Трамп против Китая: чем рискует Украина в американо-китайской торговой войне

Точка зору

США и Китай по очереди обмениваются ударами, вводя друг другу новые пошлины на все более широкий спектр товаров. А в июле Китай девальвировал юань, чем значительно ослабил позиции американских производителей, торгующих с азиатскими компаниями. Подключив монетарные инструменты, Китай повысил ставки в противостоянии со Штатами. О том, чем опасен конфликт сверхдержав и какие здесь риски для нашей страны – в материале РБК-Украина.

Между США и Китаем очередной виток обострения торговой войны. Штаты с начала сентября повысили пошлины на китайские товары стоимостью 300 млрд дополнительно на 5% – до 15%.

А с 1 октября, как анонсировал президент США Дональд Трамп, до 30% вырастут пошлины на товары общей стоимостью 250 млрд долларов. Этот шаг Трамп назвал ответом на "политически мотивированный шаг" Китая по введению пошлин на экспорт США в размере 75 млрд долларов.

"К сожалению, прежние администрации позволили Китаю настолько опередить справедливую и сбалансированную торговлю, что это стало большим бременем для американского налогоплательщика. Как президент, я больше не могу этого допустить", – заявил Трамп.

Еще во время своей избирательной кампании Дональд Трамп подвергал жесткой критике торговую политику Китая, называя ее "самой крупной кражей в мировой истории". Среди прочего, по его мнению, практика китайских властей по занижению курса юаня делает товары более дешевыми, разрушает американский бизнес и уничтожает рабочие места. "Мы не можем больше позволять Китаю насиловать нашу страну", — заявлял Трамп еще в 2016 году. Со временем риторика и действия американского президента по отношению к Пекину едва ли стали мягче.

Китай продает в США больше товаров и предоставляет услуг, чем американские компании поставляют на китайский рынок. Штаты превратились в основной рынок сбыта китайских товаров: больше чем в США Китай не экспортирует товаров и услуг ни в одну страну мира. И в последние годы торговый дефицит у Вашингтона со своим заокеанским партнером только растет.

Экономический конфликт между двумя ведущими экономиками развернулся в 2018 году. Сначала американцы установили пошлины на солнечные панели и бытовые стиральные машины. Затем в ход пошло введение тарифов на китайскую электронику, запчасти для самолётов, спутники, медицинские товары и прочее оборудование на общую сумму 200 млрд долларов. Китай принял вызов, введя ответные пошлины преимущественно на американские товары агропромышленного комплекса.

С апреля 2018 года Китай повысил тарифы от 15% до 25% на 128 видов американской продукции общей стоимостью 3 млрд долларов. В прошлогодний список вошли свинина, фрукты, авиатранспорт, телевизионное и медицинское оборудование. А с 1 июня 2019 года по американскому импорту были увеличены заградительные тарифы уже на сумму около 60 млрд долларов.

Помимо этого китайцы прибегли к излюбленному методу – ослаблению курса национальной валюты. Это позволяет сделать импорт более дорогим, а экспорт более конкурентоспособным. Поэтому слабый юань дает серьезные торговые преимущества китайской стороне.

С чего все начиналось

То, что сейчас происходит между Вашингтоном и Пекином – разрушение давно устоявшейся модели взаимодействия США и КНР. С 90-х годов американские инвестиции рекой вливались в китайское производство, одновременно американский рынок открывался для китайских товаров. КНР, в свою очередь, за счет избытков долларовой выручки покупали ценные бумаги Казначейства США.

Комиссия по хищению интеллектуальной собственности США подсчитала, что ущерб, нанесённый экономике США от контрафактной продукции, пиратского программного обеспечения и кражи коммерческой тайны достигает 600 млрд долларов. При этом на долю Китая приходится 87% контрафактных товаров, поступающих в США. Дональд Трамп также регулярно обвиняет КНР в регулярной краже интеллектуальной собственности.

"В действительности, китайцев не интересовало все подряд, а только определенные компании. Например, никто не думал, что китайцы задались целью создать свою авиапромышленность, пока в Китае не оказались производители ключевых компонентов для авиации", — поясняет советник главы Федерации работодателей Украины по экономическим вопросам Павел Вернивский.

Все совместные авиационные предприятия прямо или косвенно оказались связанными с государственными китайскими компаниями — COMAC и AVIC. "Теперь в их руках все технологии для создания полного цикла производства авиации, которая в будущем может бросить вызов уже западным производителям", — говорит Вернивский.

Тревожный сигнал

Американо-китайский конфликт ставит мировую экономику в зону серьезных испытаний. "Это касается не только торгово-производственного аспекта, но и системы регулирования, в частности правил ВТО. Рушится устоявшийся порядок мировой торговли. Фактически Трамп ставит его под вопрос", – считает экономист, советник президента Украины Олег Устенко.

Взаимные ограничения оказывают значительное давление на все рынки, в том числе и сырьевых товаров, поскольку в конфликт вовлечена вся цепочка производства. В результате мировая торговля уже переживает последствие протекционистских войн. Мировая торговля по итогам июля сократилась относительно предыдущего года почти на 2%. И, по всей видимости, в скором будущем следует ожидать ценовое давления на ключевое сырье – нефть, руду и зерно.

И это происходит, когда большинство стран еще не восстановились после финансового шторма 2008 года, а МВФ уже прогнозирует новую волну кризиса, которую следует ожидать в 2020-21 гг. Причем на этот раз первоисточником кризиса все чаще называют именно Китай.

"Торговые войны – не причина, а следствие приближающегося экономического кризиса. Мы находимся на излете цикла экономического роста, готовясь перейти к шестому технологическому укладу. Но перед технологическим скачком экономике нужно пройти структурные изменения", — говорит директор "Первой Днепровской инвестиционной компании" Алексей Кущ.

В это время экономическое развитие может впасть в длительную и глубокую стагнацию с темпами экономического роста на уровне статистической погрешности – 1%-0,5% в год. Стагнация может сопровождаться "дефляционной ловушкой", когда центральные банки, чтобы хоть как-то поддержать остывающую экономику, снижают учетные ставки до значений близких к нулю, либо переходят к отрицательным ставкам. Такое явление сейчас наблюдается в Швейцарии и еврозоне, особенно Дании и Швеции.

Чтобы не скатиться в экономическую стагнацию, США одни из первых начали внедрять заградительные меры, которые включают комплекс мер по снижению налоговой нагрузки, ослабления валютного курса и политики количественного смягчения. Все это направлено на возвращение инвестиций в родную гавань и стимуляцию производства.

Переход к политике протекционизма объясняется замедлением роста экономики в США. Когда инвесторы не уверены в завтрашнем дне, более популярными становятся краткосрочные ценные бумаги, следовательно, их доходность возрастает. Именно это и наблюдается на рынке ценных бумаг США. С конца июля двухлетние облигации Казначейства США стали более доходными, чем десятилетние. Помимо этого, с мая более доходными стали и векселя со сроком обращения менее двух лет, чем самые длинные тридцатилетние бонды.

Данные Федерального резервного банка Сан-Франциско свидетельствуют, что инверсия доходности между трехмесячными векселями и десятилетними бумагами – наиболее точный предвестник рецессии. Экономика США гарантировано скатывается в рецессию спустя 12–24 месяца после инверсии.

Этот тренд сформировался с 31 июля – дня сообщения о снижении ставки по федеральным фондам с 2,25%-2,5% до 2%-2,25%. Федеральный резерв (ФРС) прибег к снижению ставки, чтобы предотвратить экономический спад, но пока не задействовал практику количественного смягчения. То есть, не скупает ипотечные облигации и казначейские бумаги, вбрасывая дополнительные доллары в экономику, придерживая этот шаг на "черный день".

Замедление темпов роста можно проследить и на примере других развитых стран. ВВП Великобритании во II квартале 2019 года сократился на 0,2% впервые за семь лет. Экономика ФРГ по итогам II квартала также снизилась на 0,1%.

Как быть Украине

Украина пока является сырьевым придатком мировой экономики и абсолютно не готова к возможным потрясениям на глобальных рынках. Уровень экспорта готовой продукции оставляет желать лучшего. Ограничение доступа китайских товаров на рынки США может привести к сокращению производства в КНР. Значит, им понадобится меньше сырья, а это и есть основной экспорт Украины – черные металлы, изделия из них и зерновые.

"Если экспорт Украины снижается на 10%, то это влечет за собой снижение экономического роста на 3%. Соответственно, если экспорт падает на 20%, то экономический рост снижается на 6%. Какая-то часть продукции сможет быть переориентирована на другие рынки, но полностью перенаправить сырье не получится", – считает Олег Устенко.

Торговая война бьет также и по карману китайских потребителей, поэтому в период турбулентности КНР будет сужать инвестиционную активность. Если в железорудном сырье мы будем очень зависимы от того, как себя чувствует глобальная экономика, то с продовольствием проще – население планеты растет и продовольствия требуется больше. А Китай, как крупнейшая в мире страна по количеству населения, всегда вызывала интерес украинских аграриев.

По мнению аналитика компании Agritel Алексея Еремина, наиболее интересной продукцией из Украины с точки зрения поставок в Китай выглядит продукция переработки подсолнечника, как шрот и масло. "На фоне проблем в отношениях Китая и Канады можно было бы пытаться форсировать переговоры и о поставках рапса и продуктов его переработки. Однако это требует времени и серьезной работы наших государственных органов, начиная от фитосанитарной инспекции и заканчивая дипломатическими службами", — говорит он.

Когда китайцы отказались покупать сою из США, место американцев моментально заняли производители Чили. "В этой стране существует сильное лобби по продвижению своих товаров за рубежом, а также господдержкой инжиниринговых услуг для частных производителей. У нас всего этого нет", — поясняет Алексей Кущ.

В перспективе Украина имеет все возможности устроиться в новые торговые пути для китайских товаров. КНР давно ведет подготовку логистических цепочек для торговли с ЕС с меньшими издержками. "В этом случае мы станем перевалочным пунктом на пути движения товаров, а со временем можно будет претендовать на привлечение китайских инвестиций для развития внутреннего товарного производства для беспошлинных поставок на европейский рынок. Но для этого нужно заключить договор о свободной торговле", – отмечает Олег Устенко.

Возможности для Украины от противостояния КНР и США – дело средне- и долгосрочной перспективы. Из-за снижения цен на мировых рынках на сырье сократится валютная выручка, что чревато девальвацией гривны и падение реальных доходов населения.

Чтобы смягчить кризисные явления, Украине следует присмотреться к мировым тенденциям и прибегнуть к защите внутреннего производителя. Ведь такая политика обычно ведет к созданию рабочих мест, росту доходов населения. В случае мирового кризиса развитый внутренний спрос всегда поддержит отечественную экономику.

Максим Нечипоренко
специально для РБК-Украина

Новини

24 Грудня 2023

Криворізький залізорудний комбінат знизив виробництво аглоруди на 26,1%

ДТЕК розглядає можливість будівництва міні-АЕС на заміну ТЕС

Загальні інвестиції в інфраструктуру дунайських портів вже склали близько 100 млн дол

В Україні зареєстрували три нових індустріальних парки

Світова виплавка чавуну зросла на 0,1%

23 Грудня 2023

США почали термінові переговори з союзниками про передачу заморожених активів РФ Україні

Загарбники продовжують перешкоджати роботі МАГАТЕ на ЗАЕС

22 Грудня 2023

Порти Великої Одеси обробляють понад 900 вагонів із зерном щодня

Японія зменшила внутрішнє споживання сталі на 3,9%

В Україні за рік підключено понад 1100 нових зелених електростанцій

Румунський виробник сталі збільшує завантаження домни №5

Ворог обстріляв шахту на Донеччині: є загиблі

Уряд продовжив дію пільг на ввезення дронів

Турецькі металурги виробили 30,05 млн тонн сталі

НБУ готує новий механізм врегулювання військових ризиків

У порту Риги запустили регулярний контейнерний потяг 

ВСІ НОВИНИ ⇢