Негласный общественный договор

Точка зору

Не знаю, как вы, но я очень часто задумываюсь над тем, почему все попытки побороть зарплаты в конвертах, а значит — и во многом теневую экономику, предпринятые властями разных цветов за последние лет 10–15, закончились провалом? 

Почему разные вполне логичные на первый взгляд идеи и новации — от огромных штрафов за неоформление сотрудника до двукратного уменьшения ЕСВ — привели разве что к пустому пиару их инициаторов, вполне обоснованно доказывающих необходимость введения той или иной меры до принятия решения и еще более убедительно объясняющих причины ее провала теми или иными объективными факторами? Притом, что выведение экономики из тени стабильно пребывает в топ-5 задач любой украинской власти.

Бесплодье умственного тупика, в котором очевидно оказались и власть, и околоналоговые эксперты в сфере противодействия зарплатам в конвертах, порождает непреодолимую тоску и безысходность. И, как их следствие, обилие различных полуфантастических и откровенно оккультных прожектов построения налогового "города-сада", предполагающих ликвидацию всего — от Пенсионного фонда до ЕСВ, как единственных непреодолимых препятствий для произрастания новой, полностью белой экономики. Хаос мыслей и отсутствие очевидных решений создают впечатление, что ответа нет в принципе. Его нет и не может быть в нашей отдельно забытой Богом стране, где верхи так по-особенному не могут, а низы так искренне не хотят…

Однако мы убеждены в том, что это не совсем так. И выход есть. Хотя, да, действительно, простой ответ на крайне сложную проблему массового уклонения от налогообложения отсутствует. Порой удивляешься, насколько реальные правила, действующие в обществе, могут отличаться от номинальных, провозглашенных и даже обеспеченных санкциями государством. Огромная даже по украинским меркам ответственность в виде штрафов, несколько налоговых и неналоговых норм, прямо запрещающих нелегальную выплату зарплат, а также процедура приема на работу сотрудника с предварительным уведомлением государства о его приеме, — ничто не способно разорвать сверхпрочный негласный общественный договор. Это то согласие в обществе, которое и является реальным регулятором общественных отношений, отодвигающим на задний план даже писаное право.

Согласие, достигнутое между всеми заинтересованными сторонами: 

(1) Наемными работниками, которые не хотят, чтобы из их зарплаты удерживали НДФЛ и непонятный им военный сбор. Они не понимают, зачем они должны платить государству, и как оно использует полученные деньги. Они убеждены в том (и охотно верят любым, чаще достоверным слухам), что их деньги разворовываются и не идут на общее благо. Они не верят в пенсию, но верят в то, что, не уплатив налоги, не только оберегают свою семью от неоправданных трат, но и выполняют крайне важную социальную функцию — ограничивают разворовывание денег из бюджета.

(2) Работодателями, которые не хотят платить ЕСВ примерно по тем же причинам, что и их сотрудники, дополнительно принимая во внимание то, что их конкуренты (в том числе и те, кто близок к власти) также платят зарплаты в конвертах, получая очевидное преимущество перед теми, кто чудом "вышел в белую".

(3) Властью, которая, с одной стороны, в обмен на свое бездействие получает молчаливую индульгенцию от общества на воровство, воспринимаемое последним как само собой разумеющееся оправдание налогового уклонения (см. п.1), а с другой — на среднем уровне — неиссякаемый источник дохода от ставшей "предпринимательской" деятельности по проверкам предпринимателей, прогнозируемо нарушающих закон.

Круг замкнулся. Все заинтересованные субъекты нашли согласие в существующем балансе интересов, которые, повторимся, не в силах разорвать ни одна одноактовая, пусть даже и очень радикальная, мера. Мы убеждены, что дело именно в этом согласии, а не в налоговой нагрузке на фонд оплаты труда либо чрезмерной ставке НДФЛ, которая, к слову, у нас даже по европейским меркам (т.е. даже без учета США) весьма гуманная. Конечно, полная отмена НДФЛ и ЕСВ возможно и приведет к полной легализации зарплат, однако та ли это цена, которое общество действительно должно платить? Очевидно — нет!

Но что же делать? Как разорвать этот порочный круг, обеспечивающий теплую, понятную ванну для современного украинского общества, но бесповоротно тянущий его назад, в совок, лишающий его будущего? Как убедить гражданина в том, что отчислять пятую часть своих доходов за то, чтобы иметь нормальные дороги, полицию, честные суды, качественное образование, здравоохранение, — это выгодно и справедливо? 

Ведь если, по большому счету, мы спросим себя — готовы ли мы платить? Убежден, что большинство честно, сами перед собой ответят: "Да, готов!" Готов, но (и здесь, как водится, самое важное) — готов тогда, когда буду иметь нормальные дороги, полицию, честные суды, качественное образование, здравоохранение, т.е. буду оплачивать то, что уже предоставляется, уже есть. 

Т.е. кто-то должен все это за тебя и за свой счет сделать (желательно без промедлений), а ты потом посмотришь, и, возможно… Но так не бывает! Такого результата можно достичь только эмигрируя, что многие уже сделали. В ином случае процесс изменения существующего формата, как и поддержания "согласия болота", взаимен. Мы понимаем это разумом: необходимы встречные шаги и жертвы для того, чтобы ситуацию изменить, но отвергаем это бытовым чутьем: а вдруг нас обманут?! 

И поэтому первый шаг должна сделать власть. Во-первых, власть лучше организована и мобильна, в ней (хочется верить) преобладает разум над чувством (присущим толпе). Во-вторых, власть в этом прямо заинтересована. Хотелось бы нам этого или нет, но власть всегда представляет интересы сначала богатых, а уж потом бедных. Богатые заинтересованы в том, чтобы уже сегодня их капиталы перешли из неопределенного серого статуса в белый. Теневая экономика генерирует черные деньги. Белая — наоборот. Уже сейчас в цивилизованном мире, в который глубоко интегрирован украинский крупный капитал, цена белых, легальных денег существенно выше. Кроме того, еще совсем чуть-чуть — и мы в принципе не сможем воспользоваться "черными" деньгами на Западе. Они обесценятся. Очевидно, что крупный бизнес заинтересован в белизне нашей экономики.

Таким образом, порочный круг должна разорвать новая власть. Без "обіцянок і пробачень". Собственным примером, пожертвовав собственными выгодами сегодняшнего стабильного баланса. Речь идет в первую очередь о коррупционной составляющей. Как бы неожиданно это ни звучало, но решение проблемы зарплат в конвертах лежит не столько в плоскости правового регулирования и жестких санкций к нарушителям, сколько в идеологии власть имущих. "Не укради!" — не в виде лозунга, а в виде реальных действий, в любых формах и под любым предлогом — это тот неожиданный для общества ход, который разорвет существующее в обществе согласие. Не красть самому и не давать красть другим — это само по себе не сразу, но постепенно сделает уклонение от уплаты налога аморальным, а с другой стороны, требование платить все налоги со стороны власти к обществу — обоснованным. 

Конечно, это должна сделать новая власть. Какого бы цвета она ни была. Очевидно, что доверие к власти уходящей уровня между плинтусом и паркетом не даст возможности разорвать порочный круг. Возможно, это звучит наивно, и новая власть не сможет пройти испытание златым тельцом. Однако другого выхода из сложившегося тупика попросту не существует! И нам либо удастся выйти из существующего формата, либо мы, без преувеличения, потеряем страну.

Дорабатываем институты

Да, самого по себе доброго намерения новой власти, направленного на изменения идеологии существующего общественного "договорняка", определенно недостаточно. Ведь всегда останется проблема "безбилетчика", т.е. той части общества — как нанятых работников, так и работодателей, которые, цепляясь за старый формат, под уже известными лозунгами защиты прав бизнеса отторгнут новые правила игры. Поэтому здесь необходим комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на построение качественных институтов, которые не только позволят вывести хотя бы часть теневой экономики на свет Божий, но и обеспечить ее функционирование в легальном поле в будущем. По нашему мнению, власть, всерьез решившая побороть зарплаты в конвертах и все из них проистекающее, должна пойти на следующие, пусть не популярные меры.

1. Амнистия капиталов. Всеобщая. Платная. Максимально прозрачная. Распространяющаяся на все формы капитала. С возвратом капитала в Украину (на банковские счета). С полными гарантиями освобождения от ответственности за сокрытие легализованного в ходе амнистии капитала.

2. Присоединение Украины к многосторонним международным соглашениям об автоматическом обмене налоговой информацией, а также внедрение в налоговое законодательство плана BEPS, по крайней мере в объеме, уже предложенном командой Минфина. Это позволит упредить уклонение от налогообложения крупных доходов с использованием низконалоговых юрисдикций и поставит в равные условия со всем остальным украинским обществом налогообложение крупного бизнеса. Это справедливо и необходимо для достижения в обществе нового согласия о неуклонении от налогов. 

3. Следующее за налоговой амнистией — введение налога на выведенный капитал для малого и среднего бизнеса одновременно с отменой 3-й группы единого налога.

4. Следующее за налоговой амнистией всеобщее декларирование, расширение перечня налоговых вычетов. Декларации должны подавать все совершеннолетние налогоплательщики, кроме лиц, достигших
65 лет (по примеру США) и не получающих иных доходов, кроме пенсий и/или социальных пособий от государства.

5. Следующее за налоговой амнистией и всеобщим декларированием — внедрение косвенных методов налогового контроля над налогообложением доходов.

6. Уменьшение максимальной суммы расчетов в наличке между предпринимателями (юридическими и физическими лицами) и потребителями. Сумма одной операции не должна превышать 500 евро.

7. Полная диджитализация налоговых процедур. Конечно, это касается не только налогообложения доходов, но в первую очередь — налогообложения доходов. Мы должны сделать так, чтобы налоги платились легко. А легкость уплаты налогов — это не низкие ставки и, не приведи Господи, не отсутствие контроля, к чему сводятся основные предложения околоналоговых реформаторов последних пяти лет. Легкость уплаты налогов — это время, затраченное на учет, отчетность и пост-аудит. Это, собственно, и есть те факторы, которые влияют на относительно невысокую позицию Украины в рейтинге Doing business в части налогообложения.

Это только главные шаги, направленные на противодействие "черным" зарплатам. Так, безо всякого сомнения, отмене подлежит драконовская норма об обложении ЕСВ ФОП, не осуществляющих деятельность. Налоговое регулирование — это всегда работа с нюансами. Но именно эти шаги, а не уменьшение ставок либо ликвидация действующих налогов должны лечь в основу реформирования системы.

Почему дело не в ставках

Если уж говорить о реформе налогообложения зарплат, то уменьшение ставок (хотя это также можно рассмотреть как вариант, компенсировав увеличением ставки НДС), не является ни фактором, влияющим на инвестиционную привлекательность страны, ни фактором, стимулирующим вывод заработных плат из тени. Вспомните 2016 год, когда счастливые депутаты вместе с правительством провозгласили реформу, гарантирующую отбеливание всех "черных" зарплат, уменьшив ЕСВ в два раза для бизнеса, который должен был вывести зарплаты из тени. Многие бизнесмены действительно "повелись" и вывели зарплаты из тени. Проработали так с полгода — и вернулись обратно. Чем закончилась реформа? Провалом. Зарплаты до сих пор в конвертах, хотя ЕСВ уменьшен, а Пенсионный фонд испытывает постоянный дефицит. К слову, не помните, кто ответил за эти "блестящие" результаты реформы?

С другой стороны, в контексте тех же ставок налогообложения интересным является положение стран в рейтинге Doing business. Украина, по данным рейтинга, имеет общую ставку налогообложения прибыли 41,7%, что лишь на 1,9% выше средней ставки в странах ОЭСР с высоким уровнем дохода и, к примеру, на 5,7% ниже, чем аналогичный показатель Австралии. Несмотря на это, а также на 11 (против 5 украинских) налоговых платежей, Австралия занимает 26-е место в рейтинге по налогообложению за счет более чем в 3 раза меньшего индикатора времени, требуемого для составления и подачи налоговой отчетности. Но Австралия далеко. Возьмем Францию. Но и здесь почему-то картина повторяется. При совокупной ставке налога на прибыль 60,4%, девяти против наших пяти платежей Франция занимает 32-е место в общем зачете Doing business. Дальше. Австрия. Общая ставка 51,5%, 12 платежей и страна — в первой тридцатке Doing business… 

Несмотря на все наши "высокие" ставки, по показателю "налогообложение" Украина — на 54-м месте (при общем ранге 71), Казахстан — на 56-м (при общем ранге 28), а Беларусь аж на 99-м (при общем ранге 37). Конечно, у Сингапура иные показатели. Но, может, уже прекратим сравнивать нашу экономику с Сингапуром, Швейцарией и Гонконгом ввиду очевидно разности наших экономик, населения, истории и культур? Возможно, стоит смириться с тем, что дело не в ставках налога, признав то, что наши ставки налогообложения доходов абсолютно разумны?..

Звучавшее со стороны реформаторов предложение объединить ЕСВ и НДФЛ (ВЗ) нам кажется необоснованным еще и потому, что сегодня платежи, которые действительно можно было бы объединить ввиду схожего объекта налогообложения, распределяются между работодателем и наемным работником, облегчая налоговое бремя для первого и для второго. Возложить налог, не уменьшая ставки (что мы считаем неправильным), только на кого-то одного будет несправедливо и повлечет за собой уклонение от налогообложения.

При этом мы утверждаем, что налогообложение доходов в Украине является по уровню своего налогового давления и процедурам, связанным с уплатой, одним из самых простых и легких в мире! У нас 22% ЕСВ платит работодатель. Возьмем Францию (32-е место в Doing business и 45% средняя ставка подоходного налога), где совокупная ставка различных социальных платежей доходит до 45% с работодателя и (кроме этого) 23% с работника. Или Германию (24-е место в Doing business и средняя ставка подоходного налога 47,5%), где социальные взносы составляют 39,75% (19,375% с работодателя и 20,375% с работника).

В Латвии (19-е место в рейтинге Doing business), если работник застрахован по всем видам социального страхования, социальные платежи составляют 35,09%, из которых 24,09% платит работодатель и 11% — нанятый работник. 1% от общей ставки обязательных взносов направляется на финансирование услуг здравоохранения. В Беларуси (37-е место в Doing Business) работник отчисляет в Фонд социальной защиты населения 1% от своей зарплаты. Наниматель уплачивает еще 34% процента — 28% от заработка работника на пенсионное страхование и 6% — на соцстрахование.

Теперь отличия в части налоговых процедур. Единая унифицированная ставка ЕСВ, взимаемого с работодателя, у нас выглядит как маленький космический корабль по сравнению со множеством различных социальных платежей в странах, которые принято считать развитыми. Во Франции работодатель платит до 10, а работник 5 различных социальных отчислений. В Польше — по 3 платежа. В Германии — по 4. Практически каждый из платежей имеет особенности взимания, необлагаемые максимумы и минимумы, льготы и особенности исчисления объектов, т.е. все то, что было у нас в изобилии до 2016 г., превращая обязательное социальное страхование в темный, дремучий лес. 

Итак, все-таки, может, дело не в ставках?

Конечно, есть страны и с более низкими ставками социальных платежей, чем у нас. Например, Ангола, с 8% с работодателей и 3% с работников, Мозамбик (4 и 3%), Каймановы острова, где вообще платеж отсутствует. Эти примеры не единичны, однако почему-то не свидетельствуют об инвестиционной привлекательности соответствующих юрисдикций. Любимый пример радетелей дальнейшего уменьшения (отмены) ставки ЕСВ — Великобритания и США, где совокупная ставка социальных взносов действительно меньше (хотя и не намного), чем наша (не беря во внимание ставки income tax — 45% и почти 40% соответственно). Однако США и Великобритания — это страны с абсолютно иной системой пенсионного и социального страхования, где негосударственный страховой сектор развит не в пример нашему, а затраты на социальное страхование у них не отсутствуют как таковые, но возложены на плечи граждан, которые сами вольны принимать решение о том, как, где и на сколько себя страховать. Таким образом, если мы хотим уменьшить ЕСВ в Украине, надо четко и откровенно сказать: мы не хотим, чтобы ЕСВ платил бизнес, мы хотим, чтобы каждый платил за себя: кто сколько захочет (или сможет?). Однако в этом случае придется отвечать и на множество других вопросов.

* * *

Вместе с перечисленными выше мероприятиями по доработке институтов налогового администрирования и нормативной базы, отбеливанию экономики посодействует и четкая, слаженная работа налоговой службы и государственной инспекции по охране труда, направленные на привлечение к ответственности нарушителей законодательства. Благо, санкции за правонарушения достаточно высоки. И это нормально. Это тот кнут, который всегда должен сопровождать пряник. 

И, конечно, все вышеперечисленное должно сопрягаться и с неналоговыми, но крайне важными факторами, такими как мир, экономическая и политическая стабильность, отсутствие "серых" территорий, где не работают украинские законы. Последние сами по себе являются источниками теневой экономики, в целях легализации которой необходимо либо обеспечить жесткий пропускной контроль, либо, в конце концов, вернуть их в состав Украины. Мы не утверждаем, что реформирование теневой экономики невозможно без окончательного решения вопроса неподконтрольных территорий, однако предполагаем, что при наличии последних, процесс может занять значительно больше времени и столкнуться с дополнительными трудностями.

В любом случае, важно понимать, что ликвидация теневых зарплат и, как следующая цель, — уменьшение теневой экономики, невозможны в одночасье вследствие принятия какого-то одного пусть даже триста раз эффективного решения. Это долгий путь в несколько лет. Путь сложный, с ошибками и корректировками курса по ходу. Путь, который надо проходить одновременно в разных плоскостях, как в юридическом концепте действительности, меняя его, так и в нашей реальности как таковой. Однако, с другой стороны, мы понимаем, что перед нами не может стоять вопрос о том, идти по этому пути или нет. Теневая экономика — это одновременно и следствие, и причина всех, или почти всех современных проблем нашего общества. По сути, без мощного государственного тренда на ее легализацию невозможно ни привлечь реального иностранного инвестора, ни защитить собственность, ни побороть коррупцию, ни даже сбить волну организованной преступности. 

При существующем состоянии экономики, политики, государства мы все — и настоящее, и будущие поколения — обречены на роль задворок цивилизованного мира, приграничной территории варваров. Но не варваров Аттилы, заставляющих трепетать Рим, а воюющих друг с другом племен американских индейцев, охотно торгующих своей территорией, ресурсами и людьми в обмен на бусы производства дальних и ближних соседей.

Поэтому вопрос ликвидации зарплат в конвертах, а затем и легализации экономики — это вопрос единства нас как нации. Без преувеличения. И единство не только Запада и Востока, единство более глубокое — единство людей с разным уровнем дохода, мировоззрения, разного имущественного состояния и разного социального положения. Людей, которые объединены не спорами и ненавистью к соседям, а общим делом — тяжелым каждодневным трудом по построению собственного будущего и будущего своих детей. Людей, справедливо жертвующих на общее дело часть своего дохода и справедливо владеющих своей страной и государством, принадлежащими им по праву, и справедливо требующих от служить им.

Если это наш путь, иного выбора у нас нет.

Данил Гетманцев

Новини

29 Грудня 2023

Окупанти в черговий раз атакували прифронтову ТЕС ДТЕК

Міненерго повідомляє про відключення світла у низці областей внаслідок ракетного обстрілу

Японія у листопаді скоротила експорт металопродукції

Нафтогаз повністю завершив інтеграцію облгазів та міськгазів

Бразильське металургійне лоббі заявляє про засилля імпорту з країн Азії

Виручка від реалізації труб Пінчука за 9 місяців зросла на 14,4%

У разі відсутності міжнародної допомоги індексація пенсій може не відбутися 

Блокада українського кордону скоро припиниться – Туск

28 Грудня 2023

Гарантований покупець виплатив 400 млн боргу

До АРМА передали активи російських олігархів на 11,5 млрд грн

Кубркова просять скасувати наказ щодо строків експлуатації вагонів

Свириденко піддала критиці купівлю імпортних товарів, які може виробляти Україна

Китай планує побудувати понад 50% суден на екологічно чистому паливі

Укрнафта шукає партнерів для розробки родовищ

Австрія погодилася на поступове приєднання Болгарії та Румунії до Шенгенської зони

Придбання US Steel компанією Nippon Steel необхідно розслідувати – Байден

ВСІ НОВИНИ ⇢