Подробнее Запомнить город


Цена популярности: сколько партии потратили на досрочные выборы в Верховную раду

размер текста:

Нынешняя парламентская кампания оказалась очень короткой, на все про все у политиков было меньше двух месяцев. Далеко не все партии были готовы к роспуску Рады Владимиром Зеленским уже в его инаугурационной речи. А многие не начинали активную фазу кампании до решения Конституционного суда, 20 июня признавшего законность указа о досрочных выборах.

Статьи партийных расходов вполне традиционны, львиную долю здесь занимает реклама в СМИ, также партии вешают внешнюю рекламу, проводят митинги и концерты. Впрочем, некоторые политики не считают такие мероприятия агитацией, потому не отражают их в своей избирательной финансовой отчетности. РБК-Украина проанализировало затраты партий на кампанию, о которых они отчитались в ЦИК.

Политические партии, участвующие в досрочных выборах в Верховную раду, подали в Центризбирком промежуточные отчеты о своих затратах на кампанию. Этот отчет охватывает расходы партий в период с официального открытия избирательного фонда и до 10 июля. Итоговый отчет партии будут обязаны подать в ЦИК не позже 5 августа.

Большинство участников выборов открыли фонды в 20-х числах июня, некоторые – намного позже, например, партия "Социальная справедливость" открыла текущий счет в банке только 9 июля, а партия "Сила людей" не открыла счета вообще. Таким образом, вся партийная реклама, активно появлявшаяся с момента объявления о досрочных выборах, в отчетах не отображена.

Суммарно партии пока потратили на выборы 559,4 млн гривен или по 25,4 млн грн в среднем на каждую. При этом масштаб затрат существенно отличается. В лидерах – "Слуга народа" (96,9 млн грн), далее – Радикальная партия Олега Ляшко (73,0), "Голос" (71,6), "Украинская стратегия Гройсмана" (61,2) и "Оппозиционный блок" (54,9). Для сравнения, партия "Патриот" потратила на кампанию лишь 141 тысячу гривен, а "Социальная справедливость" и Партия зеленых – вообще ни копейки.

Эти расходы сопоставимы с затратами партий на досрочные парламентские выборы 2014 года, которые обошлись партиям-участникам в 674,5 миллиона гривен. Тогда больше всех на агитацию потратила "Батькивщина" – 109,5 млн грн, далее шли "Оппозиционный блок" (106,4) и "Блок Петра Порошенко" (97,3).

Цена популярности: сколько партии потратили на досрочные выборы в Верховную раду

Самая большая статья официальных партийных расходов – реклама в СМИ. Сюда входит оплата эфирного времени на радио и телевидении, а также в печатных изданиях. Примечательно, что отдельной графы расходов на рекламу в интернет-СМИ в отчетности не предусмотрено.

Всего партии потратили на это 446,6 миллионов гривен. Здесь лидером является "Слуга народа" - 79,1 млн грн. Далее – Радикальная партия Олега Ляшко – (69,7 млн грн), "Голос" (54,1), "Украинская стратегия Гройсмана" (48,3), "Оппозиционный блок" (38,9). "Социальная справедливость", "Патриот" и Партия зеленых в СМИ не рекламировались.

Еще одна статья расходов – "изготовление материалов предвыборной агитации": плакатов, листовок, аудио- и видеозаписей, сувенирной продукции, агитационных палаток. Затраты на это существенно меньше, чем на рекламу в СМИ, суммарно партиям это обошлось в 25,6 млн гривен. Больше всего потратился "Оппозиционный блок" – 4 млн гривен. Далее – "Голос" (3,8 млн грн), "Украинская стратегия Гройсмана" (3,4), "Оппозиционная платформа "За життя" (3,2), "Сила и честь" (2,8).

Цена популярности: сколько партии потратили на досрочные выборы в Верховную раду

Другие предусмотренные отчетом категории официальных партийных расходов – это логистика, аренда помещений и техники для проведения собраний и пресс-конференций, размещение внешней рекламы, организация митингов, концертов и спортивных соревнований под партийным патронатом и т.д. Сюда же некоторые партии относят свои затраты на интернет-рекламу. В целом, расходы на эти цели существенно меньше, чем на рекламу по телевидению, радио и в печати.

Популярную на любых украинских выборах форму агитации – музыкальные концерты, партии трактуют по-разному. К примеру, Аграрная партия в своих отчетах указывает расходы на концерты с участием популярного певца Олега Винника, публично агитирующего за аграриев. А "Голос" Святослава Вакарчука концерты "Океана Эльзы" агитацией не считает, следовательно, и в отчете соответствующих расходов не указано.

Если разделить общие затраты партий на их текущие рейтинги (согласно последнему опросу Киевского международного института социологии, проведенному с 3 по 13 июля), то дороже всего один процент рейтинга обходится "Украинской стратегии Гройсмана" – 47,1 млн гривен. Далее идут Радикальная партия Олега Ляшко – 30,4 млн грн и "Оппозиционный блок" – 18,3 млн грн. Для сравнения, один процент поддержки лидирующей партии "Слуга народа" обходится ей в 1,9 миллиона гривен. Впрочем, это очень субъективный показатель, не учитывающий другие причины, из-за которых избиратели планируют голосовать за ту или иную политсилу.

И, несмотря на то, что этот отчет – лишь промежуточный, официальные расходы партий на кампанию явно не отражают реальной картину. Потраченные к 10 июля всеми партиями 559,4 млн гривен – это примерно 21,6 млн долларов, чего явно недостаточно даже для одной партии, всерьез нацеленной на попадание в парламент.

Цена популярности: сколько партии потратили на досрочные выборы в Верховную раду

Определенные ограничения в прозрачность финансов на выборах вносит и законодательство. По закону о выборах народных депутатов, избирательный фонд одной партии не может превышать девяносто тысяч минимальных зарплат. На данный момент – это 375,6 млн гривен или 14,5 млн долларов, чего для полноценной общенациональной кампании также недостаточно, даже с учетом ее быстротечности. При этом все затраты партии по закону обязаны проходить через избирательный фонд. Партии, которые преодолеют пятипроцентный барьер, получат компенсацию своих официальных расходов на кампанию, а партии, набравшие 2% голосов – госфинансирование на следующие пять лет.

Милан Лелич

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Дайджест
07.08.20, ubr
В последнее время на украинских дорогах увеличилось количество участков дорог, на которых установлен радар TruCam.
К началу сезона отбора в украинских ПХГ будет более 26 млрд кубометров — это самый высокий уровень с 2008 года. Открытие полноценного виртуального реверса газа из Словакии и крайне низкие ставки хранения делают украинские ПХГ привлекательными для европейских трейдеров.
06.08.20
Большинство экспертов полагает, что причиной взрыва в столице Ливана была аммиачная селитра.
06.08.20, dsnews.ua
В связи с карантином денежные переводы от украинцев, работающих за границей, снизились. Чего ждать к концу года и как трансферты заробитчан повлияют на курс гривни?
06.08.20, dsnews.ua
Новая стратегия, которую устами Леонида Кравчука озвучивает Офис президента, состоит в якобы отказе от “донбасских” изменений в Конституцию с одной стороны, и в проталкивании таких изменений через референдум с другой
05.08.20
В Украине с 1 августа запустили рынок газа для населения. Вырастут ли в связи с этим тарифы, и, если вырастут, то когда и насколько.
05.08.20, Сегодня
В июле бензины и дизтопливо подорожали на 80 копеек, автогаз – на 39 копеек. По мнению экспертов топливного рынка, главная причина – ослабление гривни. Потенциал для подорожания еще остался, поэтому АЗС продолжат поднимать ценники в августе.
04.08.20
Слова президента Володимира Зеленського, що курс 30 грн за дол вирішить хронічні проблеми з наповненням державного бюджету та позитивно позначиться на компаніях-експортерах, можуть набути статусу самовтілюваного пророцтва.
Украина за минувший год значительно улучшила свои позиции в мировом рейтинге, который оценивает борьбу с отмыванием денег. Но это совсем не способствует росту нашей экономики — скорее наоборот.
Прогноз правительства на 2021-2023 гг. в целом является более оптимистичным по сравнению с прогнозами МВФ и Национального банка, и, вероятно, направлен на создание достаточной экономической базы для расчета Государственного бюджета на 2021 год.
03.08.20
31.07.20
30.07.20
29.07.20
28.07.20
24.07.20
23.07.20
22.07.20
21.07.20
20.07.20
17.07.20
16.07.20
15.07.20


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!