Болезненные, но не убийственные

Точка зору

В статье "Ослабить петлю" речь шла об общих подходах к налогообложению физических лиц-предпринимателей "социальным налогом" (ЕСВ) и ряде вопиющих перекосов, которые при этом допускает государство, — в общем, об экономической стороне дела. 

Но попытки собрать как можно больше ЕСВ привело к таким же перекосам в его администрировании, в этот раз — по отношению к предпринимателям как работодателям. Установленные действующим законодательством заоблачные штрафы за допуск работника к работе без надлежащего оформления трудовых отношений, вместе с массированными проверками, уже стали источником коррупции и фактором ухудшения делового климата. Народные депутаты несколько раз пытались привести их к уровню, соответствовавшему настоящему общественному вреду от такого рода нарушений, но пока их попытки провалились. Есть определенные ожидания, что проблему сможет решить в комплексе поданный группой народных депутатов законопроект №10012 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно устранения норм, нарушающих права и законные интересы физических лиц-предпринимателей".

Неоформление или ненадлежащее оформление работника является нарушением действующего законодательства, а значит, подлежит административному наказанию. Но, по одному из базовых принципов права, суровость наказания должна соответствовать общественной значимости вины. В нашем случае этот принцип очевидно нарушен. А именно: если проверка обнаруживает на предприятии работника, допущенного к работе без надлежащим образом оформленного трудового договора или оформленного на неполное рабочее время; или такого, о котором работодатель не сообщил налоговым органам, размер штрафа, накладываемый на работодателя, достигает 30 минимальных зарплат (МЗП) — свыше 125 тыс. грн, согласно проекту бюджета на 2019 г. Недопуск проверяющих наказывается штрафом в 100 МЗП.

С одной стороны, по крайней мере для ФЛП, такой штраф — обычно убийственный для бизнеса, ведь его размер составляет около 20% среднего годового оборота налогоплательщика 2-й группы единого налога (ЕН), использующего наемный труд, или около 12% для такого плательщика на 3-й группе ЕН. Таким образом, в случае выявления указанного нарушения соответствующий бизнес почти наверняка обанкротится; все занятые и сам предприниматель становятся безработными, по крайней мере на какое-то время; соответственно, общественное благосостояние уменьшается на созданную этим предприятием добавленную стоимость, а бюджет навеки теряет поступления от него. Для ФЛП 3-й группы — это около 55 тыс. грн в год только собственно единого налога. Также, косвенно, теряются поступления от НДС из затрат, осуществленных самим предпринимателем и его наемными работниками, пусть и неоформленными. Конечно, со временем все они, вероятно, найдут новую работу, но не обязательно в Украине и очевидно ниже оплачиваемую (соответственно, скорее всего, менее полезную для общества). Сомнительно, что такой результат — общественно-выгодный и оправдывает пользу (если такая есть) от наказания правонарушителя.

С другой стороны, штраф в размере 30 МЗП соответствует объему ЕСВ, который, по нынешней ставке, был бы уплачен за работника, получающего МЗП в течение свыше 11 лет, — в то время как коэффициент оборота рабочей силы в последние годы составляет 25–30% (и это на предприятиях с количеством занятых от 10 чел., в меньшем бизнесе он обычно еще больше), следовательно, в среднем работник на одном месте работы задерживается на 3–4 года. Таким образом, штраф приблизительно втрое превышает потенциальные поступления, недополученные государством. 

В то же время штрафы с других видов налогов, согласно ст. 11 НКУ, колеблются чаще всего в пределах 10–50% от неуплаченного налога, в одиночных случаях достигая не более 100%. В абсолютных цифрах самые высокие суммы штрафов предусмотрены за непредоставление отчета о контролируемых операциях по трансфертному ценообразованию — до 300 размеров прожиточного минимума для трудоспособного лица. Это единственный случай, когда применяются штрафы, соразмерные с теми, которые являются предметом обсуждения указанного раздела. Но трансфертное ценообразование в крупномасштабных внешнеэкономических операциях на сегодняшний день — самый широкий способ избежания налогообложения в Украине с оборотом в много миллиардов долларов, причем потери бюджета на одной операции могут достигать десятков миллионов гривен, что в сотни раз превышает размеры ЕСВ, не уплаченного за неоформленного работника. Нет логики в том, что неуплата именно налога на труд считается более тяжелым преступлением, чем неуплата других налогов. Если же рассматривать этот вопрос в плоскости трудовых отношений, то и здесь максимальный размер штрафов за их нарушение (в частности в сфере оплаты труда), согласно КЗоТ, составляет 10 МЗП. 

Чрезмерный размер штрафа, по идее авторов этой нормы, должен отпугивать предпринимателей от такого рода нарушений. Но, как хорошо известно по практическому опыту в других сферах борьбы с правонарушениями, суровость наказания не является заменителем его неотвратимости, которую, в этом случае, очевидно невозможно обеспечить до тех пор, пока суммарная нагрузка на оплату труда воспринимается обществом как чрезмерная. Такое восприятие связано с фундаментальными факторами, такими, как качество государственного управления и традиции, и потому не может быть преодолено в сжатые сроки. А попытка ввести чрезмерно суровые санкции за нарушение, которое не воспринимается обществом как тяжелое, неизбежно ведет к коррупции, тем более в стране со слабыми государственными институтами. Более того, само собой наличие таких коррупционных уязвимостей мешает укреплять эти институты и очищать их от коррупции. В данном случае это может оказаться меньшим общественным злом, чем от буквального применения штрафов, с соответствующими последствиями для экономики, описанными выше, — но даже в таком случае это едва ли оправдает вред, причиненный такой коррупцией общественной морали. 

Кроме того, угроза убийственного штрафа ставит легального предпринимателя в малом бизнесе перед выбором: прекращать нарушение или идти в полную "тень", чтобы проверка просто не имела возможности его найти. Рациональный выбор зависит от баланса выгод и затрат в каждом из вариантов. Официальное оформление работников означает существенное повышение совокупных затрат на оплату труда, а также соблюдение норм КЗоТ (в том числе невозможности уволить работника, ненадлежащим образом исполняющего свои обязанности, или по подозрению в нечестности) и осложнение административной работы. Переход в полную "тень" усложняет рост бизнеса и немного повышает риски. Кажется вполне возможным, что с нынешним размером начислений на оплату труда и НДФЛ, а также наличием социалистического КЗоТ вместе с отягощающим администрированием учета кадров, этот баланс будет преимущественно смещен в сторону тенизации, по крайней мере для того большинства малого бизнеса, которое не планирует существенного роста или пока не видит для него перспектив. Вероятно, вместо детенизации убийственные штрафы приведут к противоположным последствиям.

В то же время штраф в размере 10 МЗП все еще остается очень отягощающим для предприятия, тем более, если там работают неоформленными много сотрудников. Но такой штраф — соразмерный как с наказанием за другие похожие по тяжести вины, так и с налоговыми обязательствами, т.е. он является чаще всего болезненным, но не убийственным. 

Конечно, указанные в этой и предыдущей статьях предложения, вошедшие в законопроект №10012, не решают проблем, а только смягчают их. ЕСВ перестанет быть проблемой, только когда его отменят полностью, а для этого надо перестроить пенсионную систему. Это сверхважная, но очень амбициозная задача, решение которой растянется не на один год. Она, безусловно, остается в повестке дня реформаторов, но пока что предлагается исправить хотя бы наиболее вопиющие перекосы. 

Владимир Дубровский

Новини

29 Грудня 2023

Окупанти в черговий раз атакували прифронтову ТЕС ДТЕК

Міненерго повідомляє про відключення світла у низці областей внаслідок ракетного обстрілу

Японія у листопаді скоротила експорт металопродукції

Нафтогаз повністю завершив інтеграцію облгазів та міськгазів

Бразильське металургійне лоббі заявляє про засилля імпорту з країн Азії

Виручка від реалізації труб Пінчука за 9 місяців зросла на 14,4%

У разі відсутності міжнародної допомоги індексація пенсій може не відбутися 

Блокада українського кордону скоро припиниться – Туск

28 Грудня 2023

Гарантований покупець виплатив 400 млн боргу

До АРМА передали активи російських олігархів на 11,5 млрд грн

Кубркова просять скасувати наказ щодо строків експлуатації вагонів

Свириденко піддала критиці купівлю імпортних товарів, які може виробляти Україна

Китай планує побудувати понад 50% суден на екологічно чистому паливі

Укрнафта шукає партнерів для розробки родовищ

Австрія погодилася на поступове приєднання Болгарії та Румунії до Шенгенської зони

Придбання US Steel компанією Nippon Steel необхідно розслідувати – Байден

ВСІ НОВИНИ ⇢