Подробнее Запомнить город


Налоги. 20 изменений от команды президента и что о них думает бизнес

размер текста:

Уже больше месяца представители команды нового президента предлагают обществу обсудить 20 озвученных ими приоритетных изменений налоговых правил в Украине. Компания PwC опросила 170 ключевых игроков ведущих отраслей украинской экономики и поинтересовалась, какие из этих приоритетов являются наиболее актуальными для их бизнеса. Полученные результаты комментирует Партнёр PwC Вячеслав Власов.

Наш опрос показывает последовательность позиций прозрачного, законопослушного бизнеса. Из года в год этот бизнес требует чётких и относительно стабильных правил в налоговой сфере, простого и современного налогового администрирования со стороны фискальной службы, а также ответственности государства при злоупотреблениях чиновников. Проводимое PwC совместно с Мировым Банком ежегодное исследование лёгкости уплаты налогов в разных странах — Paying Taxes — подтверждает, что такие изменения действительно помогут улучшить условия ведения бизнеса и инвестиционный климат в Украине.

Несомненно, у крупного бизнеса свои налоговые приоритеты, а у среднего и мелкого свои, и каждая отрасль экономики имеет собственные налоговые проблемы. Тем не менее, наш опрос демонстрирует, что основные ожидания у разных бизнесов совпадают. И на первом месте находится поддержанное 70% респондентов введение финансовой ответственности государства перед бизнесом. Штрафы за неправомерные доначисления налогов, пени за несвоевременный возврат предоплаты или переплаты налогов помогут установить паритет в отношениях между фискальной службой и налогоплательщиками и уменьшить количество необоснованных налоговых претензий, равно как и просьб к бизнесу оплатить налоги раньше или в большем размере.

Той же цели поможет достичь отказ от годовых (квартальных, месячных) планов по сбору налогов, поддержанный 66% опрошенных. Бизнес никоим образом не призывает превратить сбор налогов в хаотичную процедуру и понимает степень важности планирования для целей наполнения государственного бюджета. В то же время, любой план, особенно в условиях нестабильной экономики, должен быть обоснованным и гибким, а не константой, приводящей в движение репрессивный механизм налоговых доначислений и споров. Крупный бизнес надеется на то, что государство начнёт пользоваться давно предусмотренной в законе возможностью заключения с ним так называемых предварительных соглашений о ценообразовании. Они позволяют государству и крупному бизнесу абсолютно легально «договориться» о взаимовыгодном налогообложении операций бизнеса со связанными лицами и внести элемент прогнозируемости при планировании налоговых обязательств (бюджетных поступлений).

Речь об упрощении налогового администрирования ведётся не первый год, и эта тема по-прежнему остаётся одной из наиболее актуальных для бизнеса. 68% респондентов считают, что усовершенствование электронного кабинета налогоплательщика, перевод всех налоговых процедур в электронный формат должны стать приоритетом нового президента и правительства. Деперсонификация отношений бизнеса и фискальной службы — это не только современный тренд цифровой эпохи, но и действенное решение для предотвращения коррупции в налоговой сфере. 62% опрошенных считает, что работа налоговых органов должна быть переведена на электронные рельсы. Лучшим показателем прогресса в этом направлении может стать введение электронного налогового аудита, что в современном мире считается передовой практикой. Это очень непростое и дорогостоящее для государства решение, но за ним будущее, и инвестировать в него нужно уже сейчас. Бизнес поддержит эту инициативу, если государство сможет обеспечить конфиденциальность данных, полученных в электронном виде.

Введение единого счёта для уплаты налогов, поддержанное 57% респондентов, не новая идея, которая никак не может сдвинуться с мертвой точки. Это относительно простое решение может существенно облегчить жизнь как крупному, так и среднему и мелкому бизнесу, равно как и физическим лицам, которым не придётся постоянно отслеживать изменения реквизитов разных счетов для уплаты разных налогов, писать заявления на зачет или возврат налогов, и т. д. Мы слышим, что фискальная служба и казначейство опасаются существенного увеличения объемов работы по отслеживанию налоговых поступлений, распределения их по разным бюджетам и бюджетным счетам. Но если государство всерьёз займется заявленной диджитализацией, этот процесс потребует всего лишь грамотного программирования.

Наконец, поддержка бизнесом декриминализации налоговых нарушений (51% респондентов) была вполне ожидаемой и не требует особых комментариев. Существенная финансовая ответственность за неуплату налогов может стать не менее эффективным «кнутом», чем тюремное заключение, в том случае, если оно будет применяться на практике не как способ давления на бизнес, а как прозрачный способ установления социальной справедливости.

В наших следующих публикациях мы прокомментируем, как прозрачный бизнес ранжирует остальные налоговые приоритеты команды президента. А в заключение хочется акцентировать внимание на вопросе, который, почему-то, совсем выпал из дискуссии — стабильность налогового законодательства. Какими бы ни были предложенные изменения, для бизнеса важно, чтобы они не менялись каждый год. Ни для кого не секрет, что у нас в стране постоянно нарушается правило изменения налоговых законов не позднее чем за 6 месяцев до наступления нового финансового года. Если это правило не работает, не стоит ли ввести более строгое, например, с запретом вносить изменения, ухудшающие положение налогоплательщиков, в течение нескольких лет?

Бизнес ждёт от команды президента разработки проектов законов для реализации озвученных приоритетов и поддержки этих проектов новым составом парламента.

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Дайджест
Оснований для обвала гривны на сегодня нет.
Теперь команде Зеленского-Коломойского для получения контроля над регулятором тарифов нужно сначала переписать закон
15.06.19, Financial club
В конце мая – начале июня гривну начало лихорадить, хотя традиционно это один из самых спокойных периодов на рынке.
Снятие блокады с ОРДО и ОРЛО — весьма спорное решение, и если Украина пойдет на этот шаг, то подыграет противнику, лишь отдалив момент деоккупации этих регионов.
15.06.19, ubr.ua
Нацбанк пытается минимизировать в Украине валютные риски, чтобы курс гривны не сильно раскачивался.
Дефолт или погашение долга… В команде президента озвучили третий путь. Но вот является ли он проходимым для нашей страны?
14.06.19
Суд отозвал лицензию у авиаперевозчика Sky Up, компания уже назвала решение незаконным и подала апелляционную жалобу. Чего ожидать пассажирам и при чем здесь Игорь Коломойский?
Запуск нового рынка электроэнергии с 1 июля, как было предусмотрено ранее, завис в воздухе. С каждым днем возникает все больше вопросов.
13.06.19
Из-за сокращения рабочей силы украинскую экономику, вероятно, ждут долгие десятилетия падения при расчете ВВП в долларовом эквиваленте
Соседние с Украиной страны Центральной Европы модернизировали и расширили свои маломощные хранилища после второго газового кризиса.
12.06.19
11.06.19
10.06.19
07.06.19
06.06.19
05.06.19


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!