С неба на землю: Каковы политические последствия продажи украинских гектаров?

Точка зору

Собеседники, с которыми удалось пообщаться 112.ua, указывают на три основные последствия принятия закона о продаже земли. Это рост общественного напряжения, более четкое определение парламентской оппозиции (с одновременным расшатыванием монобольшинства) и потепление в отношениях с кредиторами Украины, в частности МВФ. Впрочем, подробнее о каждом из перечисленных аспектов можно будет говорить тогда, когда закон примет окончательные абрисы. Пока документ утвержден только в первом чтении. Теоретически он даже может быть отклонен, ведь 13 ноября за него проголосовали лишь фракция "Слуга народа" и часть внефракционных нардепов, что совокупно дало 240 голосов. Ко второму чтению желающих продать землю может поубавиться, особенно учитывая общественный резонанс.

Сотни правок

Николай Сольский, нардеп из "Слуги народа" и председатель комитета по вопросам аграрной и земельной политики, говорит о том, что между первым и вторым чтениями закона ожидается целый "вал поправок". "Поправок будет сотни, и принято будет очень многое. Уже есть 117, которые мы наработали за несколько недель на уровне просто обсуждения", – говорит Сольский.

Чего касаются эти поправки, Сольский не уточняет, но понятно, что главная из них коснется количества проданной одному лицу земли. Накануне, в день голосования, на этом моменте акцентировала лидер "Батькивщины" Юлия Тимошенко. "В одни руки раздача земли до 210 тысяч гектаров – это три территории города Киев. Мы открываем с вами путь для того, чтобы в глобальном мире тот, кто имеет больше денег, имел и Украину", – возмущалась она с трибуны Верховной Рады.

Вероятно, что подобное положение будет пересмотрено, о чем в кулуарах Рады журналистам говорил и глава фракции "Слуга народа" Давид Арахамия. "Надо сбалансировать эту норму о максимальном количестве гектаров, которые один человек может покупать", – отметил он. "Мы сможем уменьшить это количество гектаров, если говорить об одних руках, между первым и вторым чтениями", – добавила представительница Кабинета министров в Верховной Раде Ирина Верещук.

 

Условная поправка номер два – это (по словам Арахамия) создание земельного кадастра. Номер три – положение относительно предотвращения рейдерства. "Очень многие люди боятся, потому что сейчас в аграрном секторе действительно очень много кейсов, когда были рейдерские попытки", – констатирует Арахамия. А Николай Княжицкий из "Европейской солидарности" добавляет: "Мы за рынок земли, но когда минимальная цена будет высокой, а украинский фермер – защищенным и имеющим приоритет".

Таким образом, правка номер четыре – это отделение отечественных покупателей земли от нерезидентов. Ожидается, что ко второму чтению в законопроект внесут пункт о том, что иностранцам покупать украинскую землю разрешат только после референдума. Также согласуют и минимальную стоимость гектара – и это уже правка номер пять. Все это необходимо сделать, потому что сейчас получился "не рынок, а базар, на котором украинцы должны продать последнее, свою землю, причем продать за бесценок", – говорит журналистам Алексей Гончаренко из фракции "Европейская солидарность".

Все выше сказанное резюмирует его коллега Ирина Геращенко. "Мы требуем ограничить возможность концентрации земли в одних руках и убрать норму о разрешении на 210 тысяч гектаров собственности, создать прозрачный земельный кадастр, земельный банк, предусмотреть предохранители для защиты плодородия и восстановления земли, рекультивации, предусмотреть минимальную цену, чтобы крестьяне не продали свои паи за бесценок и чтобы им заплатили рыночную стоимость земли", – отмечает она.

А Антонина Славицкая из "Оппозиционной платформы – "За жизнь" говорит, что рассчитывает увидеть среди поправок положения о конечных бенефициарах земельных паев. Они должны быть исключительно юридическими лицами-резидентами и ни в коем случае не иностранными компаниями. Славицкая подчеркивает: референдум о продаже земли иностранцам должен быть проведен обязательно. Все это отразится в наработанных правках, которые будут подаваться в течение 14 дней, а затем поступят на рассмотрение профильного комитета. Лишь бы тот заседал открыто, а не так, как это было с первым чтением, – "втихаря", говорит депутат.
Мертвая свинья и неживая улица

А тем временем фракция "Батькивщина" заявила о том, что переходит в оппозицию к действующей власти. Потому что она, мол, пересекла все возможные красные линии. "Сегодня переломили через колено не только парламент, но и 75% наших людей: фермеров, аграриев, малых и средних сельхозпроизводителей, и проголосовали против Украины", – отметила 13 ноября Юлия Тимошенко.

Она намекнула и на акции протеста, которые, вероятно, развернутся в Украине. "Ко второму чтению мы сделаем все возможное, чтобы вместе с аграриями, профсоюзами, волонтерами и патриотами Украины изъять из закона все, что противоречит законодательству", – пообещала Тимошенко.

Но пока реакция на решение парламента довольно вялая. Под его стенами собирались немногочисленные митинги, количество участников которых почти равнялось количеству правоохранителей, подтянутых к Верховной Раде. Из всего, что происходило в последние дни под парламентом, запомнился разве что гроб с мертвой свиньей – символом умирающего крестьянства.

"Это только перформанс, – комментирует для 112.ua директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев. – Люди были, но их было мало, потому что они до конца не понимают, какие риски заложены в этот закон".

 

"Аграрные вопросы всегда сложные, а аграрные движения всегда сильные. В мире есть крестьянские профсоюзы, которые поднимают фермеров и выводят их на улицу, если правительство принимает "неудачные" решения. Они перекрывают дороги, устраивают забастовки, выливают молоко…", – напоминает Карасев.

"Возможно, ко второму чтению ситуация прояснится, потому что сейчас создается профсоюзный забастовочный комитет, и, может, те фермерские организации, над этим работающие, смогут аккумулировать усилия, потому что партии в парламенте на это не способны. Обычный человек смотрит на происходящее сейчас как на разборки между власть имущими", – говорит эксперт.

Заговор мировых корпораций?

В регионах аграрии бастуют также, однако все это пока точечные выступления, не делающие политической погоды. "Я думаю, власть дожмет этот закон, он ей выгоден с точки зрения наполнения бюджета", – комментирует заместитель директора Украинского института исследования экстремизма Богдан Петренко. "В страну приезжает миссия МВФ, которая должна согласовать очередной транш, одним из условий для получения которого было открытие рынка земли", – напоминает он.

"Впрочем, здесь вопрос в том, а действительно ли офис президента заинтересован в принятии этого закона? Потому имело место лишь первое чтение. Возможно, это такой тактический ход перед приездом МВФ", – предполагает эксперт.

 

Но если Петренко колеблется в оценке мотивации властной команды, то оппозиция таких сомнений лишена. "Неужели нынешние депутаты думают, что с открытием рынка земли жизнь украинцев улучшится? Неужели в стране уже есть достойные зарплаты и пенсии, которые дают возможность людям покупать землю на уровне тех иностранных компаний, которые сюда зайдут с кучей денег? Неужели в стране есть понятная и прозрачная аграрная политика, которая позволяет фермерам, аграриям, производителям вести свою деятельность? Куда так спешит сегодняшняя власть? Угодить международным корпорациям и сдать государство?" – спрашивает депутат Олег Мейдич из фракции "Батькивщина".

Фракция "Слуга народа" и впрямь продемонстрировала почти что единодушие при голосовании по земельному вопросу, но без скандала здесь все же не обошлось. Одна из "слуг", а именно Анна Скороход, обвинила власть в задержании своего мужа Алексея Алякина из-за ее голосования вопреки позиции фракции. "Основанием стали мои голосования в зале, отстаивание государственной собственности ГТС, а также красная кнопка против открытия рынка земли", – утверждает она.

Более того: саму Скороход глава фракции Арахамия якобы обвиняет в получении взяток. Публично об этом нигде не было сказано, но Скороход решила обнародовать подобные обвинения сама. Особую пикантность ситуации придает то, что депутат сделала свое признание прямо с трибуны Верховной Рады. За что и поплатилась членством во фракции, из которой ее исключили.

Комментируя инцидент, Богдан Петренко отмечает: "Это сигнал о том, что в "Слуге народа" продолжаются расколы и им надо срочно искать себе подушку безопасности в виде дополнительных голосов. Перед первым чтением они их нашли, но решающим будет второе чтение, и здесь как раз будет показательной способность власти аккумулировать свои ресурсы в Верховной Раде".

"Как станут голосовать депутаты во время второго чтения? – рассуждает он. – Мы еще даже не знаем, когда оно произойдет. Здесь вопрос даже не в самом законе, а в мотивации депутатов. Если монобольшинство привлечет не только внефракционных депутатов, но и еще кого-то, это послужит сигналом для той же группы Коломойского о том, что "мы можем без вас решать подобные вопросы".

Таким образом, как было сказано в начале, одним из последствий земельной реформы может стать крах монобольшинства. Или как минимум печальная динамика новых скандалов в самой большой фракции. В кулуарах Рады поговаривают, что Ирина Верещук ушла с должности представителя Кабмина в Раде из-за отказа поддержать законопроект о рынке земли.

"Раскол, как и в вопросах бюджета, может идти между списочной частью и мажоритарщиками. Центробежные тенденции в "Слуге народа" будут только усиливаться, что будет заставлять вменяемых людей (или из числа мажоритарщиков, или из числа тех, кто бережет свое собственное имя) совершать какие-то демарши – то ли отстаивая свою позицию, то ли вообще выходя из фракции", – считает политолог Евгений Булавка.

"Это не может не отразиться на рейтинге Зеленского, – резюмирует он. – Не может не спровоцировать его падение. Вопрос земли относится к разряду особо чувствительных. И есть очень много людей, которые относятся к нему весьма настороженно. Умножим это на отопительный сезон и на новые платежки и получим кумулятивный эффект от непопулярных решений. Тенденция к росту числа украинцев, считающих, что государство движется в неправильном направлении, будет только усиливаться".

Но до активных протестов или даже силовых противостояний дело не дойдет. А если и дойдет, то не скоро, убежден Богдан Петренко. "Революции мотивируют определенные причины, но приводят к ним конкретные поводы. Если сейчас земельная реформа будет принята, и масса людей останется ею недовольна, то при наличии повода может возникнуть новый, "земельный", Майдан. Но не сейчас, это точно. Потому что, пока у президента Зеленского уровень доверия выше уровня недоверия, говорить о серьезных акциях протеста рано", – считает эксперт.

Наталья Лебедь

Новини

24 Квітня 2024

Байден підписав закон про надання Україні 61 млрд дол підтримки

Україна отримала черговий транш допомоги від ЄС на 1,5 млрд євро

Anglo American зберігає видобуток залізної руди на стабільному рівні

Постачання критично важливих акумуляторних металів задовольняє сьогоднішній попит

Заводи Ostchem виготовили 520 тис тонн мінеральних добрив у I кварталі

Енергетики продовжуватимуть вечірне обмеження постачань для промисловості

Інтерпайп пропонує скоригувати систему бронювання працівників

Канада збільшує видобуток залізної руди

Мініекономіки планує пришвидшити підписання промислового безвізу з ЄС

Канада дозволила компанії Airbus використовувати російський титан

Безпілотники атакували меткомбінат у Ліпецьку, якій постачає сталь для російської оборонки

Рада планує надати переваги працюючому “у білу” бізнесу

В енергосистемі зберігається дефіцит електроенергії

Пакистан у березні суттєво збільшив імпорт металобрухту

Сенат США схвалив пакет допомоги Україні на 61 млрд дол

Через недосконалість санкцій російські металурги стали багатшими на $50 млрд

ВСІ НОВИНИ ⇢