Недостаточно черная пятница. Почему украинцы не дождутся таких скидок, как американцы

Точка зору

Покупающая Америка…

Этот праздник безудержного потребления разошелся по миру из США, там c пятницы, идущей после Дня благодарения (выпадает в промежуток времени с 23 по 29 ноября), начинается рождественский сезон распродаж: этот обычай установился еще в XIX в. Насчет происхождения самого термина "Черная пятница" ходят разные версии, но рассказывать о них оставим маркетологам.

В США этот день "отмечают" по-максимуму. Сотрудникам розничной торговли не до отгулов: в Черную пятницу магазины открываются очень рано — около пяти утра, а некоторые крупнейшие торговые сети начинают работать и вовсе в полночь. Чтобы привлечь в магазины как можно больше покупателей, первым из них предлагаются весьма серьезные скидки — от 50 до 80%. Именно из-за них потом появляются так любимые телевизионщиками всего мира кадры врывающейся в магазин толпы, людей, дерущихся за коробки с бытовой техникой…

По данным Национальной федерации розничной торговли США, совокупное количество покупателей в Черную пятницу в последние годы превышает 200 млн человек, средний чек — порядка $400 (что не так много, как можно было бы ожидать, учитывая накал маркетинговых страстей). Та же статистика показывает, что около 20% всех розничных продаж в США совершается в период между Черной пятницей и Рождеством.

Отдельная тема — поведение потребителей в эти дни. Еще за два месяца до старта распродаж пользователи сети начинают регистрироваться на специализированных сайтах, информирующих о предстоящих скидках. Многие лично посещают магазины, присматривают себе товары, которые планируют купить в Черную пятницу. Заранее примеряют одежду и обувь, выясняют технические характеристики и функционал бытовой и электронной техники.

В свою очередь, крупные торговые сети стараются как можно раньше сообщить о своей полной готовности принять участие в Black Friday. Причем не только в США — этот "день ритейлера" стараниями маркетологов давно уже известен во всем мире. Но поскольку День благодарения — больше американский праздник, в других странах границы Черной пятницы размываются. Распродажи по всему миру начинаются раньше — уже с понедельника — и заканчиваются в воскресенье. В Великобритании на покупки в Black Friday, как и в США, тратят в среднем по $400, а вот, например, в Турции — не более $80.

Полезный опыт переняли и идеологические противники США: в Китае при поддержке правительства ввели в моду День холостяка, и этот праздник безудержного потребления по объемам продаж быстро превзошел американский аналог. Причем День холостяка проходит на две недели раньше Черной пятницы. Это сделано очень хитро: многие американцы весь год откладывают деньги к Черной пятнице. А китайские распродажи на День холостяка открываются не только в обычных, но и в интернет-магазинах, и многие американцы свои накопления тратят на китайских торговых площадках, не дождавшись собственной Black Friday.

…Украине не пример

Популярность этой даты в нашей стране быстро растет: в 2018-м все крупные магазины больших городов принимали участие в распродажах, и покупателей было очень много. Также впервые в прошлом году к распродажам подключились, например, авиакомпании и некоторые девелоперы (предлагали дополнительные 5%-ные скидки на квартиры).

По оценкам специалистов GFK Ukraine, прошлогодняя Черная пятница была очень успешной для продавцов бытовой техники и электроники. С 19 по 25 ноября магазинам удалось продать товаров на сумму около 2,5 млрд грн — это на 146% больше аналогичных показателей 2017-го. Самым популярным товаром стали смартфоны, а также ноутбуки и телевизоры. Больше обычного покупателей было в магазинах парфюмерии, ювелирных украшений и одежды.

Тем не менее в целом в Украине к Черной пятнице относятся достаточно спокойно. И хотя магазины полны народу (реклама делает свое дело), но покупки наши соотечественники чаще совершают обдуманно, нежели спонтанно. По данным GFK Ukraine, примерно 60% украинцев считают Черную пятницу в Украине "придуманным праздником", еще 20% готовы что-то купить, но не всегда есть деньги на покупки. Почти 14% украинцев даже при наличии денег не готовы идти за покупками именно в Черную пятницу и только 9%, подобно американцам, ждут ноябрьских распродаж.

Украинский вариант Черной пятницы, как правило, начинается в четверг и длится до конца месяца. Многие магазины начинают распродажи уже с понедельника. Тем не менее пик покупательской активности, как и в большинстве стран, в Украине фиксируется в пятницу.

Достаточно подробные данные о Черной пятнице 2018-го в Украине приводит провайдер скидок Picodi, который провел соответствующее исследование под брендом Black-Friday.Global. Итак, о существовании Черной пятницы знают 88% украинцев. Это те, кому известно, что распродажа проводится осенью, хотя большинство респондентов не могут назвать точную дату. В 2018 г. продажи в Украине в Черную пятницу выросли на 410% по сравнению с обычным днем. Для сравнения: в Польше отмечается рост на 979%, в Финляндии — на 1130%, в Казахстане — более 1600%, в Австрии — 3000%.

Как отмечают авторы исследования, в Украине ритейл может предложить неожиданно высокие скидки. По данным Picodi, средняя скидка по Украине в день распродаж совсем незначительно уменьшилась (с 66% в 2017 г. до 64% в 2018-м). При этом цифры практически совпадают со скидочными ожиданиями украинцев в этот день (62%). Впрочем, результат может быть не вполне релевантным по причине того, что основан на данных по лишь одной интернет-платформе скидок. Если пройтись в Черную пятницу по магазинам, то, может, и не получится скупиться со средним дисконтом в 64%. 

38% украинцев указывают, что уже знают, что купят в период распродаж. Статистика последних лет показывает, что в первую пятерку входят одежда, обувь, бытовая техника, электроника и косметика с парфюмерией. Наименьшим спросом в Black Friday пользуются книги, спортивные товары, нижнее белье.

В среднем на одного участника распродаж приходится 3,8 единицы купленного товара. Украинцы планируют участвовать в распродажах как в интернет-магазинах, так и в торговых центрах. Те, кто не ограничится одним каналом, готовы потратить 3139 грн.

Шутки со скидками

А теперь немного холодного душа. Свое исследование прошлогодней Черной пятницы также провело издание Texty.org.ua. По его данным, по-честному скидки предлагаются редко: из 7280 проанализированных товарных позиций только 7% продавались с реальными скидками. В большинстве случаев украинские магазины на Черную пятницу давали 0% вместо обещанных скидок или даже продавали товары дороже.

Авторы исследования собирали цены на товары (смартфоны, ноутбуки, телевизоры, крупную и мелкую бытовую технику, одежду, сумки, парфюмерию) в интернет-магазинах с мая по ноябрь 2018-го. Потом выбрали те, что продавались со скидками на Черную пятницу и сравнили эту цену со средней стоимостью за полгода.

Результат: только в 486 случаях из 7280 заявленная скидка соответствовала реальной или была близка к ней. В 1653 случаях скидка составляла ровно 0% от средней цены за полгода (то есть скидки не было). Во многих случаях скидка была, но значительно меньше, чем объявленная. Наконец, 991 товар из исследованных продавался дороже, чем обычно. Также нередко в Черную пятницу сбывают залежавшиеся на складах либо бракованные товары.

Остается согласиться с теми, кто считает, что настоящей Черной пятницы в Украине нет, есть рекламный ход. И совсем другая потребительская культура, как и другая культура рознично-торгового бизнеса. Возможно, главная причина того, почему Черная пятница у нас не славится ни такими скидками, ни такими гуляниями, как в Америке, – в том, что торговцы не спускают товар по любой цене, зная, что продадут его и позже, за нужные деньги. Просто в США потребитель значительно чаще хочет иметь товар именно из новой, а не прошлогодней коллекции и сбрасывать к концу года все непроданное – нормальный бизнес. А у нас летом любого года можно найти распродажи товаров с прошлых годов. И не в разе дешевле, как в американскую Черную пятницу, а на считанные проценты.

Денис ЛАВНИКЕВИЧ

Новини

25 Квітня 2024

В Німеччині скорочується споживання сталі

SSAB очікує зниження цін на сталь у другому кварталі

Імпорт сталі до США у березні зріс на 1,5%

Нігинський кар’єр повторно виставили на аукціон за 26,32 млн грн

Україна продовжила антидемпінгові мита на імпорт арматури та катанки з рф

До порту Одеси прибув великий контейнеровоз з Китаю

Держава має прибрати перепони, які блокують інвестиції в розвиток зеленої енергетики – адвокат 

Centravis збільшив випуск труб на 14%

Єврокомісія хоче запровадити санкції проти суден, які перевозять військову техніку з КНДР до рф

Інтерпайп пропонує скоригувати систему бронювання працівників у прифронтових регіонах

На півдні Україні окупанти пошкодили обладнання вітрової станції

BHP Group запропонувала купити Anglo American за 38,8 млрд дол

Бразилія запроваджує квоти на імпорт 11 видів сталевої продукції

Україна отримає €380 млн на підтримку відновлюваної енергетики

Данія може інвестувати у портову інфраструктуру України

Три чверті роботодавців відчувають дефіцит кадрів

ВСІ НОВИНИ ⇢