Подробнее Запомнить город


Вынужденная мера: как Кабмин снизил цену электроэнергии для крупного бизнеса

размер текста:

После запуска рынка электроэнергии с 1 июля цены для промышленности выросли на 20-25%. Крупный бизнес бьет тревогу из-за увеличения себестоимости его продукции и падения ее конкурентоспособности на внешних рынках. Среди прочих, проблемы возникли у ферросплавных заводов Игоря Коломойского.

Оказавшись перед риском остаться без работы, сотрудники предприятий одиозного олигарха пытаются заблокировать работу нового рынка в судах и устраивают митинги в столице. После нескольких недель молчания в ситуацию вмешался Кабмин, попытавшись в ручном режиме снизить стоимость ээ и пересмотреть обязательства для энергокомпаний. Подробнее – в материале РБК-Украина.

Кабинет министров вчера, 14 августа, изменил условия специальных обязательств (PSO) для энергетических компаний, утвержденных правительством еще в начале июня.

Специальные обязательства Кабмин ввел в преддверии запуска рынка электроэнергии, чтобы не допустить повышения цен на ээ для населения с 1 июля. Режим PSO, по замыслу чиновников, рассчитан на период с июля этого года и до конца декабря 2020 года, он будет распространяться на компании "Энергоатом", "Укргидроэнерго" и "Укрэнерго".

Среди прочего, вводя спецобязательства в июне, Кабмин поручил "Энергоатому" продавать на электронных аукционах для потребностей населения совокупно не более 90% своей электроэнергии. Для "Укргидроэнерго" этот показатель составил не более 20%. Но вчера правительство пересмотрело долю "Энергоатома" по PSO, снизив ее в общей сложности до 75%. Это предусмотрено постановлением, внесенным с "голоса" министром энергетики и угольной промышленности Игорем Насаликом.

Появление у "Энергоатома" дополнительных объемов электроэнергии в теории должно привести к снижению цены во всем энергорынке. С этой целью также были снижены и граничные цены для "Энергоатома" с 56,7 копеек/кВт*час до 51,2 копеек/кВт*час. Но пересмотр цен не должен повлиять на доходы "Энергоатома", поскольку у него уменьшилась доля обязательных продаж.

С другой стороны, увеличение объемов электроэнергии в рынке будет способствовать росту тарифа НЭК "Укрэнерго" и сопутствующих услуг. По мнению руководства "Укрэнерго", министерский вариант не гарантирует рост конкуренции в рамках нового рынка электроэнергии, равно как и не дает уверенности, что цены для промышленности снизятся, как на то рассчитывают в Минэнерго. Более того, не исключен вариант, что цена вообще может вырасти.

Кроме того, в "Укрэнерго" обращают внимание, что есть и второй вариант снижения цены для промышленности, разработанный регулятором – Национальной комиссией, осуществляющей госрегулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ).

Изменения, предложенные НКРЭКУ, в краткосрочной перспективе могут привести к снижению цены для промышленности на 180-200 грн/МВт*час. Для этого предлагается снизить тариф "Укрэнерго" за счет компонента, который предусмотрен для компенсации производителям электроэнергии из возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Взамен для компенсации по ВИЭ предлагается перенаправить часть электроэнергии "Энергоатома" и "Укргидроэнерго", повысив их долю по спецобязательствам.

Вариант НКРЭКУ еще больше выводит из конкурентной среды рынок электроэнергии и заставит промышленников покупать больше дорогой энергии, произведенной тепловыми электростанциями. "Такой вариант не очень похож на рыночные отношения, но как быстродействующая и кратковременная мера на 2-3 месяца вполне подходящий", – считает глава "Укрэнерго" Всеволод Ковальчук.

Камень преткновения

Предварительные расчеты "Укрэнерго" еще до запуска новой модели энергорынка показывали, что рост цен для промышленности будет в пределах 28%-30%, а в отдельных случаях и больше 30%. После запуска рынка оказалось, что цена выросла несколько меньше. Рост составил 20%-25%, что стало самым крупным моментальным повышением цен на электроэнергию за последние 25 лет. В результате стоимость электроэнергии для больших промышленных потребителей в Украине превысила стоимость для таких же потребителей в Центральной Европе. А в некоторых случаях и для потребителей Западной Европы, что негативно влияет на конкурентоспособность нашей промышленности.

Изменения коснулись ферросплавных заводов, принадлежащих олигарху Игорю Коломойскому. Они потребляют порядка 5-6% всей электроэнергии в Украине. И у них есть одна важная особенность. Потребляя энергию непосредственно от сетей "Укрэнерго", значительную часть энергии они используют в ночное время, когда нагрузка на сети минимальна, а цена на энергию самая низкая. Но запуск новой модели рынка электроэнергии полностью лишил их этого преимущества.

"Ферросплавные заводы имеют огромное потребление электроэнергии. В себестоимости нашей продукции она составляет более 30%. Имеющийся вариант закона об энергорынке был принят преждевременно. Сейчас появилось много вопросов, которые надо было решать еще до принятия закона", — говорит глава правления "Никопольского ферросплавного завода" Владимир Куцин.

Если эти производства остановятся, то запустить их заново будет крайне сложно без дополнительных денежных затрат и времени. Кроме того, есть риск оттока кадров, говорят на заводах. "Прошлая остановка нашего завода привела к увольнению 2,2 тысячи человек, а четвертый цех запускался целых два года", — пояснил глава правления "Запорожского завода ферросплавов" Павел Кравченко.

Украинская ассоциация предприятий водопроводно-канализационного хозяйства "Укрводоканалэкология" в свою очередь допускает переход на почасовую подачу воды уже с 20 августа. "Если мы слышим, что водоканал отключен от электроэнергии, причина одна — не покрывается тариф, нет средств для расчета. Если с 20 августа некоторые города будут заявлять о переходе на почасовую подачу воды, чтобы все понимали эту причину", — заявила вице-президент ассоциации Ольга Бабий.

Ключевая претензия и требование промышленников заключается в том, чтобы исключить из тарифа "Укрэнерго" компенсацию для генерации из возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Но положение о компенсации – это прямая норма закона об энергорынке, который предусматривает, что компенсацию в разнице цены между гарантированным тарифом ВИЭ и рыночной ценой на электроэнергию осуществляет "Укрэнерго". Соответственно, без внесения изменений в закон эту норму изменить нельзя.

Изменить механизм компенсации ВИЭ может новый состав парламента, который начнет работать только в сентябре. Стоит отметить, что компенсационная компонента тарифа "Укрэнерго" существовала и до внедрения энергорынка. Компенсация включалась НКРЭКУ в состав оптовой рыночной цены (ОРЦ), а платежи осуществлялись другими предприятиями.

После запуска рынка тариф "Укрэнерго" с учетом компенсации ВИЭ вырос на 70-75 грн за МВт*час без НДС. Компенсация ВИЭ в I полугодии составила 164 грн за МВт*час, а сейчас это порядка 226 грн за МВт*час. "Станций ВИЭ становится больше, энергии они производят больше, поэтому и размер компенсации резко возрастает", — говорит Всеволод Ковальчук.

Перекрестное субсидирование и PSO

Очень важный вопрос, без которого не решить проблему роста цен на энергию для промышленности, заключается в устранении перекрестного субсидирования населения за счет предприятий. Переходные положения закона об энергорынке предусматривают, что НКРЭКУ обязана была с 1 июля прекратить перекрестное субсидирование разных потребителей. За счет роста цены для населения цена для промышленности должна была снижаться. Полученная общая цена должна была оказаться средневзвешенной между ценой для населения и коммерческими потребителями.

Но отказа от перекрестного субсидирования не произошло. "Если конечная цена на электроэнергию для населения и промышленности отличается в 2,5 раза, то энергия как товар – в 8-9 раз. Это создает перекрестное субсидирование на сумму 50 млрд грн или 20% от стоимости всей электроэнергии в стране, что и ложится дополнительной тяжестью на промышленность", — уточнил Всеволод Ковальчук.

Учитывая всю непопулярность повышения тарифов на электроэнергию для населения, нужно понимать, что электроэнергия присутствует в себестоимости всех товаров. Согласно данным Госстата, 82% всей поставляемой электроэнергии в стране включается в себестоимость товаров и услуг, которые реализуются на внутреннем рынке. Поэтому население, сэкономив несколько десятков гривен в платежке, расплатится повышением цены на любой конечный продукт или услугу, в том числе и массового потребления, как продукты питания, проезд в муниципальном транспорте и коммунальные услуги.

Проблема перекрестного субсидирования возникла не сейчас, а постепенно вызревала на протяжение последних нескольких лет еще при прежних правилах энергорынка. Именно в этот период начал действовать скандальный принцип ценообразования на электроэнергию "Роттердам+". Как известно, в сентябре 2016 года было последнее повышение цены на электроэнергию для населения, которым перекрестное субсидирование, существовавшее до 2014 года, было нивелировано.

Однако уже в конце 2016 года при введении формулы "Роттердам+" расчет цены электроэнергии привязали к стоимости угля на товарной бирже в городе Роттердам (Нидерланды) и его доставки к границам Украины. Основную выгоду здесь получил Ринат Ахметов, который сконцентрировал в своей собственности 70% всей тепловой генерации и около 80% добычи энергетического угля. Практически весь уголь добывался на территории Украины, а полученная сверхприбыль шла в энергетический дивизион Ахметова – компанию ДТЭК.

Если для промышленности цена электроэнергии росла в соответствии с формулой "Роттердам+", то для населения правительство не решалось продолжать повышать цену на электроэнергию. Все тяготы по субсидированию граждан легли на плечи государственной компании НАЭК "Энергоатом", которая производит порядка 55% всей электроэнергии в стране. Но с запуском новой модели энергорынка вопрос перекрестного субсидирования необходимо было как-то решать. И пока выходом из ситуации стали уже упомянутые специальные обязательства для трех компаний. В итоге, большая часть произведенной "Энергоатомом" электроэнергии была выведена за пределы рынка, а промышленность была вынуждена покупать больше дорогой электроэнергии у тепловой генерации.

Максим Нечипоренко

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Дайджест
Нафтогазу Украины и группе Приват Игоря Коломойского не удалось разделить сферы влияния в крупнейшей нефтедобывающей компании страны.
В нашей стране характерными особенностями в торговле оружием стали тотальное воровство и беспрецедентное крысятничество.
Запущенный с 1 июля рынок из-за недоработок приходится регулировать вручную
Вопрос о рынке земли с новой силой разжег в обществе острые дебаты.
16.08.19
16.08.19
ГП "Бердянский морской торговый порт" (БМТП) недополучил 4,6 млн долл. доходов в 2018 году в результате ограничения судоходства во время строительства Российской Федерацией моста через Керченский пролив и практики досмотра силовиками РФ судов, следующих в/из украинских портов на Азовском море.
16.08.19, Сегодня
Эксперт рассказал, что ускорило повышение украинского ВВП во втором квартале.
16.08.19, 112.ua
14 августа Госкомстат сообщил, что реальный ВВП во втором квартале 2019 увеличился на 4,6% по отношению ко второму кварталу 2018.
Полоса везения для Газпрома, который успешно отбивался в судах от арестов своих активов, закончилась. Суд Люксембурга по иску Нафтогаза постановил привести в исполнение решение о взыскании 2,6 млрд.
Кабмин задерживает городам выплату 7,6 миллиарда гривен из фонда регионального развития и 2,5 миллиарда гривен субвенции на социально-экономическое развитие.
Без реформ планы президента Зеленского вряд ли осуществимы.
15.08.19
14.08.19
13.08.19
12.08.19
10.08.19


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!