От Индонезии до России. Сколько миллиардов реально отбелить на амнистии капиталов

Точка зору

Эксперт по вопросам налоговой и финансовой политики Администрации президента Даниил Гетманцев заявил, что у команды Владимира Зеленского уже готов законопроект об амнистии капиталов. Все, у кого есть сокрытые финансы или имущество, получат возможность их легализовать, заплатив государству 5%. По окончании реформы за нарушения придется отвечать по всей строгости закона. Хотя вопрос, сможет ли Украина пополнить налоговый бюджет, влить в экономику скрытые финансы, вернуть осевшие в офшорах средства и призвать бизнес к порядку, остается открытым. Ведь мировой опыт тут весьма противоречив.

К успеху по собственным граблям

Аргентина оказалась среди стран, умеющих учиться на ошибках. Амнистия 1987-го обернулась провалом – бизнес обязывали вернуть выведенные капиталы и инвестировать их в экономику. Предприниматели не повелись: уже в 1988-м реформу попытались переиграть, но без обязательных инвестиций. Однако ожидаемых результатов не достигли. Власти исправились в 2017-м, предложив максимально либеральные и удобные условия. Бизнес декларировал сбережения по специальным ставкам, но при этом мог оставлять их на зарубежных счетах. Вместе с тем отдел финансовой разведки получал расширенные полномочия в расследовании дел по отмыванию средств. Также Аргентина подписала соглашения с США и Швейцарией по борьбе с сокрытием налогов. Гражданам ясно дали понять, что теперь за нарушителей возьмутся всерьез.

Союз пряника и кнута привел к успеху: предприниматели задекларировали активы на $116,8 млрд. Как цитирует Bloomberg главу налоговой службы страны Альберто Абада, в казну поступило $9,5 млрд налогов.

Высокая частота расхолаживает

Для ряда стран налоговая реформа стала чем-то вроде попытки начать новую жизнь с понедельника. Так, в Турции с 1924 г. провели 29 налоговых амнистий. Реформа проходила каждые два-три года, но бизнес так и не включился в игру. Во-первых, из-за отсутствия действенной системы санкций для строптивых неплательщиков. Во-вторых, чрезмерная частота приучила откладывать на завтра – мол, в следующий раз всегда успеется.

Аналогичный феномен исследовали экономисты Университета Западной Вирджинии в 2005-м, рассмотрев примеры "нулевых деклараций" разных штатов США. В работе анализировались реформы различной продолжительности (от пятнадцати дней до полугода) и результативности (от $0,2 млн собранных налогов в Северной Дакоте до $582,7 млн в Нью-Йорке).

Вывод оказался однозначным: уже вторая амнистия может иметь расхолаживающие действие на налогоплательщиков. Если краткосрочный эффект (пополнение бюджета) никто не отменял, то налоговые сборы после окончания реформы могут снижаться. Бизнес живет в предвкушении следующего льготного периода, и самые жесткие санкции не всегда способны повлиять на ситуацию.

Схожие выводы впору сделать и россиянам. Страна переживает целую серию амнистий, хотя результатами хвастается осторожно. Так, известно лишь, что в 2015-2016 гг. инициативу российского минфина поддержали только 7,2 тыс. граждан. 

В следующей серии в 2018 г. налоговикам показали около 10 млрд евро. По разным оценкам, это от 1 до 4% средств, спрятанных россиянами в офшорных гаванях. Тем не менее амнистию продлили до марта 2020 г. Деньги пытаются "заманить" в страну льготными ставками и даже предлагают сменить заморские офшоры на российские – на островах Русский и Октябрьский. Но крупный бизнес, держащийся в цепкой связке с властью, перспектива ослушаться не пугает.

Подводные рифы денежного притока

Большинство успешных примеров объединяет одно: государство предлагает бизнесу начать жить не только с новой строки, но и по новым правилам.

К примеру, Франции в 1986 г., по данным The New York Times, удалось пополнить бюджет на $1,6 млрд налогов. Параллельно упразднили налог на богатство – это стало одним из ключевых факторов сговорчивости бизнесменов.

В Ирландии в 1988 г. за десять месяцев граждане засветили $5 млрд, заплатив $750 млн налогов (хотя государство рассчитывало всего на $100 млн). Реформа строилась по принципу: вернуть престижно, не вернуть – страшно. Социальная реклама агитировала предпринимателей стать героями нового времени, а нежелавших уже подкарауливала новая служба налоговых полицейских. Повышались штрафы, у налоговиков появлялись возможности замораживать счета и конфисковать акции неплательщиков. Но уже в 1993 г. на очередную амнистию откликнулось гораздо меньше людей, не помогло даже ужесточение Налогового кодекса с перспективой отсидеть восемь лет за решеткой. Наконец, в 1999-м финальным аккордом 11-летней эпопеи стала программа добровольного раскрытия информации. Правительству удалось наладить тесное сотрудничество с банками и получить доступ к громадным массивам данных, а в СМИ регулярно публиковались списки нарушителей под грифом Name and Shame (имя и позор).

В Италии в 2001-м реформа совпала с введением евро. По данным Швейцарского банка, удалось отбелить 77,8 млрд евро. Бизнесменам предложили вернуть капиталы с офшорных счетов под минимальную ставку в 2,5%, либо вложив 12% в гособлигации. Противники сетовали, что возможностью в первую очередь воспользовались мафиози, а честный бизнес остался не у дел. Надолго деньги на итальянских счетах не задержались. В 2009-м реформу объявили уже в третий раз, попытавшись изменив тактику – налоговики придирчиво инспектировали работу швейцарских банков, а имена, неплательщиков публиковали в СМИ.

"Эта налоговая амнистия была успешнее предыдущих. Ее отличала серьезная медиакампания. Многие клиенты испугались и предпочли задекларировать свои офшорные сбережения", – заявил Reuters глава ассоциации банков Тичино Франко Читтерио.

Реформа обернулась 80 млрд евро раскрытых средств и 4 млрд евро налогов. Отбеленные капиталы, по оценкам центробанка, составили примерно одну шестую накоплений, которые итальянцы на тот момент хранили в офшорах.

Опыт "индонезийского Зеленского"

Президент Индонезии Джоко Видодо в 2017 г. поставил целью отбелить $300 млрд, из них минимум $76 млрд планировали вернуть с заграничных счетов. По выстроенному имиджу Видодо напоминает Зеленского – носится с идеей электронного правительства, стремится казаться ближе к народу и обещает экономическое чудо.

Реформу разбили на три этапа, и схема напоминала продажу билетов на музыкальных фестивалях: "ранние пташки" обнуляли финансовую карму всего под 2%, припозднившиеся – уже под 10%.

За четыре месяца до окончания реформы в администрации президента объявили цель достигнутой – всего удалось легализовать рекордные $367 млрд. Политические оппоненты кинулись в атаку, ведь в реформе поучаствовали всего 930 тыс. индонезийцев, а львиную долю капиталов засветили крупнейшие олигархи страны. Из офшорных $75 млрд вернулись лишь $11,2 млрд. Что же до малого и среднего бизнеса, предприниматели предпочли воздержаться хотя бы потому, что для обнуления кармы требовалось собрать с десяток справок и пройти через бюрократическое чистилище.

И вот теперь украинской власти придется найти ответы на множество "как?". Во-первых, как убедить предпринимателей, что перспектива поменять правила реальна и в предложении нет подвоха. Во-вторых, как сделать это с первого раза, чтобы амнистия не превратилась в затянутый сериал. В-третьих, как уговорить украинцев простить крупных неплательщиков, которые пришли к государству с повинной и тем самым избежали наказания за злостные финансовые преступления. В-четвертых, как убедить самих нарушителей, что даже если участвовать не хочется, то воздержаться будет себе дороже.

Отдаленные перспективы пока туманны, но открыт вопрос и о том, какими выгодами сможет пользоваться Украина в процессе и сразу после реформы. А точнее, какой объем припрятанных финансов выйдет на свет. Сравним результаты некоторых из перечисленных стран.

Эффективность амнистий капиталов 

Страна

Год амнистии

Сумма раскрытых капиталов

ВВП страны в год реформы

% "обеленных" капиталов от ВВП

   Аргентина

2017

   $116,8 млрд

   $637,6 млрд

      18,3

   Россия

2018

   $10 млрд

   $1,63 трлн

        0,61

   Италия

2009

   $114 млрд

   $2,185 трлн  

        5,22

   Ирландия

1993

   $2,6 млрд

   $52,48 млрд

        4,95

   Индонезия

2017

   $367 млрд

   $1,016 трлн

       36

Источники: Bloomberg, российская служба BBC , The Wall Street Journal, The Irish Times, Indonesia Investments; ВВП стран: Всемирный банк, МВФ

Так что повторит ли Украина фиаско России, отбелив 0,61% ВВП, или рекорд Индонезии – 36% ВВП, зависит от множества переменных. Однако порядки цифр понятны: в первом случае на свет у нас выйдут лишь около $800 млн, а во втором – все $44 млрд.

Ольга ЧЕРНЫШ

Новини

26 Грудня 2023

До 2030 року виробництво водню зросте лише до 110 млн тонн

УЗ провела 101 аукціон з продажу 76,4 тис тонн брухту 

Для відбудови та розвитку енергосектору України необхідне залучення сталого фінансування

50 млрд євро Україна отримає в будь-якому випадку – Кулеба

В Мінекономіки обговорили майбутнє зеленої металургії

Південнокорейська POSCO перезапустила три доменні печі

Туреччина переглядає антидемпінг на китайські труби з нержавіючої сталі

Японська Sumitomo припинить роботу вугільної ТЕС у рамках декарбонізації

Заводи на Закарпатті скорочують роботу через черги на кордонах

На кордоні з Польщею в чергах стоять понад 3 тисячі вантажівок

Цього року Метінвест розпочав виробництво 25 нових видів продукції

Експерти МВФ очікують подорожчання низки металів

Австралійська залізорудна промисловість шукає шляхи пристосування до зеленого переходу

Грузія посилить санкції за забруднення Чорного моря

Centravis зупинило виробництво продукції

Тайвань з початку року збільшив імпорт металобрухту на 19%

ВСІ НОВИНИ ⇢