Украина выгадает на столкновениях США и Китая в Арктике

Точка зору

3 июня Китай официально начал «ледокольную гонку» в Арктике — ходовые испытания первого ледокола китайского производства. До ввода в строй Xuelong 2, спущенного на воду в 2018 году, единственным судном ледового класса в КНР был полярный вертолетоносец снабжения Xuelong. «Снежный Дракон» украинского производства. Он остается в строю китайского ледового флота, численность которого начала расти лавинообразными темпами.

Вышедший в плавание «Снежный дракон 2» строился уже не в Украине, а в Финляндии по проекту Aker Arctic Technology. По проекту этой же финской компании в Китае в 2018 году начато производство 5-ти первых в мировой истории ледокольных танкеров-газовозов. Производство еще 12-ти аналогичных танкеров в интересах китайского рынка ведет южнокорейская Hyundai Heavy Industries.

Параллельно с этими арктическими судостроительными программами КНР провела тендер на проектирование серии ледоколов с атомной силовой установкой, оснащенных безопасными малыми модульными реакторами, small modular reactor SMR — теми самыми SMR-ами, которые применялись вооруженными силами США в середине прошлого века для энергоснабжения баз в Гренландии и Арктике.

Почему забывали о реакторах

К концу века, безусловно победив СССР в «холодной войне», Пентагон к мини-реакторам охладел. Но сейчас мировое производство модульных реакторов снова вернулось в период активности. Эта активность кроме США и Китая, охватила также и Украину.

Наша страна взяла на себя обязательство стать площадкой для производства и будущей эксплуатации реакторов Holtec SMR-160. Меморандум о привлечении этих американских технологий был заключен Украиной в 2018 году, окончательное соглашение планируется подписать в ближайшие годы.

Технологии модуль-реакторов обязался поставить консорциум корпораций Holtec, Exelon Generation, SNC-Lavalin и Mitsubishi Electric. Китайцы в своих программах выпуска модульных мини-реакторов предпочитают не этот консорциум, а американо-канадскую компанию Westinghouse Electriс. Она строит в Китае модульный реактор ACP-100 Linglong One.

Эти практически безопасные модуль-реакторы призваны заменить устаревшие громоздкие реакторы прошлого поколения. Атомные мини-установки также очень подходят для энергоснабжения земель, слишком удаленных от общей энергосети или территорий, в которых энергоснабжение затруднено из-за военных конфликтов.

Воюют в торговле, но дружат в Арктике

Российские законы пока запрещают самостоятельную проводку суден и военных кораблей по Северному морскому пути без привлечения российских ледоколов и лоцманов. Пытаясь тягаться с Китаем и другими странами в «ледокольной гонке», РФ в мае 2019 года спустила на воду новый атомный ледокол, оснащенный классическим громоздким реактором. Российские власти при этом демонстрируют завидную решительность — готовы выбросить несколько миллиардов долларов, как говорится, «на метель». Чтобы построить еще три подобных атомных судна и вытеснить из Арктики ледоколы третьих стран.

Зачем же Китаю строить ледоколы, если РФ запрещает их самостоятельное применение в российском секторе Арктики?

Ответ следует искать в растущей международной напряженности. Но не между КНР и РФ — там Пекину воевать по сути не с кем. А между Китаем и США, поскольку охватывается сфера внешней торговли.

Дело в том, что с закреплением на вершине власти в США республиканской и консервативной администрации, американо-китайская торговая напряженность стала долгосрочным трендом. И для ее разрядки, чтобы не опускаться до эскалации и поддержать диалог, Пекин явно готов продавать Вашингтону арктическую «сладкую пилюлю» — естественно, взамен торговых уступок.

Поиск Пекином общих американо-китайских интересов в северных широтах стал очевидным еще в 2018 году, когда ЦК КПК принял доктринальную «Белую Книгу Арктической политики Китая». Используя слабость России из-за международных санкций, эта новая китайская доктрина фактически объявила КНР арктическим государством.

Как утверждается в доктрине, китайское государство сильно зависит от «северных ресурсов» леса и рыбы (в самом Китае промышленные лесозаготовки запрещены). А также, сильно зависит от Северного Шелкового Пути, который связывает самым коротким торговым путем Китай и ЕС. Этот путь является стратегической уязвимостью Пекина. И чтобы эту уязвимость компенсировать, КНР мягко требует от РФ либерализации прилегающих к пути территорий — максимальной свободы судоходства, а также создания колониальных факторий. На русском языке они именуются «Территориями опережающего социально-экономического развития», ТОСЭРы.

Как работают фактории

К началу этого года в РФ действовало 100 таких зон, из которых только 19 располагалось в Сибири и на Дальнем Востоке. С начала февраля, к списку факторий добавилось еще 14 новых зон.

События вокруг факторий понеслись очень быстрыми темпами. В начале весны Москва вывела географически расположенные в Сибири Забайкальский край и республику Бурятию из Сибирского федерального округа и переподчинила эти регионы в более благоприятный для ТОСЭРов Дальневосточный округ.

По закону, в факториях действует свободный от таможенных пошлин режим порто-франко, а иностранные инвесторы имеют право проводить конфискацию недвижимости и земель по законам своей страны базирования. Кроме этого, особый режим в зонах факторий аннулирует обязательный для остальной РФ разрешительный режим использования иностранной рабочей силы.

Американские интересы в Арктике

За несколько дней до того, как в море вышел первый дизельный ледокол КНР, власти США пошли навстречу китайской стратегии поиска общих арктических интересов. «Американский флот будет гарантировать свободу судоходства в Арктике так же, как и в Черном море», — заявил прессе адмирал флота США Джеймс Фогго, командующий ВМС в Европе и Африке.

Он раскритиковал недавнее решение российского правительства по ужесточению доступа к морским путям. По его словам, у РФ появилось намерение требовать у иностранных правительств уведомлять за 45 суток наперед о любом прохождении суверенных кораблей вдоль Северного морского пути: «Новый закон требует присутствия российских лоцманов на зарубежных военных кораблях. РФ обозначила что она может по любой причине отказать в мирном проходе. И может потопить любое судно, которое не выполняет ее требования прохождения по СМП». Фогго подчеркнул, что никому не позволено нарушать свободу мореплавания.

Перед демаршем адмирала американские власти намекнули Москве, что не шутят. И показали масштаб начатого давления — в довесок к претензиям о свободе мореходства, обвинили РФ в нежелании соблюдать международный договор о запрете ядерных испытаний. Одним из всемирно известных полигонов для этих испытаний является южная часть островов Новая Земля. Это архипелаг, на котором географически заканчивается китайский торговый Северный Шелковый путь в Европу.

Подозрение о возобновлении российских ядерных испытаний малой мощности на этом полигоне высказал генерал-лейтенант Роберт Эшли, директор Разведывательного управления американской армии: «США считают, что Россия, вероятно, не придерживается моратория на ядерные испытания в той форме, которая подразумевает полный запрет этих испытаний». Это стало сигналом Москве, что Вашингтон готов признать полноценным испытанием неядерные технические взрывные тесты, которые постоянно фиксируются на полигоне Новая Земля.

Эти тесты, по сути, являются «гибридными» атомными взрывами, поскольку не применяют цепную ядерную реакцию. Но они также грозят утечками радиации, как и классические испытания. Тесты проводят для проверки целостности корпуса боезарядов, а также для борьбы с опасными обвалами в подземных точках бывших взрывов. Если атомные пещеры начнут рушиться, радиоактивные воды станут выходить в Мировой океан. Атлантическое течения Гольфстрим начинается именно в северных широтах Новой Земли и далее идет к Европе.

Поэтому обнаруженные американскими военными российских ядерных испытаний угрожают прежде всего ЕС.

Европа/Россия: война проектов

До подозрений о «гибридных» испытаниях ядерного оружия в Арктике, в большинстве стран Европы политики смотрели на российские северные широты без особых опасений. Несмотря на то, что, во-первых, эти широты — ключевая для Евросоюза и стран Дальнего Востока морская навигационная инфраструктура. И, во-вторых, это сокровищница горных ресурсов, доступ к которым, понятно, первыми должны получать именно корпорации Евросоюза. А не США, КНР или других стран.

Титульных и раздражающих США проектов выбивания Европой такого превосходства накопилось много. Это и российско-европейский проект «Северный поток 2», и 100%-ный контроль энергокомпаний Европы над производством электроэнергии в российских регионах Урал, Кузбасс и Тюмень.

Заявленная Джеймсом Фогго и Робертом Эшли позиция США показала, что Вашингтон намерен прекратить такую европейскую практику. При этом заметно, что, акцентируя внимание европейских «зеленых» на экологические и ядерные угрозы со стороны РФ, американцы преследуют две цели и убивают двух зайцев.

Первая — находят общие арктические интересы с Пекином. И вторая — дисциплинирует отношения стран Европы с Москвой. Кстати, в этой плоскости все последние события очень связаны. Например, как раз во время арктического демарша американского военного командования, 1 июня, конгресс США обнародовал законопроект о санкциях против европейских компаний, участвующих в проекте «Северный Поток 2».

Украинский интерес

Почти все упомянутые европейские проекты освоения российского Севера грозят Украине ростом политического давления со стороны РФ и транзитными убытками.

В отличие от китайских, они для нас не опасны. Поэтому альянс интересов США и КНР в Арктике не обещает украинской экономике ничего плохого. Кроме разве что, болезненного роста китайского интереса к технологиям и компетенциям украинской промышленности по выпуску продукции для экстремальных климатических зон.

Это прежде всего украинские верфи по выпуску судов ледового класса, к которым продолжает упорно стремиться капитал РФ. Также это украинские заводы-производители газовых турбин и грузовой полярной авиации, способной использовать грунтовые полосы. Пока китайцы не выкупили их технологии и не нашли им замену, назревающая арктическая конфронтация обещает этому сектору украинской экономики рост экспортного спроса.

Новини

15 Квітня 2024

ЄС має надати Україні обладнання для децентралізації генерації електроенергії

Україна збільшила експорт ЗРС у 2,5 раза

Voestalpine зробив першу у світі катанку із зеленої сталі

Герус обіцяє, що тариф на е/е піднімуть не до ринкового рівня

З початку війни в Україні релокувалися майже 19 тис компаній

Усі шість блоків ЗАЕС переведені в холодний зупин

Українські підприємства наростили експорт брухту чорних металів на 52,2%

Українські підприємці отримали понад 27 млрд грн доступних кредитів

Україна у березні експортувала 92 тис тонн чавуну

Імпорт залізної руди в Китай зріс на 5,5%

Thyssenkrupp Steel планує скоротити виробництво на заводі в Дуйсбурзі

Укргідроенерго отримало кошти на захист ГЕС

Україна скоротила експорт феросплавів

Україна наростила імпорт міді на 47%

Металурги у березні скоротили експорт чавуну на 27,6%

В Україні створять перше виробництво водню та аміаку з ВДЕ

ВСІ НОВИНИ ⇢