Нищета по-украински: Куда уходят доходы украинцев

Точка зору

Вслед за государственным бюджетом на 2020 год, вызвавшим у экспертов немало вопросов, правительство Алексея Гончарука 4 октября представило в Верховной Раде программу деятельности Кабмина, вызвавшую еще больше вопросов и критики.

Но если эксперты критиковали Кабмин главным образом за отсутствие механизмов достижения описанных амбициозных задач и невнятность программы, то политические оппоненты – за предложение премьера урезать социальные расходы до 30% бюджета, остальные 70% направить на развитие.

Впрочем, глава правительства в ходе презентации заявил, что в целом благосостояние украинцев оставляет желать лучшего и более 10 миллионов украинцев живет за чертой бедности и имеет меньше прожиточного минимума.

По словам Гончарука, на изменение ситуации необходимо 140-150 млрд гривен, которые его команда попытается найти в течение следующих 5 лет.

От 25% до 43% – сколько в Украине бедных?

В мире существует ряд методологий, определяющих, кого же можно отнести к нищим – на международном уровне ими остаются две: методология ООН, определяющая экстремальную бедность как жизнь на 1 доллар в день, и Всемирного банка – на 1,9 доллара в день.

Впрочем, поскольку эти показатели ниже прожиточного минимума в Украине, именно последний в нашей стране служит критерием бедности.

Собственно, премьер-министр в презентации программы деятельности Кабмина дал тот же критерий определения бедности – доходы на уровне ниже прожиточного минимума.

Последний на сегодняшний день составляет в среднем 1936 гривен, в том числе 2007 гривен для трудоспособных лиц, с увеличением показателей с 1 декабря до 2027 и 2102 гривен соответственно.

Поскольку Госстат оценивает число проживающих в Украине в среднем в 42 миллиона человек, получается, что по данным премьер-министра в условиях нищеты или абсолютной бедности проживает примерно четверть украинцев.

Однако отечественные исследователи оценивают не так оптимистично.

Так, согласно принятой Институтом демографии и социальных исследований им. Птухи НАН Украины методологии определения бедности, уровень бедности высчитывается по расходам или доходам ниже фактического прожиточного минимума, составившего в 2018 году в среднем 3263 гривны.

По этим данным в минувшем году по данным ученых Института демографии и социальных исследований им. Птухи НАН Украины бедными по уровню расходов ниже 3263 гривен могли считаться 43,2% украинцев, а по уровню доходов – 27,6%.

Впрочем, в сравнении с 2017 годом украинцы стали жить богаче, тогда показатели составляли 47,3% и 34,9% соответственно, да и фактический прожиточный уровень тогда был ниже и составлял 2941 гривну.

В абсолютной нищете – ниже официального прожиточного минимума, по данным ученых, живут всего 1,3% украинцев, что на 45,8% меньше, чем в 2017 году.

Субъективное мнение самих украинцев об уровне их жизни также разнится, так по данным исследовательской группы Research & Branding Group в июле "в целом хорошо" охарактеризовали свое материальное положение 10% опрошенных, как "среднее" – 50%, "в целом плохое" – 37% и еще 3% затруднились ответить.

На основании этого исследователи пришли к выводу, что индекс оценки материального положения семей в Украине составляет 26%. 

Как формируется бедность – от доходов до расходов

Официальная статистика Государственной службы статистики на первый взгляд рисует достаточно положительную картину. Так, во II квартале 2019 года наличный доход населения Украины на 1 человека составил 16 083 гривны, то есть выше 5 тысяч гривен на каждого, что превышает как официальный, так и фактический уровни прожиточного минимума.

В сравнении с аналогичным периодом 2018 года на одного украинца пришелся на 17,5% больший доход, правда в связи с инфляцией реально он вырос всего на 7,1%. 

 

Та же статистика заявляет о средней заработной плате в Украине по итогам августа в размере 10 537 гривен, а минимально установленная законодательством составляет 4173 гривны.

Тем не менее даже на официальном уровне глава Кабмина заявляет о миллионах украинцев, живущих в бедности.

Как показал опрос, проведенный Research & Branding Group, предлагаемые украинцам заработные платы оцениваются ими как недостаточные и в качестве таковой, которая бы полностью удовлетворила финансовые потребности украинцев, в среднем звучит заработная плата в 19 275 гривен.

Как гласит статистика из 895,2 млрд гривен, составивших доход украинцев за апрель-июнь 2019 года, лишь 438,3 млрд гривен или 49%, составляет доход в виде заработной платы.

 

Еще 15,3% составляет прибыль от предпринимательской деятельности и смешанный доход, 1,7% – доход с аренды собственности и 34% – социальная помощь и прочие насущные трансферты.

Другая часть ответа на то, откуда возникает бедность в украинском обществе также возникает, по крайней мере, частично, в данных официальной статистики подсчитавшей, что при доходах в 895,2 млрд гривен украинцы потратили за апрель-июнь 918,1 млрд гривен, снизив свои финансовые и нефинансовые активы и сбережения на 22,9 млрд гривен.

Проще говоря, жизнь многим украинцам в стране оказывается "не по карману".

По данным статистики в 2018 году одно украинское домохозяйство потратило в среднем 8308,6 гривен, из которых 47,7%, или 3963 гривны пришлись на продукты питания и безалкогольные напитки, что даже вызвало со стороны экс-министра социальной политики Украины Андрея Ревы обвинение украинцев в лишней любви к еде.

Еще 3,4%, или 282 гривны пришлись на алкоголь и табачные изделия.

Следующей статьей по расходам оказались оплата коммунальных услуг, составившая 15,2%, или 1263 гривны.

Впрочем, по данным того же Research & Branding Group во время отопительного сезона на оплату коммунальных услуг украинцы тратят до 38%. 

В борьбе за благосостояние украинцев – от нардепов до министров

Вслед за премьер-министром, заявившем о бедности украинцев, отечественные чиновники и политики также решили принять участие в борьбе с бедностью.

 

Так, народный депутат Украины Александр Дубинский зарегистрировал 2 законопроекта о внесении изменений в Налоговый и Бюджетный кодексы Украины об отмене военного сбора в размере 1,5% с доходов физических лиц, взимаемых с заработной платы.

Введенный в 2014 году как временный в момент российской агрессии, сбор стал постоянным и за 9 месяцев 2019 года принес в бюджет 18,7 млрд гривен.

Также народными депутатами были внесены два законопроекта касательно роста оплаты труда отдельным категориям педагогических работников.

Наконец, 14 октября на своей странице в Facebook министр социальной политики Украины Юлия Соколовская анонсировала проведение реформы прожиточного минимума в Украине.

 

Суть последней, по ее словам, состоит в желании перестать использовать прожиточный минимум в качестве фискального и бюджетного индикатора, к которому "привязаны" более 150 видов выплат и финансовых показателей.

"Эта "привязка" лишает нас возможности помогать тем, кто в этом действительно нуждается. Потому что повышая прожиточный минимум – мы автоматически увеличиваем расходы на все другие выплаты.

То есть нынешняя система не позволяет нам адресно бороться с преодолением бедности", – утверждает министр. 

По словам чиновника, в рамках реформы предлагается сохранить использование привязки прожиточного минимума лишь по отношению к пенсиям и помощи малообеспеченным семьям.

 

Размеры же остальных выплат Юлия Соколовская предлагает устанавливать в абсолютных цифрах и пересматривать их ежегодно при принятии государственного бюджета.

По ее словам это позволит увеличить размеры социальных выплат малообеспеченным семьям.

Эксперты относятся к предлагаемым реформам министра по-разному.

Так, экономический эксперт Александр Охрименко считает, что прожиточный минимум в 2027 гривен давно не отвечает реальному положению дел и нуждается в повышении, чего можно достичь двумя путями.
– перераспределением внутри имеющихся средств за счет снижения расходов по некоторым статьям;

– честно признать, что пока это сделать невозможно и поставить срок, в течение которого это необходимо сделать.Экономический эксперт Украинского института будущего Даниил Монин видит в предложении министра как позитивные, так и негативные стороны.

К первым, по его словам, относится экономия бюджетных средств на выплатах бюджетникам и прочим категориям населения, по его мнению напрасно привязанным к выплатам прожиточного минимума и тратить средства на тех, кому это нужнее.

 

Негативную же сторону эксперт видит в идее введения абсолютных цифр по социальным выплатам.

"Может получиться так, что с введением абсолютных цифр на существенный рост выплат денег просто не хватит, рост ВВП в 3,2%, планируемый бюджетом на 2020 год, этого явно не обеспечит.

В результате за счет такой отвязки от бюджетников бюджет может просто сэкономить бюджетные средства. К тому же в будущих бюджетах придется вставлять многочисленные цифры будущих социальных выплат.

На мой взгляд лучше, чтобы бюджет мог самостоятельно перераспределять свой фонд не от тарифной сетки, а как-то по-другому", – отметил эксперт в комментарии 112.ua.

 

Основатель же Киевского фондового центра Александр Гончаров считает, что никаких реальных сценариев роста доходов украинцев у власти нет.

Никита Синицин

Новини

26 Квітня 2024

Світове виробництво DRI у січні-березні збільшилось на 7,4%

З початку року машинобудівники ДТЕК виготовили п’ять вугільних комбайнів

Vale за результатами I кварталу скоротила чистий прибуток майже на 13%

Tata Steel відхилила план профспілок щодо збереження доменної печі

Японія інвестує у розвиток чилійських мідних шахт

У енергосистемі зберігається дефіцит – обмежено споживання криворізької промисловості

72% роботодавців в Україні нарікають на дефіцит кадрів

Anglo American відхилила пропозицію BHP

Тігіпко придбав вагонобудівний завод в Австрії

Відсутність продажу брухту Укрзалізниці негативно позначається на діяльності компанії

НКРЕКП відмовилася скасовувати прайс-кепи для промисловості

В лютому імпорт напівфабрикатів з України становив 100 тисяч тонн

США вперше за 40 років розпочнуть виробництво ядерних боєголовок

У Києві вже відновили 70% енергообладнання, пошкодженого російськими обстрілами

25 Квітня 2024

Модель економічного бронювання порушує основоположні принципи конституції – юрист

Тариф на світло треба поступово збільшити до ринкового – експерт

ВСІ НОВИНИ ⇢