Сечь между США и Китаем. Сохранит ли Украина Мотор Сич

Точка зору

Чтобы предотвратить нежелательную для США покупку Пекином украинского авиастроительного завода «Мотор Сич», Белый дом решил задействовать «тяжелую артиллерию», и послал на переговоры в Киев неформального советника Дональда Трампа, бывшего «морского котика» и создателя крупнейшей частной военной компании мира Эрика Принса. По поручению Вашингтона Принс должен был договориться об условиях покупки акций запорожского предприятия, перебив последнее китайское предложение. Информацией об этом располагает The Wall Street Journal.

Состоится ли сделка и будут ли американские условия привлекательнее китайских пока неизвестно. Тем не менее отказаться от предложения «Дяди Сэма», – даже менее выгодного, – Украина вряд ли сможет по политическим причинам.

Информация американских источников пока не подтверждена

Китайские компании Beijing Skyrizon Aviation и Xinwei Group, получившие кредит от народного банка КНР для покупки «Мотор Сичи», уже два года не могут воспользоваться приобретенным пакетом акций из-за их ареста Антимонопольным комитетом и открытым СБУ делом «о диверсии и шпионаже» против «Мотор Сичи». Ситуацию связывали с позицией Штатов, где покупку китайцами «Мотор Сичи» окрестили «ударом в спину».

Новым витком конфликта стало сообщение о переговорах между Эриком Принсом и некими украинскими должностными лицами относительно «Мотор Сичи». 5 ноября ее опубликовал The Wall Street Journal, сославшись на знакомых с процессом американских чиновников. По данным СМИ, Эрик Принс не только обсудил предложение о покупке акций предприятия с украинской стороной в конце октября, но и успел посетить главный офис «Мотор Сичи».

На запрос UBR.ua относительно правдивости фактов, приведенных американскими журналистами, на момент публикации данного материала в пресс-службе «Мотор Сичи» не ответили.

В то же время, о своем неведении относительно возможной покупки завода успел заявить Владимир Зеленский. Президент заверил журналистов, что пока «ни с кем не встречался», а также выразил убеждение, что этот вопрос должен быть связан с президентом Украины, поскольку «Мотор Сич» – это стратегическое предприятие.

В чем выгода для США, а в чем для Китая?

Как цель покупки «Мотор Сичи» американцами, так и достоверность их интереса пока не очевидны. Здесь разделились и мнения опрошенных UBR.ua экспертов.

Директор украинского института анализа и менеджмента политики (УИАМП) Руслан Бортник отнесся к информации скептически ввиду отсутствия реальной политико-экономической выгоды для США в приобретении завода, находящегося за 200 км. от зоны военного конфликта и границы с Россией. При этом эксперт не исключил возможности намеренного «раскручивания» этой истории с целью создания негативного информационного фона для покупки «Мотор сичи» китайцами. «Киев может потом объяснить отказ продать завод китайцам: мол, смотрите, у нас есть более выгодные кандидаты», – объясняет цель «шумихи» Бортник.

Руководитель Центра военно-правовых исследований Александр Мусиенко, напротив, посчитал вероятность подлинности интереса со стороны США высокой. При этом, по мнению эксперта, приобрести завод американцы хотят не только с намереньем лишить китайских конкурентов доступа к военным разработкам.

«У «Мотор Сичи» есть как технологии, так и перспективы развития, поэтому Принс, который уже несколько лет серьезно занимается военно-промышленным комплексом, разработкой и продажей вооружения, вполне может иметь неподдельную заинтересованность в запорожском заводе. Авиадвигатели «Мотор Сичи» могут эксплуатироваться и быть приспособлены к моделям разных стран, в том числе и американским. Вдобавок, технологический процесс украинского предприятия можно объединить с наработками американцев, и впоследствии произвести еще более совершенный продукт», – аргументировал свою позицию Мусиенко.

Благодаря перспективности технологий и инвестиционной привлекательности, в том, чтобы стать держателем акций украинского авиапроизводителя, могут быть заинтересованы не только Вашингтон и Пекин. Однако именно для Китая украинское предприятие имеет особое значение.

Как объясняет Александр Мусиенко, причина этого в уникальной совместимости «старого и нового» в производстве «Мотор Сичи»: так, заполучив предприятие, китайцы могут не только ремонтировать двигатели для вертолетов, технологии которых достались им со времен СССР, но и модернизировать их.

Кроме того, Китай имеет стратегический интерес в создании производственной базы в Восточной Европе, отмечает Руслан Бортник. «У китайцев сильное влияние в Беларуси, однако там им не дают доступа к военно-промышленному комплексу», – поясняет эксперт.

Украина может потерять китайские инвестиции

Проиграв партию на украинском направлении, Китай все же может найти себе подходящую замену в других странах. По мнению Руслана Бортника, «на просторах Восточной Европы и бывшего СССР достаточно предприятий, которые с удовольствием продались бы китайцам», а, помимо Беларуси, их присутствие уже сегодня заметно в постсоветских республиках Средней Азии.

В свою очередь, эксперт в украино-китайских отношениях и учредитель компании «Укр-Китай Коммуникейшин» Вячеслав Лысенко отметил, что вмешательство украинских властей в частные соглашения, проведенные в рамках закона, могут усложнить и так неидеальные связи с Поднебесной. Напомним, в этом году Китай вышел на первое место в списке торговых партнеров для Украины.

«На китайской таможне есть карта мира, где страны закрашены в разные цвета в зависимости от их важности для Китая и перспектив в отношениях. Украина на ней закрашена черным цветом – так же, как, к примеру, Сомали», – иллюстрирует специалист китайский взгляд на украинского партнера.

Согласен с позицией Лысенко относительно необходимости обращать внимания на рыночное предложение, а не на его заявителя, и Александр Мусиенко.

«Китай нам изначально предложил неплохие условия сделки: они были согласны оставить блокирующий пакет акций в собственности государства, а также предложили гарантии под постройку предприятия в Украине, около двухсот миллионов долларов инвестиций», – комментирует директор Центра военно-правовых исследований.

Однако, если американцы все-таки захотят забрать «Мотор Сич», ресурсов противостоять их решению в Киеве может не найтись.

«По-хорошему, мы должны ставить жесткие социально-экономические условия для инвестора в части сохранения рабочего персонала, инфраструктуры, налоговых отчислений, объемов производства: иначе в один день на месте завода будет пустырь, которых уже не мало в Запорожье. Однако на деле, учитывая огромное влияние США на украинскую власть, даже менее выгодное предложение Вашингтона Украина примет», – опасается директор УИАМП.

Можно ли развивать «Мотор Сич» без помощи заграницы?

Кто бы не получил контроль над предприятием в конечном итоге, Украине необходимо сохранить как технологии, так и само функционирование «Мотор Сичи». Без иностранных инвесторов это было бы, по мнению Руслана Бортника, возможным, но только с условием открытия доступа для торговли на российском рынке – тогда бы вопрос о его продаже не стоял бы на повестке дня. «Там мы потеряли не только сбыт, но и рынок комплектующих, целые сегменты продукции», – считает эксперт.

Пока это невозможно, «вместо того, чтобы критиковать и возбуждать дела», государственная позиция, по мнению эксперта, должна была бы проявиться в создании для стратегически важной «Мотор Сичи» особых налоговых и административных условий. «Кроме того, государство само могло бы выступить соинвестором в развитии запорожского завода», – подсказывает метод исправления ситуации Руслан Бортник.

Дмитрий Кругликов

Новини

25 Квітня 2024

Модель економічного бронювання порушує основоположні принципи конституції – юрист

Тариф на світло треба поступово збільшити до ринкового – експерт

Сумихімпром після тривалої паузи відновив роботу

Україна може стати одним із найважливіших транспортних хабів Європи

НБУ погіршив прогноз зростання української економіки до 3%

Австралійська Mineral Resources збільшила видобуток літію

У НБУ очікують на уповільнення темпів інфляції

Нацбанк знизив облікову ставку до 13,5%

В Німеччині скорочується споживання сталі

SSAB очікує зниження цін на сталь у другому кварталі

Імпорт сталі до США у березні зріс на 1,5%

Нігинський кар’єр повторно виставили на аукціон за 26,32 млн грн

Україна продовжила антидемпінгові мита на імпорт арматури та катанки з рф

До порту Одеси прибув великий контейнеровоз з Китаю

Держава має прибрати перепони, які блокують інвестиції в розвиток зеленої енергетики – адвокат 

Centravis збільшив випуск труб на 14%

ВСІ НОВИНИ ⇢