Подробнее Запомнить город


Тасовать госдолг можно долго, но так Украина не выйдет из порочного круга

размер текста:

Украине в ближайшее время придется столкнуться с несколькими ключевыми вызовами: погашением внешних долгов и структурной перестройкой экономики. На первый взгляд, достаточно разноплановые задачи. Но это лишь при поверхностном ознакомлении. В нашем правительстве недавно представили концепцию управления суверенным долгом страны. Среди основных месседжей: внешний, валютный, долг будет заменяться на внутренний, гривневый. Более дорогой и короткий долг с помощью рефинансирования заменят на длинный и дешевый.

Пока это лишь набор противоречивых, с точки зрения банальной логики, фраз, ведь гривневый долг априори более короткий и дорогой, чем внешний (если речь идет о действительно рыночных выпусках). В то же время упрощение характера украинской экономики, уплощение ее рельефа и выпадение Украины из глобальных мировых цепочек добавочной стоимости, включая усиление сырьевого характера нашего экспорта, сделает невозможным достижение нами в обозримом будущем позитивного сальдо торгового баланса. Здесь также все логично: продавая на международных рынках дешевые сырье и полуфабрикаты и покупая там же более дорогие потребительские товары с высоким уровнем добавочной стоимости, а также еще более дорогостоящие инвестиционные товары (средства производства), мы априори не можем рассчитывать на позитивный торговый баланс, и импорт всегда будет превышать экспорт (для примера можно подсчитать, сколько зерна нужно продать на внешнем рынке, чтобы обеспечить покупку одного локомотива и состава вагонов-зерновозов, который перевозит это же зерно). Кроме того, капитализация экономики, так называемый внутренний мультипликатор активов, напрямую зависит от ее отраслевой структуры. Если это сырьевая парадигма, то есть модель, сложившаяся в Украине за последние годы, то динамика нашего роста будет навсегда привязана к показателям мировых сырьевых рынков, и периоды роста сменят более глубокие периоды падения. Кроме того, такая экономика неинтересна иностранным инвесторам, которые ожидают трех-пятикратную мультипликацию стоимости своих активов за пятилетний инвестиционный цикл.

Нобелевский лауреат Пол Кругман создал реалистическую теорию международной торговли, которая говорит о том, что развитые страны доминируют за счет того, что их крупные технологические корпорации выигрывают конкурентную борьбу, экономя на масштабе, а развивающиеся страны эту борьбу проигрывают, даже имея дешевую рабочую силу. Таким образом, развивающимся странам необходимо временно ограничивать импорт и стимулировать развитие внутренних производств, а по мере их конкурентного усиления постепенно снимать таможенные барьеры. Так поступали в Японии, Южной Корее, Сингапуре, Китае, на Тайване. Кроме того, есть и позитивная теория Кругмана, которая заключается в том, что государство должно стимулировать те отрасли, которые приводят к появлению новых подотраслей реального сектора экономики, как это произошло в Японии, когда развитие металлургии способствовало зарождению машиностроения. Ставка на производство конечных товаров является тупиковой.

К чему могут привести подобные нашим дисбалансы в развитии? До 1960 года экономика Сомали опережала качественные параметры Южной Кореи. Но последняя благодаря ставке, сделанной на развитие творческой и инновационной экономики (правда, перед этим была реализована независимая промышленная политика), сумела вырваться из порочного круга абсолютных преимуществ в виде дешевой рабочей силы и ставки на сельское хозяйство, а Сомали продолжает их поиск в таком увлекательном занятии, как "ловля" чужих танкеров.

Но для системных экономических реформ нужны значительные финансовые ресурсы, в первую очередь внешние и внутренние инвестиции, а также кредитные ресурсы, так как тот же пример Китая показывает, что без кредитного рычага одними ПИИ невозможно сдвинуть программу запуска нового индустриального ядра с мертвой точки. Инвестиций попросту не хватает, и они в лучшем случае составляют до 40% от общих потребностей в финансировании.

В будущем Украина должна перейти к постиндустриальной фазе развития, где доминировать будет третичный сектор экономики в виде услуг, медицины, образования и науки. Но как показал пример США и новая индустриализация Трампа, необходимым условием для функционирования третичного сектора является наличие конкурентоспособного индустриального ядра (20-30% ВВП). Простыми словами, для того чтобы тратить деньги в кафе, кинотеатрах, парикмахерских и учить детей, часть населения должна быть занята в реальном секторе экономики.

Успешные развивающиеся страны, как правило, проходят два базовых этапа. Речь о двухпериодной модели межвременного ограничения внешнего долга, разработанная в соответствии с теорией эквивалентности Риккардо. Размер внешнего долга определяется межвременными ограничениями. В случае если государство отдает приоритет текущему потреблению, а не будущему, оно "влазит" в долги (первый период), формируя отрицательное сальдо счета текущих операций. Во время второго периода происходит резкое сокращение внутреннего потребления на фоне увеличения экспорта. Во время первого этапа создаются, в том числе за кредитные средства, экспортоориентированные отрасли, которые помогают стране при переходе ко второму этапу выплатить внешние долги. Принцип достаточно прост: за счет заимствований провести структурную перестройку экономики и повысить уровень экспортируемой добавочной стоимости. Так поступал Китай и другие успешные развивающиеся страны. Украина, в отличие от этих стран, использовала первый период в 2002-2014 гг. для обычного проедания своего будущего и теперь переходит во второй период погашения внешних долгов со значительно ослабшим экспортным потенциалом.

В этом контексте интересны математические модели МВФ касательно причинно-следственных связей в процессе формирования внешнего долга (50 стран за 36 лет). Между ростом чистого экспорта и чистыми зарубежными активами существует обратная зависимость. Уменьшение на 1% чистых зарубежных активов приводит к росту экспорта на 0,7%, а превышение притока инвестиций над оттоком приводит к росту экспортного потенциала. Здесь есть и коэффициенты коррекции: реагирование экспорта на позитивное изменение инвестиционных потоков внутрь страны в развивающихся странах составляет 1,8 года. А общий потоковый дисбаланс внешней задолженности, вызванный указанной трансформацией инвестиций в рост экспортного потенциала, выравнивается в течение 10-50 лет.

Применительно к Украине это значит, что для увеличения экспортного потенциала на 31% в год нужно увеличивать чистый приток инвестиций не менее чем на 30%, и стабилизация потоковых показателей по экспорту может произойти не ранее, чем через два года, в том числе стабилизация потоковых показателей по задолженности - не ранее 10 лет.

Для функционирования причинно-следственной связи "кредит – структурные реформы – рост экономики – возврат долгов", необходим внутренний элемент стабильности, который, с одной стороны, выполнит функцию предохранителя в случае падения мировых цен на сырье (на этапе незавершившихся структурных изменений экономики), а с другой – выступит дополнительным источником финансирования со стороны государства этих самых структурных изменений.

В сырьевых экономиках таким элементом являются экспортные пошлины, которые аккумулируются в национальных резервных фондах. Речь идет о налогообложении сырьевых товаров, а затем и полуфабрикатов.

Из 768 млрд грн налоговых поступлений, собранных ГФС в прошлом году, вывозная пошлина составила лишь 0,5 млрд грн. Для страны, большая часть экспорта которой – сырье и полуфабрикаты, это катастрофический показатель, свидетельствующий о том, что существенная доля сырьевых доходов нашей экономики перераспределяется в пользу нескольких бенефициаров крупнейших финансово-промышленных групп страны. По сути, это приговор всей фискальной системе страны, с помощью которой национальный доход уходит на офшорные счета, и Украина с оттоком капитала более 100 млрд долл. вошла в десятку стран мира с самыми высокими темпами бегства капитала за рубеж.

Сейчас экспортеры сырья в Украине обладают "двойным мандатом" поддержки: они не платят экспортную пошлину (за редким исключением) и они же получают из бюджета возмещение налога на добавочную стоимость (львиную долю из 130 млрд грн в год).

Резкое изменение фискальных правил игры может привести к существенному падению экспорта и ухудшению платежного баланса страны, не говоря уже о замедлении темпов экономического роста.

Именно поэтому нужна долгосрочная политика по изменению вектора действия базовых налоговых и бюджетных стимулов.

К примеру, в течение пяти лет государство поступательно снижает уровень возмещения НДС экспортерам сырья с 20% до 0% (по 4% в год). Параллельно идет увеличение экспортной пошлины на 1% в год, так чтобы к концу "пятилетки" она составила 5%, что можно согласовать с режимом свободной торговли в рамках ВТО. Снижение уровня возмещения НДС должно снизить отток средств из бюджета и увеличить его доходную часть, а введение экспортных пошлин позволит начать наполнение национального резервного фонда. На первых порах это будут сотни миллионов долларов, а затем – миллиарды.

Указанный выше фискальный маневр должен обязательно происходить одновременно со структурным изменением национальной экономики, когда регулятивные и фискальные инструменты начинают стимулировать создание отраслей по переработке сырья, вначале в полуфабрикаты, а затем в конечную продукцию с высоким уровнем добавочной стоимости. Для этого средства резервного фонда можно направлять в виде льготных кредитов сырьевым компаниям, которые подпадают под действие фискального маневра и при этом готовы расширять вертикально интегрированные структуры по линии "сырье – полуфабрикат – готовая продукция".

Инструменты стимулирования со стороны государства необходимо применять и в сегменте среднего бизнеса в части развития нетрадиционного экспорта (Чили таким образом стала вторым экспортером лосося в мире после Норвегии).

Вторая "пятилетка" - это тот же самый фискальный маневр, но на этот раз уже не с сырьем, а с полуфабрикатами. Общий период налоговой реформы составит десять лет.

Осталось дело за малым: найти политическую силу в Украине, не лоббирующую интересы олигархических ФПГ, и обеспечить преемственность управленческих решений по фискальной реформе в течение двух политических циклов.

Алексей Кущ

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Дайджест
Оснований для обвала гривны на сегодня нет.
Теперь команде Зеленского-Коломойского для получения контроля над регулятором тарифов нужно сначала переписать закон
15.06.19, Financial club
В конце мая – начале июня гривну начало лихорадить, хотя традиционно это один из самых спокойных периодов на рынке.
Снятие блокады с ОРДО и ОРЛО — весьма спорное решение, и если Украина пойдет на этот шаг, то подыграет противнику, лишь отдалив момент деоккупации этих регионов.
15.06.19, ubr.ua
Нацбанк пытается минимизировать в Украине валютные риски, чтобы курс гривны не сильно раскачивался.
Дефолт или погашение долга… В команде президента озвучили третий путь. Но вот является ли он проходимым для нашей страны?
14.06.19
Суд отозвал лицензию у авиаперевозчика Sky Up, компания уже назвала решение незаконным и подала апелляционную жалобу. Чего ожидать пассажирам и при чем здесь Игорь Коломойский?
Запуск нового рынка электроэнергии с 1 июля, как было предусмотрено ранее, завис в воздухе. С каждым днем возникает все больше вопросов.
13.06.19
Из-за сокращения рабочей силы украинскую экономику, вероятно, ждут долгие десятилетия падения при расчете ВВП в долларовом эквиваленте
Уже больше месяца представители команды нового президента предлагают обществу обсудить 20 озвученных ими приоритетных изменений налоговых правил в Украине. Компания PwC опросила 170 ключевых игроков ведущих отраслей украинской экономики и поинтересовалась, какие из этих приоритетов являются наиболее актуальными для их бизнеса.
12.06.19
11.06.19
10.06.19
07.06.19
06.06.19
05.06.19


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!