Подробнее Запомнить город


Поможет ли Белоруссия Украине?

размер текста:

Возможный приезд украинского президента в Минск вновь оживил спекуляции о роли Беларуси как потенциального экономического союзника Украины во взаимоотношениях с Россией. Минску предлагают присоединиться к проекту Одесса — Броды, считая, что сама Беларусь должна быть заинтересована в такой альтернативе.

И вполне возможно, что Александр Лукашенко живо поддержит предложения Виктора Ющенко. Как нередко поддерживает все предложения и своих российских собеседников. Да, собственно, уже поддержал. На пресс-конференции во время поездки по белорусскому Полесью Александр Лукашенко сказал: «Одесса — Броды — не новый для нас проект. Диверсификация поставок энергоносителей — это нормальная, классическая практика для любой страны. Мы не можем зависеть только от одного источника (к примеру, от России) в потреблении энергоресурсов, тем более что были проблемы в этой связи. Поэтому мы начали альтернативные поиски». Но белорусский президент тут же добавил, что не знает, увенчается ли поиск успехом, и подчеркнул, что пока «выгодно получать углеводороды из Российской Федерации». И осторожность Александра Лукашенко вполне объяснима.

Во-первых, нужно отдавать себе отчет в том, что Виктор Ющенко, являющийся основным конфидентом Александра Лукашенко в украинско-белорусском диалоге, одновременно отнюдь не является гарантом реалистичности любых экономических договоренностей. Да, Александр Лукашенко может встречаться с ним в Чернигове и Гомеле, приглашать в Минск, использовать европейские контакты Виктора Ющенко для продолжения диалога по восточному партнерству. Но — когда речь заходит о больших деньгах — он прекрасно понимает, что долгосрочного выполнения достигнутых договоренностей Виктор Ющенко все равно не обеспечит. И что договариваться нужно с кем-то другим. А с кем — покажут следующие президентские выборы. Это, кстати, великолепно понимают и в Кремле. И поэтому следят за процессом украинско-белорусского сближения без особых опасений, считая его скорее проявлением фронды со стороны непростого союзника. Вот восточное партнерство, вот поездки белорусских чиновников на Запад — это уже что-то другое, куда более раздражающее. И я не сомневаюсь, что также раздражать будут контакты Александра Лукашенко с преемником Виктора Ющенко — если они будут столь же интенсивными, сколь нынешние встречи президентов Украины и Беларуси и, что самое главное, будут приводить к реальным результатам.

Во-вторых, может ли Украина действительно предлагать кому-либо участие в проекте Одесса — Броды, когда сам вопрос о технической состоятельности этого проекта остается открытым. Да, Виктор Ющенко договорился с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым о принципиальной готовности Баку поставлять нефть. Но от принципиального разговора до реальной договоренности — очень большое расстояние, в нашем случае опять-таки измеряемое президентскими выборами. Пока нефтепровод, как известно, продолжает работать в реверсном режиме. Где гарантии, что новому украинскому президенту не захочется сохранить существующий режим работы ради каких-либо преференций для украинской энергетики? Конечно, существует и вероятность, что все будет иначе, но Ильхаму Алиеву, как и Александру Лукашенко, нужны гаранты и гарантии. Поэтому до стабилизации украинской власти Баку не будет предпринимать никаких кардинальных шагов, связанных с украинским проектом.

В-третьих, не определилась сама украинская власть. Союз с Беларусью — не большая новость в украинской внешней политике. Встречи президентов Украины и Беларуси в момент охлаждения украинско-российских или белорусско-российских отношений — дипломатический прием, известный еще со времен Леонида Кучмы. Но показательным является именно то, что толчком для братания и серьезных предложений становятся отношения с третьей страной, а не понимание обоюдной выгоды. Примерно также произошло и сейчас — мы прекрасно понимаем, что если бы Александр Лукашенко не находился в кризисных отношениях с Россией, его вряд ли заинтересовал бы Виктор Ющенко. Кстати, если бы украинским президентом сегодня был бы политик, привечаемый в Москве, его не очень заинтересовала бы Беларусь, напротив, такой президент изучал бы возможности переброски белорусского транзита в сторону Украины. Следовательно, есть взаимное недоверие. И понимание, что как только отношения с Россией улучшаются, стороны о взаимных договоренностях забывают. А это нельзя назвать плодотворной атмосферой для дальнейшего развития сотрудничества в энергетической сфере и участия Беларуси в украинских проектах. На самом деле все очень просто. Украинско-белорусское взаимопонимание критически важно для будущего двух стран как транзитных государств. Но договариваться стороны должны именно друг с другом, а не против России. И стабильно координировать свою транзитную политику ради взаимной выгоды, а не в период похолодания отношений с Москвой. В этом случае принимаемые решения уже не будут зависеть от предвыборных обстоятельств, а просто станут частью общей стратегии двух государств.

Виталий Портников

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Дайджест
26.02.21
За последние пять лет Украина наладила стабильные поставки металлоконструкций на внешний рынок. Но из-за кризиса 2020 года объем экспорта этого вида металлопродукции упал на 35-40% от показателей пятилетней давности.
24.02.21
24.02.21
Недавний блэкаут в штате Техас - очень интересный и показательный кейс для понимания того, как форс-мажор может парализовать жизнь одного из самых экономически развитых штатов США.
24.02.21
США постепенно возвращаются к глобальным инициативам после смены президента и администрации. Это вполне ожидаемо, так как новому президенту Джо Байдену важно укрепить свой авторитет внутри станы и на международной арене. Важная роль в этом отводится исправлению ошибок 45-го президента Дональда Трампа.
24.02.21, Економічна правда
Аналітики двох найбільших банків – JP Morgan та Goldman Sachs – кажуть, що починається новий суперцикл і на людство очікують роки високих цін на сировину. Чи всі з цим погоджуються та як це позначиться на житті українців?
В Министерстве инфраструктуры анонсировали проект железнодорожного строительства стоимостью десятки миллиардов долларов.Что из заявленного действительно можно реализовать?
19.02.21
19.02.21, Дело
Нынешняя ситуация в Украине очень напоминает европейские рынки до реформирования. Излишняя зарегулированность рынка монополистом — "Укрзалізницею" — привела к тому, что ж/д перевозки последние годы теряли рыночную долю.
Попри обіцянки президента Володимира Зеленського, нелегальні заправки та міні-НПЗ не зникли з паливного ринку країни. Більшість з 833 офіційно "закритих" станцій відкрилися і знову працюють.
16.02.21
Миссия МВФ уехала ни с чем или оставила Украину ни с чем? Все зависит от точки зрения на результаты работы экспертов Фонда в нашей стране. Даже такой, как точка зрения Тимофея Милованова
11.02.21
Голова НБУ Кирило Шевченко кілька разів наголошував на необхідності створення в Україні окремого суду для захисту кредиторів. Що не так з цією ідеєю, і чи може такий суд в Україні запрацювати.
11.02.21
Сегодня протекционизм стал привычным явлением в мировой торговле. Если в 2011 году на мировом рынке было около 900 ограничительных мер, то к концу 2020 года их количество выросло до 10 000.
09.02.21
08.02.21
05.02.21
04.02.21
02.02.21
01.02.21
29.01.21
27.01.21
26.01.21
22.01.21
21.01.21
19.01.21
18.01.21
15.01.21


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!