значительно упали. И будущее предприятия – под большим вопросом.

Кривой Рог

"Арселор Миттал"

Компания летом нынешнего года подверглась череде скандально-громких проверок и обысков со стороны силовых структур, а также личной критике президента Владимира Зеленского. После чего встал вопрос о том, продолжит ли вообще крупнейший в стране металлургический комбинат работать в Украине.

Если конфликт с властью не будет урегулирован и разгорится с новой силой, порядка 30 тыс. работников в Кривом Роге могут остаться без работы. А крупнейший иностранный инвестор (в комбинат вложено $9 млрд) – со скандалом уйти из Украины.

Харьков

Завод им. Малышева

Именно этому предприятию устроил в начале ноября разнос президент. Зеленский заявил, что был шокирован, узнав, что харьковский Завод им. В. А. Малышева с 2009 г. выпустил только один танк для Вооруженных сил Украины.

"Я в шоке, что касается статистики. А статистика такая, что в советские времена было 900 танков в год", – сказал он на совещании по проблемным вопросам деятельности ГК "Укроборонпром". Зеленский указал, что на заводах оборонно-промышленного комплекса есть задолженность по зарплате до четырех лет, уровень зарплат очень низкий, а зимой люди работают в помещении при нулевой температуре.

А еще весной АК "Харьковоблэнерго" отключила ГП "Завод им. Малышева" от электроэнергии за долги. Долг завода перед облэнерго составлял 4 млн 124 тыс. грн.

"Турбоатом"

На предприятии работают почти 3,5 тыс человек. Они занимаются производством турбин по замкнутому циклу: от проектно-конструкторских и научно-исследовательских работ до изготовления, сборки, испытания турбин и отгрузки. 75% "Турбоатома" принадлежит государству, а 25% – приватизировано.

И вот теперь гендиректор АО "Турбоатом" Виктор Субботин считает, что требование Кабмина выплатить не 50%, а 90% полученной заводом прибыли в качестве дивидендов на долю государства в пакете акций может привести к остановке предприятия.

"Кабмин принял решение увеличить эту долю до 90%, а это еще +230 млн грн, которые завод должен уплатить в течение недели. Таких денег нет. Если предположить, что эта сумма будет списываться в принудительном порядке, это неизбежно приведет к остановке производства, а значит – срыв контрактов и совместных проектов "Турбоатома" и "Электротяжмаша", – подчеркнул генеральный директор.

Социальный взрыв или тишина?

Как видим, ситуация в крупнейших промышленных центрах Украины, на ее ведущих предприятиях, все хуже и хуже. Не то чтобы прямо завтра десятки тысяч людей будут выброшены на улицу, но вполне реально, что их зарплаты сократятся до такого уровня, когда ходить на работу станет просто бессмысленно.

На кризис в промышленности в 2020 г. вполне могут наложиться проблемы в сельском хозяйстве. Сухая осень, бесснежная зима – озимые, можно сказать, сеяли впустую. Очень вероятно, что доходы экспортеров аграрной продукции в следующем году упадут. А промышленность не сможет поддержать экономику…

Многие наблюдатели полагают, что результатом нынешней – провальной – промышленной политики действующего правительства может стать социальный взрыв в промышленных регионах (Запорожье, Днепр, Харьков). По такому сценарию десятки тысяч людей потеряют возможность кормить свои семьи… Вот только социальный взрыв был бы еще далеко не худшим вариантом – он бы что-то поменял, кое-кому в Киеве мозги на место поставил. Но по другому сценарию – будет гнетущая тишина. Потому что спрос на рабочие руки в Польше не падает – скорее, наоборот, растет после того, как открылся рынок труда Германии. Так что мы получим лишь новую волну трудовой эмиграции – волну, которая может стать фатальной для украинской промышленности.

Какой есть выход из ситуации? Прежде всего – возвращение во власть профессионалов. Второе: высшее руководство государства должно одернуть силовиков, действия которых сейчас больше похожи на желание все уничтожить (прежде всего речь идет об СБУ, ГБР и НАБУ). Третье: нормализовать денежную политику государства. Крепкая гривня просто "убивает" экспортеров, а с помощью ОВГЗ затягивается петля на "шее экономики".

Наконец, самое важное: стоит отбросить предубеждения о том, что протекционизм – это абсолютный вред. Одно дело – теория, прописанная в неолиберальных  (не всех!) учебниках по экономике, другой – реальное управление государством в кризис. Тогда, когда для определенных отраслей здоровый протекционизм может стать настоящим спасением.

Денис ЛАВНИКЕВИЧ

Новини

25 Квітня 2024

Австралійська Mineral Resources збільшила видобуток літію

У НБУ очікують на уповільнення темпів інфляції

Нацбанк знизив облікову ставку до 13,5%

В Німеччині скорочується споживання сталі

SSAB очікує зниження цін на сталь у другому кварталі

Імпорт сталі до США у березні зріс на 1,5%

Нігинський кар’єр повторно виставили на аукціон за 26,32 млн грн

Україна продовжила антидемпінгові мита на імпорт арматури та катанки з рф

До порту Одеси прибув великий контейнеровоз з Китаю

Держава має прибрати перепони, які блокують інвестиції в розвиток зеленої енергетики – адвокат 

Centravis збільшив випуск труб на 14%

Єврокомісія хоче запровадити санкції проти суден, які перевозять військову техніку з КНДР до рф

Інтерпайп пропонує скоригувати систему бронювання працівників у прифронтових регіонах

На півдні Україні окупанти пошкодили обладнання вітрової станції

BHP Group запропонувала купити Anglo American за 38,8 млрд дол

Бразилія запроваджує квоти на імпорт 11 видів сталевої продукції

ВСІ НОВИНИ ⇢