Хуже Афганистана. Почему США посчитали Украину бюджетно непрозрачной

Точка зору

Всего Госдеп США исследовал 140 стран за календарный 2018 г. Рассматривалась информация из посольств и консульств США, других американских правительственных учреждений, международных и общественных организаций.

Где наше место

В число фискально непрозрачных стран, которых Госдеп насчитал 67, попала и Украина. Среди крупных экономик можно выделить Китай, Египет, Пакистан и Саудовскую Аравию, большинство фигурантов списка относится к странам так называемого третьего мира. В отношении 13 государств отмечено, что они продемонстрировали видимый прогресс, но Украина в число исправляющихся не попала.

В отношении нашей страны Госдеп отметил, что в 2018 г. правительство сделало бюджет страны и информацию о долгах более широко и легко доступными для публики, а бюджетные документы представили в основном полную картину запланированных правительством расходов и источников доходов. Однако, как отмечается в отчете, не все отчисления и доходы от госпредприятий были отражены в общедоступных документах, хотя их аудит улучшился.

Среди недостатков Госдеп также отметил то, что в Украине до сих пор ведутся вне бюджета счета трех фондов социального страхования, которые в минувшем году не попали под надлежащий аудит и надзор. Вероятно, имеются в виду Фонд социального страхования по временной потере трудоспособности, Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и Фонд общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы. Хотя в 2015 г. первые два фонда были объединены в один – Фонд социального страхования.

Также Госдеп отметил, что в Украине процесс распределения лицензий и разрешений на добычу природных ресурсов претерпел за 2018 г. некоторые позитивные изменения в нормативно-правовой базе, но он по-прежнему требует полномасштабного законодательного пересмотра для искоренения постоянной коррупции.

По мнению американских аналитиков, улучшаться ситуация с прозрачностью в бюджетной и налоговой сферах в Украине будет за счет детализации движения средств между бюджетом и госпредприятиями, обеспечения надлежащего аудита и контроля всех внебюджетных счетов, внедрения международно признанных стандартов бухгалтерского учета.

Но примечательно, что в список стран, которые отвечают минимальным требованиям бюджетной прозрачности, попали даже такие страны, как Афганистан (где США ведут боевые действия против "Талибана"), Ботсвана, Буркина-Фасо (где ниже уровня бедности находится около половины населения), Сьерра-Леоне (которую Economist Intelligence Unit в 2018 г. классифицировал по индексу демократии как "гибридный режим", то есть страну, где могут одновременно проводиться политические репрессии и регулярные выборы), Уганда (где существует авторитарная президентская республика и действуют повстанческие группировки).

Как это считается

В пояснении к составленному списку Госдеп указал, что минимальные требования прозрачности в бюджетно-налоговой сфере предполагают, что ключевые бюджетные документы – общедоступны, полны и надежны. Однако уточнил, что стандарты прозрачности могут меняться из года в год, поскольку требования обновляются и усиливаются, а это значит, что некоторые страны, которые сохраняют свои показатели на прежнем уровне или даже повышают их, могут выпасть из перечня тех, кто соответствует требованиям.

Госдеп указывает, что отсутствие прозрачности в сферах бюджета и налогов – это фактор, который способствует коррупции, однако если правительство какой-либо страны не соответствует минимальным требованиям прозрачности, это не означает, что в нем – высокая коррупция. И наоборот: соответствие минимальным требования прозрачности не обязательно отражает низкий уровень коррупции в правительстве.

В пояснении Госдеп указал: критерии минимальной прозрачности предполагают, что бюджетная информация (включая проект бюджета, принятый бюджет и отчет об исполнении бюджета) должна быть легкодоступной для общественности, чтобы ее можно было легко найти в полном объеме в госучреждениях или библиотеках, а также в СМИ. И эти документы должны стать общедоступными в течение "разумного периода времени". Например, проект бюджета должен быть доступен для ознакомления, по крайней мере, за месяц до начала финансового года и до утверждения бюджета законодательным органом, а принятый бюджет – в течение трех месяцев после его утверждения.

Тут следует сделать небольшое отступление и напомнить, что украинские правительство и парламент традиционно принимают бюджет нервно, со срывом установленных законодательством сроков, при обсуждении документа в сессионном зале в него вносятся правки "с голоса", а депутаты часто не видят проект документа, за который они сейчас голосуют. Правда, бюджет на 2018 г. принимался более-менее размеренно и с соблюдением сроков: правительство утвердило проект бюджета 15 сентября 2017 г., Верховная Рада приняла его за основу 14 ноября, потом 1 декабря правительство утвердило доработанный проект госбюджета, и уже 7 декабря ближе к полуночи документ был принят.

А вот принятие бюджета-2019 уже проходило более хаотично – бюджетный комитет Верховной Рады при итоговом голосовании не успевал обработать все правки, которые подали депутаты (их было около 600), и в итоге народные избранники получили итоговый документ объемом в несколько сотен страниц буквально за несколько минут до голосования. Отразится ли это на характеристике Украины в будущем отчете Госдепа, пока не понятно.

Вернемся к критериям. Госдепартамент также указал, что в стране должны быть прозрачные процедуры заключения договоров и лицензирования добычи природных ресурсов – документы об этом должны быть общедоступны, а законы и правила должны соблюдаться на практике. Также основные параметры концессий и контрактов по добыче полезных ископаемых должны быть доступны для общественности после принятия решения.

Кстати, в рейтинге по итогам 2017 г. Украина также попала в перечень стран, в которых отсутствует видимый прогресс в повышении прозрачности в сферах бюджета и налогов. И хотя год назад Госдепартамент указывал, что украинское правительство сделало свой бюджет и информацию о долговых обязательствах широко и легко доступными для широкой публики, включая онлайн, однако среди недостатков были все те же три фонда социального страхования, которые не имели надлежащего аудита и надзора.

Значительный прогресс в Украине Госдепартамент увидел в 2016 г., когда украинское правительство опубликовало отчеты крупных госпредприятий, включая "Нафтогаз України", "Укрзалізницю", "Энергоатом" и "Укрэнерго". Среди недостатков было то, что не все отчисления и доходы от госпредприятий были отражены в общедоступных документах, а также – все те же три фонда социального страхования, финансовая отчетность которых хотя и улучшилась, но еще не проверялась.

Александр СУКОВ

Новини

23 Квітня 2024

Уряд виділив додаткові 8 млрд грн на зведення фортифікаційних укріплень

Уряд США спрямував $7 млрд на встановлення сонячних панелей

Україна не виставлятиме газотранспортні потужності на аукціон після завершення договору з рф

Україна примусово забере у росіян 92,67% акцій Енергомашспецсталі

Світове виробництво сталі у березні скоротилося на 4,3%

Європейські металурги скаржаться на бюрократичні затримки з фінансуванням зеленого переходу

Нафтогаз обіцяє ще рік не підвищувати ціну на газ для населення

Європейський парламент продовжив ліберальний режим торгівлі з Україною

У березні відвантаження руди з австралійського Порт-Хедленд збільшились на 29%

Виробництво чавуну у світі скоротилось майже на відсоток

Україна залишається на 23 місці у рейтингу світових виробників сталі

Бізнес скаржиться на проблеми з пошуком персоналу

Ferrexpo збільшила виробництво окатків у 3 рази 

Україна та Бразилія планують збільшити товарообіг

Україна підтвердила антидемпінгові мита зі сталевих кріплень з Китаю

Валютні обмеження блокують проекти з відбудови у приватному секторі 

ВСІ НОВИНИ ⇢