Украина погрязла в долгах: чем это грозит

Точка зору

В ближайшие несколько лет Украина должна будет тратить ежегодно по полмиллиарда гривен на обслуживание своего долга, при этом страна не перестанет брать взаймы, как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Расчеты Министерства финансов показывают, что в среднесрочной перспективе в абсолютных цифрах размер украинского госдолга вырастет, при том, что его доля к ВВП должна сократиться. "Апостроф" выяснил, насколько оправданной является политика наращивания государственных заимствований, и не приведет ли она к дефолту.

Министерство финансов Украины 16 июля разместило облигации внутреннего государственного займа (ОВГЗ) на рекордную сумму 33,29 миллиарда гривен. При этом львиную долю этих бумаг составили валютные ОВГЗ, которые принесли госбюджету более 1 миллиарда долларов (26,15 миллиарда гривен). Бумаги размещались под 6,5% и 7%, что сопоставимо с доходностью украинских евробондов. Что касается гривневых облигаций, то их доходность в среднем была чуть выше 17% годовых.

В 2019 году Украина довольно активно привлекает средства в облигации внутреннего госзайма, что не только обеспечивает поступление средств в госбюджет, но и удерживает гривну в стабильном состоянии. Так, по данным Минфина, в январе-июне было продано ОВГЗ на 185,6 миллиарда гривен (в соответствующий период 2018 года – 84,1 миллиарда гривен), в том числе – на 120,2 миллиарда гривен, 2,2 миллиарда долларов и 200 миллионов евро.

Что касается внешних рынков, то на них в текущем году Украина смогла сделать лишь одно размещение – в июне – на 1 миллиард евро под 6,75% годовых.

Впрочем, в Национальном банке Украины (НБУ) рассчитывают, что до конца года удастся снова разместить евробонды – на 1 миллиард долларов. Также, как заявил заместитель главы Нацбанка Дмитрий Сологуб, в НБУ надеются, что до конца года Украина получит новую программу сотрудничества с Международным валютным фондом (МВФ), в рамках которой уже в 2019 году стране будет выделен транш на 2 миллиарда долларов. Как известно, МВФ взял паузу в сотрудничестве с Украиной до момента формирования правительства новым составом парламента, который будет избран на выборах 21 июля. По оптимистическому сценарию, новый Кабинет министров будет утвержден в сентябре.

Долг платежом красен

Наращивая госдолг, Украина также погашает сделанные ранее заимствования. Согласно данным Минфина в нынешнем году нашей стране нужно выплатить по госдолгу 483,4 миллиарда гривен (или 17,6 миллиарда долларов). Пиковые выплаты были в мае – порядка 1,8 миллиарда долларов, также "пиковым" в этом плане будет сентябрь – к оплате готовятся 1,7 миллиарда долларов.

В мае выплаты осуществлялись за счет международных резервов, которые в результате этого сократились сразу на 5,5%, до 19,4 миллиарда долларов. Впрочем, в июне потери были отыграны с лихвой – за этот месяц они выросли на 6,4%, до 20,6 миллиарда долларов. Основными источниками пополнения резервов стали размещение гособлигаций и покупка валюты на межбанковском валютном рынке Нацбанком.

В ближайшие три года, в соответствии с расчетами Минфина, выплаты по госдолгу будут приблизительно на таком же уровне: в 2020 году – 491,5 миллиарда гривен (17,4 миллиарда долларов), в 2021 году – 482,9 миллиарда гривен (16,4 миллиарда долларов), в 2022 году – 481 миллиард гривен (16 миллиардов долларов).

При этом Министерство финансов ставит перед собой – и перед страной – амбициозную цель: сократить госдолг с 51,1% к ВВП в 2019 году до 42,4% к концу 2022 года. Доля госдолга к ВВП постепенно сокращается в последние годы – своего пикового значения 69,2% он достиг в конце 2016 года.

Кстати, в абсолютных цифрах – как в долларах, так и в национальной валюте – госдолг в эти годы, скорее всего, будет расти. Связано это с тем, что, как ожидается, будет увеличиваться и сам ВВП при ежегодном росте на уровне 3-4% (в 2018 году ВВП вырос на 3,3%, а в 2019 году прогнозируется рост около 3%, – "Апостроф").

В плане управления госдолгом одной из целей ставится его наращивание в национальной валюте.

Очевидно, что данные Минфина касаются только прямого государственного долга Украины, поскольку, если рассматривать совокупно собственно госдолг и гарантированный государством долг (что логичнее), то в 2016 году он был на уровне 81%, в 2017 году – около 72%, а в 2018 году – около 63% ВВП.

Кто кому должен

В целом, эксперты, опрошенные "Апострофом", оценивают поставленные ориентиры как вполне приемлемые.

По словам специалиста отдела продаж долговых ценных бумаг инвестиционной компании Dragon Capital Сергея Фурсы, учитывая, что в последние несколько лет доля украинского госдолга сокращается, ничего невероятного в этом прогнозе нет. "Нужно проводить ту же макроэкономическую политику, которая была и ранее", – сказал он в комментарии изданию.

Аналитик инвестиционной компании "Альпари" Максим Пархоменко назвал целевой показатель Минфина "крайне приемлемым для нашей страны". Вместе с тем, по его мнению, сократить его до указанного уровня будет сложно при отсутствии роста экономики и структурных реформ. "Возможно, путем сильной бюджетной экономии или более существенного роста мы сможем это сделать", – добавил он.

В том, что касается наращивания долга в гривне, то здесь присутствует определенная логика. "Для любого государства гораздо безопаснее иметь долг в национальной валюте – в национальной валюте вы его контролируете", – пояснил Сергей Фурса. В качестве примера он привел Японию, где госдолг превышает 200% ВВП, однако он номинирован в японских йенах, и по большому счету является внутренним долгом на руках у населения.

Максим Пархоменко согласен: "Крайне целесообразно увеличивать его (госдолг) именно в национальной валюте. Это позволит не увеличивать риски в иностранной валюте, поддерживать гривну в краткосрочной перспективе, а за счет инфляции снизить нагрузку по обслуживанию этого долга".

Эксперт также не видит особых рисков в связи с наращиванием госдолга путем размещения ОВГЗ. По его словам, рекордные суммы, привлекаемые от продажи этих бумаг в нынешнем году являются рекордными лишь в сравнении с предыдущим периодом, "когда наш Минфин не проводил таких операций после реструктуризации 2014 года". "При росте нашей экономики и улучшении ситуации на внешних рынках страна должна наращивать объем операций с долгом. Сейчас на рынке мы практически не представлены. Мы просто возвращаем свои позиции", – резюмировал Пархоменко.

Только без глупостей!

Время от времени в украинской (и не только) прессе появляются заявления о том, что страна под грузом долгов вот-вот рухнет. И, конечно же, так или иначе, произносится то самое ужасное слово "дефолт", суть которого есть невозможность выполнять долговые обязательства. Усугубляют ситуацию заявления о том, что дефолт, на самом деле, для Украины – хорошо.

Но насколько такие мрачные предсказания верны, учитывая, кстати, то, что пиковые выплаты по госдолгу предстоят в текущем и будущем годах?

"Пока риска нет, – говорит Сергей Фурса. – Если не будут появляться "черные лебеди" в виде мировых кризисов или глупостей от украинской власти. По его словам, Украине желательно оставаться в программе сотрудничества с МВФ, при этом в нынешнем году получение от него средств уже не столь критично.

Но слишком затягивать паузу в отношениях с фондом все же не стоит. "МВФ является индикатором успешности нашего правительства в процессе выполнения реформ. При паузе в сотрудничестве с ним будут возникать сложности и с госдолгом, но не платежам по нему", – отметил Максим Пархоменко. По его словам, Украине крайне важно добиться получения более высоких рейтингов и подняться с "мусорного" хотя бы до низшего инвестиционного рейтинга, после чего вопрос с долгом будет решаться в значительной степени легче.

В свою очередь, главный эксперт совета НБУ Виталий Шапран считает, что следует сконцентрировать внимание не столько на показателе соотношения госдолга к ВВП, сколько на той нагрузке, которую он и его обслуживание оказывают на государственный бюджет. "До 2022 года обслуживание и погашение госдолга будет обходиться примерно в 500 миллиардов гривен ежегодно, и это – довольно большая нагрузка на бюджет", – сказал он в разговоре с изданием. По словам эксперта, ситуацию спасает то, что часть долга рефинансируется за счет ОВГЗ. Но, добавил Шапран, сейчас происходит замещение льготного финансирования от международных финансово-кредитных организаций на ОВГЗ, которые обходятся дороже, так что без МВФ и западных партнеров мы рискуем тем, что госдолг в обслуживании станет дороже, а рефинансировать старые долги через новые заимствования станет труднее. "Вот поэтому вероятность неплатежей по госдолгу без опеки МВФ и наших западных партнеров будет расти", – резюмировал специалист.

Виктор Авдеенко

Новини

24 Грудня 2023

Криворізький залізорудний комбінат знизив виробництво аглоруди на 26,1%

ДТЕК розглядає можливість будівництва міні-АЕС на заміну ТЕС

Загальні інвестиції в інфраструктуру дунайських портів вже склали близько 100 млн дол

В Україні зареєстрували три нових індустріальних парки

Світова виплавка чавуну зросла на 0,1%

23 Грудня 2023

США почали термінові переговори з союзниками про передачу заморожених активів РФ Україні

Загарбники продовжують перешкоджати роботі МАГАТЕ на ЗАЕС

22 Грудня 2023

Порти Великої Одеси обробляють понад 900 вагонів із зерном щодня

Японія зменшила внутрішнє споживання сталі на 3,9%

В Україні за рік підключено понад 1100 нових зелених електростанцій

Румунський виробник сталі збільшує завантаження домни №5

Ворог обстріляв шахту на Донеччині: є загиблі

Уряд продовжив дію пільг на ввезення дронів

Турецькі металурги виробили 30,05 млн тонн сталі

НБУ готує новий механізм врегулювання військових ризиків

У порту Риги запустили регулярний контейнерний потяг 

ВСІ НОВИНИ ⇢