Из-за новых таможенных правил в Украине пересмотрят процедуры декларирования

Точка зору

В Украине началась реорганизация таможни. 2 октября 2019 года для этого было принято два знаковых решения. Первое — утверждение Кабмином новой региональной структуры таможен: вместо 26 региональных отделений, останется 16, плюс лаборатория и кинологический центр (на них остаются вопросы аккредитации и сертификации). А вторым оказался принятый во втором чтении и в целом законопроект о внедрении «автоматизированных экономических операторов». Он подразумевает:

  • Упрощение процедуры декларирования.
  • Ускорение процедур и снижение рисков
  • Сокращение расходов на услуги таможенных терминалов.
  • Улучшение обслуживания на таможне.

Систему внедряют в рамках требования об Ассоциации с Евросоюзом, ее аналог уже запущен к ЕС.

Чиновники обещают, что все это должно привести к упрощенному и более оперативному таможенному оформлению грузов. Эксперты же говорят, что новации окажутся на руку большим компаниям с хорошей репутацией на таможне. А вот у таможенных брокеров такая инициатива вызывает опасения и массу вопросов, особенно у маленьких контор.

«По закону, брокер должен иметь финансовую гарантию, размер ее не ясен. У маленьких организаций ее скорее всего нет, и возникает вопрос не убьет ли это малый бизнес (физлиц-предпринимателей), и не заберут ли большие брокерские компании работу у частных ФЛП», — заметил UBR.ua директор логистической компании «Стар Тайм» Владимир Смолко.

Что происходит на таможне

Проблемы на таможне действительно есть. Этого не отрицают как новые руководители ведомства, так и эксперты. И с каждым годом жалоб от компаний становиться только больше.

Как рассказали UBR.ua в Совете бизнес-омбудсмена, на конец сентября 2019 года они получили 75 претензий на неправомерные действия таможни. Это почти в два раза больше, чем за весь 2018 год.

«Предметами жалоб выступают в основном задержки с таможенным оформлением грузов и спорная оценка таможенной стоимости импортируемых товаров. Часто компании даже соглашаются оплатить больше, чтобы товар не простаивал на границе, но потом все равно оспаривают оценку в судах, и часто выигрывают. Рост количества жалоб может быть связан не только с увеличением количества проблем, но и с ростом объемов самих таможенных оформлений», — сказал UBR.ua заместитель бизнес-омбудсмена в Украине Ярослав Грегирчак.

С проблемами подтверждения таможенной стоимости сталкиваются как на обычные товары, так и транспортные средства, говорят эксперты. У таможни есть тарифы по стоимости каждой категории товаров, и часто чиновник может не поверить в ту сумму, которую компания указала в декларации. И пересчитать по-своему.

«Вся проблема в том, что у каждой таможни свои правила, нет четкого понимания, что нужно, чтобы не было проблем. У всех свои требования», — отметил Владимир Смолко.

Как правило, говорят юристы, на растаможку уходит от 3-х часов до 1-2 дней. Например, с зерновыми проблем меньше, а вот с техникой — больше, особенно с б/у. Есть проблемы и с тканями, так как на глаз их состав не определишь, а от этого зависит, какой налог придется платить. Поэтому часто приходится отправлять «пробники» на анализ в лабораторию.

Конечно, многое еще зависит от того, какое решение принимает таможня: досматривать товар или нет, выгружать товар или нет и т.п. Безусловно, это дает простор для коррупции. Порой, чтобы товар не досматривали и отпустили пораньше, приходится доплачивать.

«Те, кто работают в этой сфере, знают все тарифы. На разных таможнях может быть все по-разному. Это отдельные государства с своими правилами работы. После сокращения региональных отделений таможни, возможно, увеличится время оформления грузов. Усилится давление на компании. Опасаемся роста размеров взяток. Необходимо внедрять информационные технологии в работу таможни, убрать прямой контакт участников оформления», — подчеркнул в беседе с UBR.ua партнер ЮК «Наказ» Арсений Салалайко.

Это притом, что реорганизация таможни не затронет пропускные пункты, их количество не изменится. Уменьшится количество региональных таможенных центров, где происходит непосредственная растаможка, оформление груза, проверка документов и оплата.

Очереди и цены брокеров

По словам таможенных брокеров, если грамотно провести реорганизацию, то в будущем очередей на границах можно избежать. Главное, говорят они, не затрагивать наиболее популярные центры с высокой пропускной способностью.

С другой стороны, таможенникам не закрытых центров, скорее всего, прибавиться работы. Хотя эксперты уверяют, что нагрузка вырастет не критично. Потому не прогнозируют повышения цен на услуги брокеров. Сегодня средняя услуг таможенного брокера (если не учитывать посылки, курьерские службы) составляет порядка 4 000 грн.

Проблемы могут быть лишь в точках с большим грузопотоком.

«Это может привести к ажиотажу, как, например, было с евробляхами, когда срок поджимал, а люди хотели успеть растаможиться по льготе. Декларации бросали с вечера, чтобы первыми быть в очереди. Если отдавали их утром, то инспекторы не успевали все оформлять, и твоя очередь не доходила. А на следующий день курс НБУ менялся и декларацию отклоняли в связи неверным курсом. Сокращать нужно правильно и знать где», — подчеркнул UBR.ua эксперт по таможенному оформлению, собственник компании «Барон Логистик» Игорь Барон.

Денис Вергун

Новини

25 Квітня 2024

Модель економічного бронювання порушує основоположні принципи конституції – юрист

Тариф на світло треба поступово збільшити до ринкового – експерт

Сумихімпром після тривалої паузи відновив роботу

Україна може стати одним із найважливіших транспортних хабів Європи

НБУ погіршив прогноз зростання української економіки до 3%

Австралійська Mineral Resources збільшила видобуток літію

У НБУ очікують на уповільнення темпів інфляції

Нацбанк знизив облікову ставку до 13,5%

В Німеччині скорочується споживання сталі

SSAB очікує зниження цін на сталь у другому кварталі

Імпорт сталі до США у березні зріс на 1,5%

Нігинський кар’єр повторно виставили на аукціон за 26,32 млн грн

Україна продовжила антидемпінгові мита на імпорт арматури та катанки з рф

До порту Одеси прибув великий контейнеровоз з Китаю

Держава має прибрати перепони, які блокують інвестиції в розвиток зеленої енергетики – адвокат 

Centravis збільшив випуск труб на 14%

ВСІ НОВИНИ ⇢