Подробнее Запомнить город


Заместим, но не сразу. Как подорожают бензин и уголь, если Россия перекроет поставки

размер текста:

Что именно ограничат для Украины?

Вчера Дмитрий Медведев подписал постановление, определяющее список товаров, которые с 1 июня можно будет вывозить из РФ в Украину только на основании отдельных разрешений.

"Перечень товаров, вывоз которых осуществляется на основании разрешений, выдаваемых министерством экономического развития РФ (МЭР): уголь каменный; брикеты, окатыши и аналогичные виды твердого топлива, полученные из каменного угля; лигнит, или бурый уголь, агломерированный или неагломерированный, кроме гагата; кокс или полукокс из каменного угля, лигнита или торфа, агломерированные или неагломерированные; уголь ретортный", - уточнятся в постановлении.

Также российское МЭР будет выдавать разрешения на экспорт бензина, дизельного топлива, прямогонного бензина (нефти), пропанов, бутанов и прочих сжиженных газов.

При этом постановление устанавливает полный запрет на поставку на Украину нефти и нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород, а также этилена, пропилена, бутилена, бутадиена, нефтяного вазелина, парафина, нефтяного кокса, нефтяного битума, битумных смесей на основе природного асфальта, природного битума, нефтяного битума, минеральных смол, этана, бутана, изобутана, бензола, толуола и ксилола.

Понятно, что из всего этого перечня наиболее критичны для Украины уголь, бензин, дизельное топливо и сжиженный газ. Сырой нефти в Украине перерабатывается предельно мало, и ее потребление вполне закрывается собственной добычей.

Пока перечисленные ограничения выглядят скорее как "предварительный ультиматум" новому президенту Украины. То есть они обозначены, но не введены в силу, да и в дальнейшем конкретные решения будут приниматься ситуативно.

Оспорить это решение в международных инстанциях будет сложно. "Какие меры могут предпринять власти? Украина, будучи членом ВТО, может оспорить шаги российской стороны в Органе по разрешению споров организации (далее - ОРС). Однако в свете решения по недавнему делу DS512: "Россия - меры в отношении транзита" (далее - транзитное дело) новый спор не представляется перспективным, - сказала в комментарии для "ДС" адвокат, руководитель практики международной торговли ЮФ "Ильяшев и Партнеры" Алена Омельченко. - Дело в том, что в транзитном деле было доказано существование длящейся "чрезвычайной ситуации в международных отношениях" между Украиной и РФ. Этот факт позволил РФ сослаться на исключение по соображениям безопасности и доказать правомерность своих мер. Весьма вероятно, что Россия сможет обосновать и новые ограничения тем же исключением. В определенном смысле упомянутое решение "развязывает руки" сторонам во взаимном применении торговых ограничений. Теперь Украина может правомерно расширить свои ответные меры".

Можно вспомнить и то, что РФ уже второй раз вводит запрет на экспорт российской нефти и нефтепродуктов в Украину. Впервые такое решение было принято в сентябре 2015 г. - тогда Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК) ограничила поставки дизельного топлива. Прокачка возобновились только в мае 2016-го, при этом Москва подчеркивала, что поставки идут исключительно для гражданских целей и не предназначены для нужд украинской армии. 8 февраля 2017 г. прокачка вновь была приостановлена из-за перезаключения экспортных контрактов, это продлилось до начала марта.

Страшилки от Коломойского и их опровержение

Запрет правительства РФ на экспорт нефти в Украину и ограничение поставок нефтепродуктов в нашу страну может привести к коллапсу в украинской экономике и подорвать национальную безопасность, говорится в сообщении принадлежащей Игорю Коломойскому компании "Укртатнафта". Компания также отмечает, что подтверждает свои намерения и возможности стабилизировать ситуацию на украинском рынке путем увеличения переработки нефтяного сырья каспийских месторождений и обеспечить страну нефтепродуктами в полном объеме.

"Укртатнафта" также обратила внимание госорганов Украины на необходимость немедленной разработки и внедрения комплекса мер "по устранению налоговых и других преференций", которые распространяются на поставки нефтепродуктов из РФ. "При этом содействие отечественным нефтеперерабатывающим предприятиям в наращивании собственного производства станет залогом обеспечения потребностей экономики государства в топливе и диверсификации поставок нефтепродуктов", - говорится в сообщении.

Напомним, что в апреле 2018-го компания "Укртатнафта" (собственник Кременчугского НПЗ) выдвигала идею законодательно ограничить поставки топлива из России и Беларуси. Суть предложения заключалась в том, чтобы установить для российского и белорусского топлива постепенно уменьшающуюся суммарную квоту: 90-55 тыс. т бензина в месяц и 250-150 тыс. т ДТ в месяц. С объемов, превышающих квоту, поставщики платили бы до 30% спецпошлины.

Однако наши эксперты считают, что "Укртатнафта", мягко говоря, сгущает краски. Так, директор консалтинговой группы "А-95" Сергей Куюн напомнил "ДС", что основные позиции украинского импорта из России - дизтопливо и сжиженный газ, занимающие до 40% рынка.

По его мнению, по дизелю замещение произойдет за счет поставок из Беларуси, морских поставок и увеличения объемов переработки на Кременчугском НПЗ. Можно ожидать рост цен в среднем на 1-1,5 грн/л. Примерно то же по сжиженному газу: замещение пойдет за счет поставок морем, из Казахстана и через западную границу. Прогнозируемый рост цен - на 2 грн за литр по сравнению с нынешним уровнем.

"Но для переключения на новые источники поставок необходим месяц. Этот месяц будет наблюдаться ценовая турбулентность с непрогнозируемым изменением цены. И не факт что рост цен вообще будет, сейчас, например, котировки идут вниз, - сказал Сергей Куюн. - Так что смертельного ничего нет, сохраняйте спокойствие. Зато в итоге получим диверсифицированный и независимый от РФ рынок со своей нефтепереработкой".

Напомним, что нефть и нефтепродукты из России - это 41% украинского импорта этих товаров. Сюда как категорию риска можно добавить импорт (37%) из Беларуси, то есть находящийся под влиянием России.

"Украина будет покупать энергоресурсы немного дороже - в первую очередь речь идет о дизтопливе и сжиженном газе. Они подорожают, зато будут поступать из других источников. Это в первую очередь морские поставки, а также поставки с Запада (Польша, Литва). Поэтому для Украины нужно время, чтобы заменить источники поставок. Трейдинг такие задачи может решить без проблем за месяц-два. Уже наработаны поставки через порты, так что трагедии быть не должно, - сказал "ДС" директор консалтинговой компании ExPro Consulting Геннадий Кобаль.

А вот с углем, по его словам, все сложнее, поскольку 2/3 угля у нас поступает из РФ, из них по антрациту - почти 100%. Значит, придется покупать через Польшу. Для Украины это будет дороже на сумму транспортировки".

Вернется ли белорусский реэкспорт?

Несмотря на прекращение с осени прошлого года реэкспорта российских углеводоровов в Украину через Беларусь, наша северная соседка все еще остается поставщиком большого объема нефтепродуктов, прежде всего дизельного топлива и бензина. Несмотря на действующее межправительственное соглашение о возврате полученного из российской нефти бензина поставщику, Минск продает большую его часть Киеву: это выгодно, поскольку цены на нефтепродукты в Украине значительно выше и прибыли они дают гораздо больше - Беларусь получает около 100 евро с каждой тонны нефтепродуктов, поставляемых в Украину.

Повлиять на ситуацию может завершение налогового маневра в нефтяной отрасли РФ: он приведет к выравниванию цены и снижению прибыли Беларуси от поставок нефтепродуктов в Украину. Напомним, что налоговый маневр предусматривает постепенное снижение ставки вывозной таможенной пошлины на нефть с 30 до 0% от ее цены в течение шести лет. Доходы российского бюджета компенсируют через увеличение налога на добычу полезных ископаемых, уплаченного недпропользователями при добыче газового конденсата и нефти.

По данным Белстата, в 2018 г. экспорт нефтепродуктов из Беларуси в Украину сократился на 11,9%, до 3,16 млн т. При этом объем экспорта в стоимостном выражении увеличился за год на 15% - до $2,09 млрд. Основная часть нефтепродуктов поступает в Украину с Мозырского НПЗ, посредник - Белорусская нефтяная компания. При этом доля последней в украинском импорте бензина достигает 81%, а в импорте дизельного топлива - 40%.

Денис ЛАВНИКЕВИЧ

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Дайджест
Постановление Нацбанка №70 заставит украинские банки намного более жестко подходить к решению о выдаче кредитов как частным лицам, так и бизнесу — принципиальных различий между ними не будет.
23.05.19, Financial club
Політична турбулентність, викликана рішенням обраного президента Володимира Зеленського розпустити парламент, не лякає фінансовий ринок.
Президент Владимир Зеленский решил проявить политическую инициативу сразу после своей инаугурации.
В Росії почав працювати спрощений порядок отримання паспортів Росії українцями з окупованих територій. Що може у такому випадку зробити Україна, і чи є для цього юридичні важелі.
23.05.19, ubr.ua
С понедельника иностранные спекулянты смогут спокойно скупать наши гособлигации. В страну потекут горячие капиталы.
Совладельцу группы Приват Игорю Коломойскому не удалось отбиться в суде от претензий со стороны государства в лице Нацбанка на сумму в 2,6 млрд грн.
23.05.19, Сегодня
Существует множество "фианансовых пробоин", через которые деньги могли бы и не вытекать.
22.05.19
22.05.19
Если у вас есть свободная квартира, глупо не сдавать ее внаем. Во всем мире доход от аренды недвижимости считается самым стабильным и безопасным. Причем настолько, что некоторые люди специально копят и приобретают жилье, чтобы затем сдавать его в аренду и едва ли не пожизненно жить на пассивную прибыль.
22.05.19, Deutsche Welle
Торговая война между США и Китем вошла в острую фазу. Каким образом она может повлиять на российскую экономику и сможет ли та извлечь для себя пользу из конфликта Пекина и Вашингтона?
На сегодня средняя зарплата не дотягивает до 400 долларов.
21.05.19
20.05.19
17.05.19
15.05.19


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!