Подробнее Запомнить город


Выбирать по-новому: примет ли Рада Избирательный кодекс с открытыми списками и что это изменит

размер текста:

Верховная рада в ближайшие недели может принять Избирательный кодекс, который полностью меняет процедуру парламентских выборов. Ключевое нововведение, из-за которого спорят депутаты —  замена действующей смешанной системы с партийными списками и мажоритаркой на пропорциональную систему с открытыми региональными списками. Рассмотреть четыре с половиной тысяч поправок, поданных к редакции Избирательного кодекса ко второму чтению, депутатам нужно успеть за оставшиеся три пленарные недели. В противном случае, избранным на досрочных июльских выборах парламентариям придется вносить новый проект кодекса и начать всю работу с документом с нуля. О том, как может измениться избирательная система и успеют ли депутаты принять законопроект — в материале РБК-Украина.

Верховная рада до конца своей каденции может принять Избирательный кодекс (законопроект №3112-1). Этот документ должен урегулировать все избирательные процессы и процедуры, начиная от деятельности Центризбиркома, функционирования Госреестра избирателей и правил агитации, заканчивая порядком проведения президентских, парламентских и местных выборов.

Народные депутаты приступили к рассмотрению законопроекта на последней пленарной неделе, 6 июня. После принятия документа в первом чтении в ноябре 2017 года, парламентарии предложили к кодексу 4568 поправок. В этот день в Раде успели пройти только 134 поправки, а потому с таким темпом его рассмотрение в зале может растянуться на несколько недель.

Главная новация Избирательного кодекса — переход на пропорциональную систему с открытыми региональными списками во время выборов в Верховную раду вместо действующей смешанной, когда половина депутатов проходит в Раду по партийным спискам и еще половина — по мажоритарным округам. Именно ликвидация "мажоритарки" и является основным камнем преткновения для депутатского корпуса.

Голосуют регионы

Избирательный кодекс, авторами которого являются спикер Рады Андрей Парубий, депутаты Леонидом Емцем ("Народный фронт") и Александром Черненко ("Блок Петра Порошенко"), состоит из четырех книг.

"Общая книга регламентирует порядок создания и деятельности избирательных комиссий, функционирования ЦИК и Государственного реестра избирателей, формирования избирательных списков, ведения агитации во время президентских, парламентских и местных выборов. То есть она регламентирует общие нормы всех трех избирательных процессов", — рассказал РБК-Украина один из членов рабочей группы, которая готовила кодекс ко второму чтению, замглавы фракции "Самопомич" Руслан Сидорович. По его словам, вторая книга касается порядка проведения президентских выборов, третья — парламентских выборов, четвертая — местных.  

Пропорциональная система с открытыми региональными списками, согласно проекту кодекса, предполагает, что выборы в Раду будут проходить в 27 избирательных регионах. В основном они совпадают с территориями областей Украины, кроме густонаселенных Киева и Днепропетровской области, где планируется создать по два округа. Крым и Севастополь вместе с Херсонской областью будут включены в южный округ.

Кроме общенационального партийного списка кандидатов, одинакового для всей страны, политсилы должны будут сформировать отдельные списки для каждого из 27 регионов. В них партия также выдвигает минимум пять кандидатов из своего общенационального списка. Получается, что каждый кандидат представлен одновременно в двух списках — общем и региональном.

Украинцы будут голосовать за партию с ее утвержденным списком и по желанию за одного из кандидатов, которых эта же партия выдвигает в конкретно взятом регионе. Беспартийные политики лишаются возможности баллотироваться в Раду.

Избиратель лишится возможности проголосовать исключительно за кандидата, но сможет отдать свой голос только за список партии. В таком случае, голосуя, гражданин соглашается с той последовательностью кандидатов, которую определила партия. Вместо привычных "плюсов" или "галочек", в бюллетене нужно будет собственноручно указать как порядковый номер партии, утвержденный Центризбиркомом в ходе специальной жеребьевки, так и порядковый номер кандидата, который устанавливает партия.

В парламент пройдут только те партии, которые преодолеют четырехпроцентный барьер.

Его снижение с нынешних пяти процентов — не прихоть тех или иных политических сил, заверил издание Руслан Сидорович. "На самом деле к этому нас давно призывают наши западные партнеры из Совета Европы — к трем или четырем процентам, поскольку снижение барьера даст возможность более широкого представительства партий в парламенте, что в свою очередь означает большую легитимность власти", — пояснил депутат. 

Цифра проходного барьера – предмет для дискуссий в Раде, прогнозирует другой член рабочей группы, бывший глава Комитета избирателей Украины (КИУ) Игорь Попов. "Теперь депутаты будут предлагать либо три, либо пять процентов", — рассказал он РБК-Украина.

Это сумма всех голосов, отданных за все партии, которые проходят в парламент, которая будет поделена на 450. С помощью этой квоты ЦИК сначала вычисляет количество мандатов, полученные той или иной партией в каждом из регионов, после этого идет распределение мандатов партии по общегосударственному списку. Если кандидат уже получил мандат по результатам партии в регионе, то его фамилия уже не фигурирует при распределении по общепартийному списку.

Суть открытых списков сводится к тому, что чем больше голосов набрал конкретный кандидат в региональном партийном списке, тем выше его шанс на прохождение в парламент. Причем не исключено, что кандидат, получивший большую или даже самую большую поддержку в регионе, может и не получить мандат, если его партия не проходит в парламент.

Еще один спорный вопрос, который предстоит решить депутатам, о том, насколько открытыми будут списки. То есть, им необходимо определить, сколько в каждом из региональных округов голосов должен набрать, например, кандидат на пятом месте, чтобы он стал первым, уточнил Игорь Попов. "В редакции первого чтения указано, что он должен набрать избирательную квоту — примерно 40 тысяч голосов, это очень много. Соответственно, такую модель даже нельзя назвать открытыми списками — они закрытые: как партия определила очередность кандидатов, так они по рейтингам и проходят. В то же время есть идея сделать небольшой процент — чтобы пятый в региональном списке мог подняться на первое место", — говорит народный депутат.

С одной стороны, -- это реальное соревнование. Но, с другой —  это порождает внутрипартийную конкуренцию, которой все опасаются, продолжает Попов. "Поскольку, тогда "топить" тебя могут не только конкуренты от других партий, но и свои однопартийцы", — объясняет парламентарий.

Система открытых списков – значительный шаг вперед, но это далеко не тот механизм, который позволит снять все вопросы с избирательным законодательством, считает глава КИУ Алексей Кошель. Например, она только частично решает проблему подкупа избирателей, равно как и проблему продажи мест в партийном списке, говорит Кошель.

"Останется искушение договориться с партийным руководством о том, чтобы получить на своем округе слабых соперников, выдвинутых той или иной политсилой. И, на мой взгляд, система открытых списков при условии слабых политических партий не решает ключевой проблемы — дорогостоящих выборов, потому что проведение полноценной кампании на округе в пределах области будет крайне затратным", — прокомментировал РБК-Украина глава КИУ.

При этом, по его словам, чтобы получить высокие показатели на местах, партии будут привлекать прежде всего эффективных и рейтинговых мажоритарщиков. "В том числе тех, кто активно использует так называемую технологию "добрых дел". А потому для многих депутатов-мажоритарщиков поддержка этого кодекса не содержит серьезных угроз, в связи с чем 226 голос за его принятие представляются реальными", — рассуждает глава Комитета избирателей.

Избирательный кодекс предусматривает систему открытых списков и для выборов в областные советы и городские советы, где население свыше 90 тысяч человек. Мажоритарная система останется только для выборов в сельские, поселковые, районные советы, а также в небольших городах. Для последних кодексом предлагается ввести многомандатную мажоритарную систему, при которой в округе побеждает от двух до четырех кандидатов, в зависимости от числа избирателей в округе.

Финальный аккорд

Проанализировав четыре с половиной тысяч поправок, поданных к Избирательному кодексу, депутатская рабочая группа учла несколько ключевых изменений. Целый блок правок касается предвыборной агитации — общих правил, политической рекламы, порядка проведения дебатов и ответственности за отказ от них, пояснил Руслан Сидорович. В частности, депутатам предлагается запретить всю внешнюю рекламу, за исключением временных передвижных конструкций, а также установить ограничения для рекламы на телевидении.

"Алгоритм регулирования политической рекламы прописан так, что никто не сможет заполнить политической рекламой весь эфир, установлена максимально допустимая продолжительность как одного ролика, так и частоты его трансляции в течение сутки. Это улучшает возможность доступа к телевидению неолигархическим политическим субъектам", — разъяснил Сидорович.

Кроме того, из финальной редакции кодекса может исчезнуть положение о том, что кандидат, желающий побороться за президентское кресло, должен собрать триста подписей мэров, депутатов Верховной Рады и местных советов.

"Мы убрали подписные листы для президентских выборов из текста кодекса, поскольку такая практика ранее существовавшая в украинском избирательном процессе доказала свою неэффективность. Залог для кандидатов — более эффективный механизм и чаще используется в мировой практике", — рассказал Сидорович.

Но с большой долей вероятности все поправки, предложенные ко второму чтению, будут провалены, потому как в самый разгар предвыборной парламентской кампании их рассмотрение будет проходить в полупустом зале Верховной рады.

"Когда мы выйдем на финальное голосование, и будет мобилизация депутатов в зале, то ряд номеров поправок будут зачитаны повторно. Это будут те поправки, без которых нет смысла принимать закон. Эти поправки будут проголосованы пакетом уже перед финальным голосованием", —  заявил глава рабочей группы Александр Черненко.

Чтобы выйти на голосование, парламенту предстоит пройти все поправки к кодексу оставшиеся три пленарные недели до закрытия сессии. После этого Рада вернется к работе уже в сентябре, причем, вероятно, уже в новом составе, избранном на досрочных выборах в июле.

Если же депутаты не успеют завершить рассмотрение всех поправок, новому созыву Рады необходимо будет отклонить Избирательный кодекс, после чего заново вносить законопроект в парламент и начать его рассмотрение с нуля, поясняет Руслан Сидорович.

"Я думаю, что в парламенте пойдут по сценарию зачитывания всех поправок скороговоркой с тем, чтобы выйти на голосование за проект закона 11 июля", — допускает Игорь Попов, при этом сомневаясь, что в зале найдется 226 "за". Тогда как его коллега по рабочей группе Руслан Сидорович полагает, что принятие кодекса вполне реалистично.

Вместе с тем, даже если Конституционный суд признает президентский указ о роспуске Рады неконституционным, очередные парламентские в октябре все равно пройдут по старому закону, прогнозируют члены рабочей группы.

"Даже если Рада примет летом Избирательный кодекс, его использования для очередных парламентских выборов в 2019 году весьма проблематично, поскольку изменение избирательной модели в такие краткие сроки может угрожать срывом избирательного процесса", — говорит Сидорович.

Тогда в переходных и заключительных положениях кодекса необходимо будет указать, что закон вступает в силу, например, с 2020 года, добавил Попов.

Ульяна Безпалько

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Дайджест
В Украине в июле вступили в силу новые правила контроля и учета горюче-смазочных материалов.
20.07.19, ubr.ua
В Украину завели больше валюты под хороший курс и аукцион Минфина
В начале 2018 г. цены не недвижимость в Киеве достигли дна и начали расти — к великой радости посредников и огорчению покупателей.
Национальный банк принял решение об уменьшении учетной ставки на 0,5%, до 17%. Стоит ли ожидать изменения денежно-кредитной политики регулятора или перед нами очередная монетарная дымовая завеса?
Сырьевая украинская экономика чрезвычайно зависит от ситуации на мировых рынках, более того, она крайне уязвима в периоды любых глобальных кризисов.
19.07.19
19.07.19, ubr.ua
Нацкомфинуслуг ограничит максимальный размер штрафов для неплательщиков. Рынок не против
Зниження ставки ЄСВ, відкриття ринку сільськогосподарських земель, створення Служби фінансових розслідувань. Економічні плани партій, що збираються у парламент.
Сегодня в Украине заканчивается очередная избирательная кампания – в этот раз парламентская.
19.07.19, Сегодня
За спецпошлину вряд ли будет платить конечный потребитель, убеждены эксперты, но есть нюансы.
Президент Владимир Зеленский объявил о возможном упразднении коммунальных платежей для людей старше 70 лет. Действительно ли это ударит по бюджету и осчастливит пожилых людей.
18.07.19
17.07.19
16.07.19
15.07.19


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!