Покупка франшизы в Украине. Как не попасть в ловушку

Точка зору

Украинцы все чаще задумываются о том, как начать собственный бизнес. Однако неопытным бизнесменам непросто добиться успеха, даже если у них есть отличная идея. Потому эксперты рекомендуют начинающим предпринимателям обратить внимание на модель франчайзинга. Она позволяет за относительно небольшие деньги получить доступ к уже проверенной стратегии ведения того или иного дела под присмотром опытных наставников.

Нужно понимать, что, когда вы берете в пользование чей-то раскрученный бренд на вас, как предпринимателя (франчайзи), ложатся вполне конкретные обязательства и стандарты ведения бизнеса. Потому эксперты рекомендуют еще до подписания договора тщательно проверить потенциального партнера. И выяснить, в самом ли деле франчайзер заинтересован развивать и расширять свой бренд или же просто хочет заработать на вас дополнительные деньги.

«У предпринимателя всегда есть возможность проверить качество бренда. Помимо франчайзера, стоит пообщаться с клиентами, поставщиками продукции, с другими франчайзи, которые работают или раньше работали с ним, а также посоветоваться с экспертами Ассоциации франчайзинга и консультантами. Появились сомнения – не связывайтесь», – рассказал UBR.ua глава директората Ассоциации франчайзинга Андрей Кривонос.

Что спрашивать

Управляющий партнер Franchise Group Мирослава Козачук всем своим клиентам, планирующим покупать франшизу, советует обращать внимание на следующие показатели:

  • Сколько лет бренд/ТМ работает на рынке.
  • Какая у него репутация.
  • Сколько у него франчайзи.
  • Какая территория развития этого бизнеса.
  • Насколько востребован этот бизнес.
  • Что говорят действующие партнеры.

«Последний пункт один из самых важных. Ведь действующие франчайзи сети могут рассказать о реальной картине, а не о «сказках», которыми нередко кормят потенциальных покупателей собственники торговой марки, желающие просто заработать на франчайзинге», – отметила в беседе с UBR.ua Мирослава Козачук.

Вот список вопросов, которые она настоятельно советует задать франчайзеру при покупке франшизы:

  • Каков размер вступительного взноса?
  • Есть ли периодические платежи: роялти, рекламные отчисления?
  • Каков срок окупаемости?
  • Какие инвестиции на запуск точки?
  • Какие требования к франчайзи?
  • Какой пакет документов предоставляется: юридический пакет, финансовый план, франчайзинговый пакет, бренд-бук, лицензии на ТМ, технологические карты и пр.?
  • Сколько времени занимает период открытия/запуска бизнеса?
  • Какими договорами оформляется передача франшизы/концепции?
  • Какой контроль ведется в течении работы франчайзинговой точки?
  • Какой пакет поддержки предоставляется?
  • На сколько лет подписывается договор франчайзинга?
  • Какой период времени еще действует свидетельство на ТМ?
  • Если покупаем мастер-франшизу, кокой план/график открытия/запуска точек, в каком количестве и периодах?
  • Обязательно ли перед покупкой франшизы, нужно сделать маркетинговый анализ рынка?
  • Как и где обучается персонал?
  • Какие пожелания к будущему партнеру?
  • Какое количество своих точек есть у продавца франшизы на сегодняшний день?
  • В какие страны/регионы планирует выходить собственник ТМ?
  • Какой план развития бренда на ближайших два года?

«На первой же встрече с франчайзером необходимо узнать как можно больше: сколько денег понадобится вложить, на какую прибыль можно рассчитывать, а также самостоятельно ознакомится с изложенными цифрами в бизнес-плане и пр.», – добавил Андрей Кривонос.

Рынок есть, закона нет

От части пунктов описанного выше «бизнес-допроса» освобождено большинство европейских и американские франчайзи. В этих странах перечень документов с информацией, которые владелец франшизы обязан предоставлять перед заключением сделки, законодательно утверждается отдельным постановлением, либо прописывается в основном регуляторном законе.

В США, на родине франчайзинга, закон, регламентирующий данный вид бизнеса, появился в 1978 году, и был связан с распространившимся в то время «пирамидным» мошенничеством франчайз- сетей, которые скрывали риски, брали авансовые платежи и обманывали инвесторов на миллионы долларов. В 2008 году в Штатах требование о раскрытии информации по франшизе вывели в отдельный федеральный закон.

Однако в Украине и других странах СНГ пока не существует подобного закона. Весь перечень информации, которую необходимо раскрыть, по словам Мирославы Козачук, регулирует рынок, и, если документ будет не соответствовать его неписанным правилам, то никто с франчайзером дел вести не будет.

«Если Вы покупаете франшизу «в подворотне», то от проблем будете не застрахованы. В Украине действительно есть компании, которые выставляют у себя на сайтах сомнительные дорогостоящие проекты с целью заработать. К нормальному рынку и известным развивающемся компаниям – таким как Grill Bar, Salateira, семья ресторанов Димы Борисова – это отношения не имеет. На нашем сайте каждый франчайзи может увидеть полный пакет документов, встретить собственников и посмотреть их финансовую отчетность», – рассказала Козачук.

Законодательное регулирование

Дабы исправить ситуацию, инициативная группа, состоящая из представителей рынка, юристов и депутатов подготовили и внесли в Раду профильный законопроект. В открытом доступе его текст должен появиться в октябре, после чего работа над ним продолжится в комитетах украинского парламента.

«Сейчас могут происходить ситуации, когда Вы покупаете «кота в мешке». Франчайзер может утверждать, что у него стопроцентно работающая франшиза, которая приносит прибыль. А потом выясняется, что, к примеру, у него неоригинальная торговая марка, или что против него ведутся судебные тяжбы», – рассказала UBR партнер компании Jurvneshservice, д. ю. н. Анна Цират, которая является одним из авторов профильного законопроекта.

По ее словам, даже в случае покупки франшизы McDonalds, франчайзи должен знать все детали проекта. Ведь обстоятельства могут измениться в любой момент.

«Но если я хочу вложиться во франшизу, существующую на рынке несколько лет, однако внешне вполне успешную, я не могу заставить франчайзера раскрыть мне ключевые данные о франшизе – от информации о торговой марке до количества франчайзи, имеющего у этого франчайзера», – добавляет эксперт.

По ее словам, законопроект подготовлен на основе модельного закона Международного института унификации частного права (УНИДРУА). А украинская версия будет касаться исключительно вопросов раскрытия информации о франшизе.

«Для участников франчайзингового рынка закон выгоден, так как защищает интересы франчайзи и не имеет никаких положений, отягощающих ведение бизнеса», – заверила Анна Цират.

Проект закона обязывает франчайзера предоставить сведения об ответственности в уголовных, гражданских делах и арбитраже, раскрыть информацию о банкротстве, процедурах санации и реструктуризации, финансовую отчетность. Также будущий инвестор сможет получить данные о других пользователях франшизы за три последних года, и рабочие адреса и телефоны действующих франчайзи, которые находится ближе всего к месту размещения его будущей точки.

Если же франчайзер не предоставит документ о раскрытии за 14 дней до заключения договора либо его оплаты, скроет либо исказит существенный факт, то франчайзи сможет потребовать расторжения контракта либо возмещения полученных убытков.

Что делать, пока нет закона

Мирослава Козачук поддерживает идею вывести в отдельный закон требование раскрывать информацию о франшизе. А пока этого не произошло, говорит она, предпринимателям следует вкладываться в надежные проекты, чей статус подтверждается их положением на рынке и рекомендациями от его участников.

Так на платформе консалтинговой компании Franchaising group представлены более 50 франшиз в различных сферах бизнеса: от успешных гастрономических заведений до ювелирных магазинов и хостелов.

Также стоит обратить внимание на специализированные конференции и форумы, где помимо получения полезной информации и налаживания деловых связей, можно отслеживать признанных лидеров.

Сколько стоит франшиза

Также нужно уделить внимание, как осуществляются платежи по франшизе: это фиксированная сумма, или же она привязана к обороту. Есть ли дополнительные платежи, какова их периодичность, применяются ли бонусы за привлечение новых партнеров и т.д.

«Что касается формы собственности, то во франчайзинговом пакете как правило прописано, какой ФЛП или ООО зарегистрировать и в каких классах. Это все порекомендует франчайзер исходя из своей практики», – заметила Мирослава Козачук.

Чтобы начать гастро бизнес по модели франчайзинга зачастую требуются относительно небольшие вложение: в каталоге франшиз Franchise group инвестиции в открытие ресторана начинаются от $45-50 тыс. Точки фастфуда или, к примеру, кофе буду стоить дешевле — от $15-30 тыс.

Денис Вергун , Дмитрий Кругликов

Новини

19 Квітня 2024

ДТЕК попереджає про можливі відключення світла у Києві

Відвантаження довгого прокату за кордон зросли на 13,4%

EDF постачатиме зелену енергію для французького заводу з виробництва DRI

Асоціація портів України звернулась до уряду щодо ситуації на Дунаї

Ворог пошкодив припортову інфраструктуру на Одещині

Сім країн у світі виробляють всю свою енергію з відновлюваних джерел

Pilbara Minerals відзначає збільшення цін на літій

Nippon Steel намагається розвіяти побоювання з приводу придбання US Steel

Каметсталь освоює виплавку заготовки підвищеної якості

Виробництво в будівельному секторі ЄС зросло на 1,8% 

США виділило $28 млн на розробку технологій очищення чавуну та сталі

Україна отримає від ЄІБ 560 млн євро на відновлення енергетики та житла

Китай у березні збільшив видобуток руди на 14,5% 

УЗ планує відремонтувати майже 1200 кілометрів колій

Зміна клімату призведе до значних економічних втрат у майже всіх країнах світу

Німецький виробник дронів відкриє завод в Україні

ВСІ НОВИНИ ⇢