В Украине возродят обязательные техосмотры авто, и начнут штрафовать несогласных

Точка зору

После восьмилетней паузы в Украине собираются вернуть обязательный техосмотр транспортных средств. Это не пустые словам и не угрозы. Мининфраструктуры 6 мая обнародовала законопроект, которым владельцев легковых автомобилей обязывают с 1 января 2022 года ежегодно проводить ТО.

Мотивация та же, что всегда на дороге — безопасность движения.

Как введут обязательный ТО

Законопроектом Мининфраструктуры предусмотрено:

  1. Вместо «документа о технической исправности транспортного средства» предлагают выдавать «свидетельства о пригодности транспортного средства к эксплуатации».
  2. Проводить ТО разрешат лишь сертифицированными МВД станциями — экспертам по вопросам проверки транспортных средств (их квалификация будет подтверждаться раз в три года).
  3. Ежегодное техобслуживание будет обязательным не только легкового, но еще для коммерческого и пассажирского транспорта.
  4. Вводится понятие «придорожный осмотр». Прямо на дороге будут проверять коммерческий транспорт. Порядок таких проверок Кабмин должен утвердить отдельно, а также правила для установки запрета на дальнейшую эксплуатацию транспорта.
  5. Вводятся свидетельства о профессиональной компетентности водителя. Это называется —карта водителя. Ее нужно будет периодически обновлять после подтверждения квалификации: международные перевозчики должны получать с 2020 года, внутренние —с 2022 г.
  6. Коммерческих и пассажирских перевозчиков (автобусы и маршрутки) обяжут с 1 июля 2019-го установить в машинах специальные приборы — тахографы. Они будут фиксировать, сколько водитель находится в пути (для контроля усталости). Тахографы должны будут иметь свидетельства о периодической поверке.
  7. Обычно водителю позволяют «крутить баранку» не более 7 часов. Начиная с 15-минутной переработки шофера его руководство будут штрафовать: от 850 грн. до 3 400 грн. в зависимости от объема переработки.
  8. Коммерческих перевозчиков обяжут установить в своих машинах ограничители скорости с 1 сентября 2019 года.
  9. Все данные о пройденных ТО будут храниться в Единой базе МВД.

За отсутствие ТО, тахографа (или вмешательство в его работу), свидетельства о профессиональной компетентности предусмотрены штрафы. Получать карту водителя заставят не сразу. По крайней мере, бывалым шоферам, у которых по состоянию на начало 2019-го есть права соответствующей категории, квалификацию утвердят автоматически. Подтверждать ее нужно будет не реже, чем раз в пять лет. Новичкам же придется сдавать тесты в Сервисных центрах МВД.

Кто не пройдет техосмотр

Для проведения придорожных осмотров планируется увеличения штата инспекторов Укртрансбезопасности. Впрочем, как отмечают юристы, в таких дорожных проверках есть свои нюансы.

«Проведение «осмотра» и «проверки» — это разные вещи. Первое несет за собой сбор статистической информации и передачу ее на рассмотрение Укртрансбезопасности. Второе является непосредственной компетенцией последних. Выписывать штрафы, а тем более изымать автомобиль при проведении придорожного осмотра не имеют права», — отметила в разговоре с UBR.ua юрист ЮК «НАКАЗ» Юлия Павлова.

Юристы, как, впрочем, и сами разработчики законопроекта, признают — техосмотр смогут пройти не все.

«Значительное количество легковых автомобилей в Украине с пробегом более 300 тыс. км, эксплуатируются без катализатора (элемент выхлопной системы автомобиля, предназначенный для приведения выхлопных газов автомобиля к экологическим нормам). Его удаляют, потому что его экологический эффект с таким пробегом почти или полностью теряется. А его замена стоит дорого. Дальнейшая эксплуатация с неисправным катализатором приводит к нестабильной работе двигателя или даже к его поломке. Такое авто пройти ТО не сможет», — заверил UBR.ua юрист ПГ Colares Дмитрий Партола.

Вывод эксперта технического контроля исключит дальнейшую эксплуатацию таких авто, пока его владельцами не будут ликвидированы недочеты и не будет пройден повторный осмотр. Штраф за эксплуатацию такого автомобиля составляет до 1 700 грн. За повторное нарушение — лишение прав на срок от трех до шести месяцев.

Новые штрафы

Коммерческим перевозчикам за отсутствие ТО или его несвоевременное прохождение будут выписывать штраф в 1 700 грн. Аналогичное наказание и за отсутствие свидетельства о профессиональной компетентности. Повторное нарушение чревато лишением прав до полугода или админарестом на 5-10 суток.

За использование неисправного тахографа, вмешательство в его работу или отсутствие ограничителя скорости накажут на 850 грн.

Если водителя застукают за работой не по своей карте — ее изымут и наложат 1 700 грн. штрафа. Такая же санкция предусмотрена за не остановку транспортного средства на требования полицейского или сотрудника Укртрансбезопасности. Непредставление им данных с тахографа сулит расставанием с 2 550 грн. За повторный такой проступок выпишут уже санкцию в 4 250 грн.

До 4 250 грн. штрафа грозит субъектам хозяйствования за выдачу свидетельства о прохождении ТО с нарушением процедуры. За повторное нарушение эксперта по вопросам проверки транспортных средств будут лишать лицензии на проведение такой деятельности на срок до 5 лет.

Также компании оштрафуют, если они:

  • Выпустят в пассажирский рейс только одного водителя, если протяженность маршрута более 500 км.
  • Выпустят машины на дороги без пройденного ТО, не оборудуют их тахографами, если они переоборудованы без согласования, незарегистрированные в установленном порядке.
  • Выехали без страховки (автогражданка и зеленая карта).
  • Если водитель не прошел медосмотр перед сменой.

В зависимости от того грузовой это или пассажирский транспорт, за вышеперечисленные нарушения руководство компании будет грозить штраф от 680 грн. до 1 700 грн. Если словят еще раз в течении года — 4 250 грн.

Если пассажиру откажут в льготном проезде, водителю выпишут от 340 грн. до 850 грн. штрафа, а руководству компании — 1 700 грн.

Что проверят во время обязательного ТО:

  1. системы тормозного и рулевого управления;
  2. внешние световые приборы;
  3. шины и колеса;
  4. светопропускания стекла;
  5. газобаллонное оборудование (при наличии);
  6. номера кузова;
  7. установленное оборудование, непосредственно касающейся безопасности дорожного движения и охраны окружающей среды.

Водителей всех транспортных средств обяжут не только возить с собой страховой полис, но и предъявлять его по требованию полицейского (раньше он требовался только при нарушении ПДД или оформлении ДТП).

Ввозимые на территорию Украины б/у автомобили тоже будут проходить обязательное ТО. «Это особенно важно ввиду проблематики так называемых «евроблях», — считает Юлия Павлова.

Новому же транспорту необходим сертификат соответствия действующим в Украине нормам и правилам. Его выдает уполномоченное производителем лицо — автосалон. Или сам автозавод, если вникнет в наши правила.

Отдельные комплектующие также будут проходить проверку на соответствие украинским нормам. Еще обязательную проверку нужно будет проходить:

  • при регистрации/перерегистрации авто, при смене владельца,
  • в случае изменения или модификации систем (или их составляющих), влияющих на безопасность дорожного движения или окружающей среды,
  • если авто покидало Украину.

«Такие транспортные средства в ненадлежащем техническом состоянии часто используются их владельцами не только в частных целях, но и для перевозки пассажиров в такси», — заметил Дмитрий Партола.

Кому не потребуется проходить обязательное ТО:

  1. транспортные средства, скорость которых не может превышать 25 км/ч.;
  2. раритетные (возрастом более 30 лет) и гоночные авто, если их не используют на дорогах общего пользования;
  3. авто дипломатов;
  4. транспортные средства, которые перевозят цирковое и аттракционное оборудование, если их скорость не может превышать 40 км/ч.;
  5. транспортные средства с объемом двигателя не более 125 куб.см.;
  6. тракторы, уборочная и прочая сельскохозяйственная и дорожно-строительная техника.

Чтобы не было конфликта интересов, сертифицированные для поредения ТО станции не могут заниматься ремонтом или техническим обслуживанием авто, не могут быть связаны с автодилерами, производителями или поставщиками автомобильных комплектующих, иметь связи с другими СТО. Также зарплата эксперта не может зависеть от исхода проведенной экспертизы.

В Украине появится отдельная каста экспертных станций, специализирующихся исключительно на проведении техосмотров. Для открытия каждой новой точки, предпринимателям потребуется получать новое разрешение.

Денис Вергун

Новини

19 Квітня 2024

ДТЕК попереджає про можливі відключення світла у Києві

Відвантаження довгого прокату за кордон зросли на 13,4%

EDF постачатиме зелену енергію для французького заводу з виробництва DRI

Асоціація портів України звернулась до уряду щодо ситуації на Дунаї

Ворог пошкодив припортову інфраструктуру на Одещині

Сім країн у світі виробляють всю свою енергію з відновлюваних джерел

Pilbara Minerals відзначає збільшення цін на літій

Nippon Steel намагається розвіяти побоювання з приводу придбання US Steel

Каметсталь освоює виплавку заготовки підвищеної якості

Виробництво в будівельному секторі ЄС зросло на 1,8% 

США виділило $28 млн на розробку технологій очищення чавуну та сталі

Україна отримає від ЄІБ 560 млн євро на відновлення енергетики та житла

Китай у березні збільшив видобуток руди на 14,5% 

УЗ планує відремонтувати майже 1200 кілометрів колій

Зміна клімату призведе до значних економічних втрат у майже всіх країнах світу

Німецький виробник дронів відкриє завод в Україні

ВСІ НОВИНИ ⇢