Под диктовку монополий. Почему ЖКУ становятся дороже, но не лучше

Точка зору

Поставщики и потребители коммунальных услуг начали жить по новым правилам. С 1 мая действует новый Закон "О жилищно-коммунальных услугах", который должен стать основой для проведения масштабной реформы в отрасли. Однако пока расклады остались прежними: коммунальщики получили все козыри, их клиенты – все так же беззащитны и вынуждены отстаивать свои права один на один с монополистами.

Пеня должников не испугает

Пожалуй, самой резонансной нормой закона стала реанимация штрафных санкций за любые коммунальные долги. Однако пока наказание можно считать чисто символическим. Во-первых, размер пени за несвоевременную оплату услуг ЖКХ незначителен: 0,01% от суммы долга за каждый день просроченного платежа. А общая сумма пени не может превышать сумму долга. Например, за каждый день просрочки по уплате коммуналки в 1 тыс. грн пеня составит 10 коп., а за месяц набежит 3 грн. Пеня начинает капать с 21 числа месяца, в котором потребитель получит счета.

Во-вторых, в отдельных случаях пени можно будет избежать: если государство задержало выплату субсидий или работодатель не платит должнику зарплату. Но эти уважительные причины должны быть подтверждены документально. Правда, тут возникает вопрос, согласится ли предприятие задокументировать факт зарплатной задолженности? Ведь таким документом можно не только откреститься от начисления пени за коммунальный долг, но и, скажем, обратиться в Гоструда с жалобой на нерадивого работодателя.

Как избежать массовых отключений

Намного опаснее для неплательщиков будет другая законодательная норма, позволяющая коммунальщикам "отрубать" должников. Описанная в законе процедура такова: поставщик коммунальных услуг направляет письмо-предупреждение злостному неплательщику, в котором информирует о возможном отключении от услуги. Если в течение 30 дней получатель не погасит долг или не оспорит правомерность прекращения предоставления услуги, то может оказаться без воды и отопления.

Причем пострадать в этом случае могут и те, кто исправно платил по счетам. Ведь коммунальщики могут отрубить тепло и воду целому дому. Перестраховаться от такого сценария развития событий можно. "Потребители имеют право заключать с поставщиком индивидуальные или коллективные договоры. Это не касается поставок природного газа и электроэнергии, которые регулируются другими законами. Электричество и газ будут поставлять исключительно по индивидуальным договорам. Для всех остальных видов услуг (отопление, поставка холодной и горячей воды, водоотвод, вывоз мусора) есть выбор. Причем теперь коллективный договор можно заключать и без создания ОСМД. Именно при наличии коллективного договора есть риск отключения всех, если не платит один. Ведь по закону коммунальщики имеют право прекратить предоставление услуги тому, с кем заключен договор. А в данном случае договор заключен со всем домом. Чтобы избежать такой ситуации, лучше заключать индивидуальные договоры", – говорит Андрей Литвин, руководитель Харьковского офиса ЮФ "Ильяшев и Партнеры".

Мнимая свобода выбора

Однако и индивидуальные договоры имеют свой минус: таким потребителям придется оплачивать не только потребленные услуги, но и абонентскую плату. То есть, по сути, оплачиваться будут обслуживание внутридомовых систем (отопления, канализации, водоснабжения) и счетчиков, расчет потребленного тепла и т. д. Причем абонплата будет взиматься и в том случае, если, скажем, потребитель вообще не пользовался услугой (был в отпуске, не проживает в квартире и пр.). Фактически с введением такой абонплаты потребителям придется платить больше.

На сколько именно – решит сам монополист. Хотя его пожелания уже ограничило правительство, прописав для этого специальную формулу: предельный размер абонплаты зависит от зарплатной минималки и коэффициента для каждого вида услуги. В формуле также учитываются постоянные величины – среднее количество человек в семье и средняя доля расходов на коммуналку от общего дохода домохозяйтсва. Исходя из уровня минимальной зарплаты сейчас (4173 грн), абонентская плата на отопление, горячую и холодную воду составит по 30,6 грн, на вывоз мусора – 14,5 грн.

В вопросе выбора типа договора – коллективный или индивидуальный – законодательство открывает потребителям простор для выбора. Например, посовещавшись с соседями, можно заключить индивидуальные договоры для отопления и коллективные – для водоснабжения и водоотведения. Более того, задекларирована невиданная доселе роскошь – потребители могут выставлять свои условия сотрудничества с поставщиком. "Скажем, поставщик и потребитель коммунальных услуг могут предусмотреть в договоре более высокие нормативы качества сервиса, детализировать критерии, по которым будет происходить проверка процесса предоставления услуг", – поясняет Николай Максимов, адвокат юридической компании RIYAKO&PARTNERS.

Но пока поставщиками коммунальных услуг будут монополисты, ни о каком обсуж-
дении условий договора не может быть и речи: подписываться придется под тем, что предложит поставщик. К примеру, "Киевтеплоэнерго", которое обслуживает примерно 750 тыс. потребителей, точно не станет возиться с обсуждением деталей соглашения с каждым клиентом. Тем более что рано или поздно потребителям придется пойти на условия коммунальщиков.

Для того чтобы определиться с типом договора – коллективный или индивидуальный, у домохозяйств будет ровно год (с момента вступления закона в силу). За это же время нужно успеть подписать договоры. В противном случае коммунальщик просто заключит с каждым индивидуальный договор с уточнением, что совладельцы сами организуют техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонт за свой счет.

Если же жильцы заартачатся, закон встанет на сторону монополиста: коммунальщикам позволено прекращать предоставление услуг тем потребителям, которые отказались заключать с ними договоры. При этом отсутствие нового договора также не освобождает жильцов от обязанности платить коммуналку. Ведь до тех пор пока нет обновленных договоров, будут действовать старые.

Потребителям придется защищать себя самостоятельно

Зато повышать качество своих услуг самих коммунальщиков закон не подстегивает никак. И даже наоборот, убирает имевшихся церберов. Например, органы местного самоуправления теперь лишены права утверждать нормы качества жилищно-коммунальных услуг – отныне эта прерогатива центральной исполнительной власти.
И, что важнее, местная власть уже не обязана печься об обеспечении населения качественными коммунальными услугами, равно как и контролировать соблюдение законодательства о защите прав потребителей в сфере ЖКХ. Причем контролировать теперь это вообще некому. Справедливости ради стоит сказать, что и до сих пор местную власть мало заботило, достаточно ли горячие батареи и соответствует ли стандартам питьевая вода, пока вокруг этой темы не разгорался очередной скандал. Теперь же закон просто зафиксировал сложившееся положение вещей.

Обязанности контролировать качество услуг возложены на самого поставщика. Если же потребителей это качество не устраивает, они могут пожаловаться в Госпродпотребслужбу. Словом, алгоритм действий будет точно таким же, как если бы речь шла о некачественном обслуживании в ресторане или приобретенном некачественном товаре.

Безусловно, такой подход вполне мог бы иметь право на жизнь, если бы потребители смогли самостоятельно выбрать поставщика услуги. Тогда особый контроль здесь и вправду не был бы нужен: не нравится услуга – меняешь поставщика. Проблема в том, что всем нам приходится иметь дело с монополиями – не может рядовой гражданин получить ни воду, ни тепло у другого поставщика. Но, как объясняют разработчики закона, документ писался на перспективу, с учетом проведения коммунальной реформы. Но пока реформ нет, всем нам придется и дальше мириться со своеволием монополистов.

Пока более-менее реально для потребителя выбрать только управляющую компанию. "Чтобы защитить себя в будущем от возможных проблем, в договоре желательно прописать не только порядок и перечень предоставляемых услуг, максимально четко определить, по каким критериям будет оцениваться качество работы и какие штрафы будет платить управляющая компания за проколы в работе. В договоре можно указать обязанности управляющего в случае аварий, права жильцов контролировать использование денежных средств. И, конечно, порядок смены управляющей компании, чтобы мирно и быстро расстаться с нерадивым управляющим", – говорит Николай Максимов.

Тарас Галайда
Аналитик общественной организации "Публичный аудит"

После вступления в силу нового Закона "О жилищно-коммунальных услугах" многие СМИ растиражировали новость о запрете установки бойлеров и отключений от центрального отопления. В действительности же закон не запрещает устанавливать бойлеры, а отключиться от централизованного отопления теперь даже станет проще.

Установка бойлера по процедуре не отличается от установки стиральной машины или холодильника: никаких разрешений на это не требуется. При установке бойлера отрезаться от сети централизованного горячего водоснабжения нет необходимости. Достаточно установить счетчик горячей воды и самостоятельно перекрыть ее подачу у себя в квартире. Никаких разрешительных документов это не требует, никто этого запретить не может.

Иная ситуация с отключением от центрального отопления. Запрет на отключение отдельных квартир от сети ЦО действует с 2007 г. (постановление КМУ от 31.10.2007 г. № 1268). В свое время такое решение аргументировали тем, что в многоквартирном доме отопление работает как целостная система. И тепло получают не только квартиры, но и нежилые помещения. И если кто-то самовольно отрезает батареи, это влияет на всю систему, от этого будут страдать другие жильцы. Поэтому отказаться от централизованного отопления можно только всем домом.

Запрет на отключение отдельных квартир действует по сегодняшний день, никто его не отменял. Но новый Закон "О жилищно-коммунальных услугах" смягчил этот запрет. Документом разрешено отключение отдельных квартир от сети централизованного отопления в домах, где уже были отключены более 50% квартир: "В многоквартирных домах, в которых на день вступления в силу настоящего закона не менее половина квартир и нежилых помещений отделена (отключена) от сетей централизованного отопления и централизованного снабжения горячей воды, владельцы квартир и нежилых помещений, присоединенных к таким сетям,… имеют право… создать систему индивидуального теплоснабжения (отопления и/или горячего водоснабжения) в такой квартире или нежилом помещении". Иными словами, закон не запретил, а, наоборот, позволил отключать ЦО в домах, где уже отключено 50% квартир.

Новини

26 Грудня 2023

До 2030 року виробництво водню зросте лише до 110 млн тонн

УЗ провела 101 аукціон з продажу 76,4 тис тонн брухту 

Для відбудови та розвитку енергосектору України необхідне залучення сталого фінансування

50 млрд євро Україна отримає в будь-якому випадку – Кулеба

В Мінекономіки обговорили майбутнє зеленої металургії

Південнокорейська POSCO перезапустила три доменні печі

Туреччина переглядає антидемпінг на китайські труби з нержавіючої сталі

Японська Sumitomo припинить роботу вугільної ТЕС у рамках декарбонізації

Заводи на Закарпатті скорочують роботу через черги на кордонах

На кордоні з Польщею в чергах стоять понад 3 тисячі вантажівок

Цього року Метінвест розпочав виробництво 25 нових видів продукції

Експерти МВФ очікують подорожчання низки металів

Австралійська залізорудна промисловість шукає шляхи пристосування до зеленого переходу

Грузія посилить санкції за забруднення Чорного моря

Centravis зупинило виробництво продукції

Тайвань з початку року збільшив імпорт металобрухту на 19%

ВСІ НОВИНИ ⇢