Подробнее Запомнить город


Единый налог для IT: что думает бизнес об очередной инициативе государства

21.03.19 , Дело
размер текста:

Верховная Рада Украины взялась за урегулирование вопроса налогообложения специалистов в сфере IT. Одно из предложений законодателей — выделить сотрудников отрасли, работающих как физические лица-предприниматели, в отдельную группу плательщиков единого налога, постепенно повышая его ставку. Представители IT-бизнеса такую инициативу встретили положительно — к повышению налогов отрасль готова. Но особенно выигрышным для них это предложение оказалось на фоне недавней инициативы Министерства социальной политики по борьбе с незадекларированными трудовыми отношениями, которая поставила под угрозу законность работы любого ФЛП, а особенно — в сфере информационных технологий.
Что предлагают законодатели

Основная цель проекта закона №10094 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (относительно развития креативных индустрий в Украине)" — выделить предпринимателей в сфере IT, работающих как ФЛП, в отдельную, пятую, группу плательщиков единого налога. Как объясняют авторы проекта закона, инициатива направлена на то, чтобы сохранить существующую динамику экономического роста IT-отрасти и избежать оттока специалистов из Украины.

По данным ассоциации "IT Ukraine", на начало 2018 года в индустрии информационных технологий в Украине работало порядка 127 тысяч специалистов. 90% из них — по упрощенной системе налогообложения, выплачивая 5% единого налога от дохода и минимальную ставку единого социального взноса (ЕСВ".

Как отмечают авторы инициативы, IT-компании в Украине на сегодняшний день не могут позволить себе взаимодействовать с сотрудниками в формате полноценных трудовых отношений с соответствующей ставкой налогообложения. Поэтому "упрощенка" на сегодняшний день является фактически единым конкурентным преимуществом Украины перед другими странами. При этом, основной риск для IT-отрасли, которая в Украине стала наиболее быстрорастущим сектором экономики, — трудовая миграция в Западную Европу и США.

Предлагая выделить сотрудников IT-индустрии в пятую группу плательщиков единого налога, законодатели также предусмотрели для них с 2020 года ежегодный рост ставки единого налога на 1%, чтобы через 5 лет она достигла 10%. Но такой вариант предусмотрен для тех, чей годовой доход не превышает 7,5 млн грн. Ставка налога для тех, у кого доход больше, согласно проекту закона, сразу должна составлять 15%.

Кроме того, в проекте закона предусмотрено и повышение ЕСВ для плательщиков пятой группы. С 2020 года, согласно инициативе, для них он будет составлять двойной размер минимального страхового взноса.

При этом законодатели определили, что IT-специалисты, работающие как ФЛП и относящиеся к пятой группе, не могут использовать труд наемных лиц. Зато они имеют возможность работать в помещениях, пользоваться техникой, программными средствами и информационными системами других юридических или физлиц, не заключая с ними при этом трудовой договор.
Компромисс бизнеса и государства

Свою роль в появлении предложения об отдельной группе единого налога для IT-специалистов сыграла и инициатива Министерства социальной политики относительно борьбы с незадекларированным трудом. Проект закона, который был вынесен на общественное обсуждение, предусматривал борьбу с махинациями недобросовестных работодателей, которые оформляют полноценные трудовые отношения договорами гражданско-правового характера. Но под критерии, согласно которым и должен был быть установлен факт наличия трудовых отношений, могут подпасть практически все сотрудники IT-индустрии, работающие как ФЛП. И в таком случае работодателям пришлось бы либо расторгать с ними трудовые отношения, либо заключать договор, либо платить штраф.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Законопроект об ограничении работы с ФЛП: пять аргументов Минсоцполитики в его защиту

По мнению IT-предпринимателя, члена совета директоров компании TemplateMonster Давида Брауна, такая инициатива Минсоцполитики может еще больше снизить и без того невысокий уровень доверия граждан к государству и его политике. Впоследствии это может привести к тому, что в тень уйдет чуть ли не весь бизнес. И самые обширные инструменты для этого есть как раз у IT-специалистов — их бизнес виртуальный, системы оплаты разные, юрисдикций тоже может быть разное количество.

Давид Браун. Фото: WoMo

По мнению Брауна, государству и бизнесу в этом вопросе нужно прийти к единой точке. И предлагаемая инициатива о пятой группе плательщиков единого налога как раз и может стать рабочим инструментом в этом диалоге.

"С точки зрения представителя IT-индустрии, эта инициатива комфортная, она определяет правила игры на ближайшие 5 лет, и все компании могут адаптироваться к этому периоду, правильно его заложить в бюджет, — говорит он, — Этот законопроект расставляет точки над "і" и определяет, что в ближайшие годы ситуация будет именно такая. В IT контракты долгосрочные, и это очень важно".
IТ-бизнес готов платить государству больше

По мнению менеджера группы Международного налогообложения PwC Украина Дарии Федченко, предложение законодателей о введении пятой группы единого налога для частных предпринимателей, занятых в IТ-сфере, действительно может стать компромиссом между бизнесом и правительством. При этом, даже постепенное увеличение налоговой нагрузки на них не спровоцирует негативный эффект, считает Федченко.

Дария Федченко. Фото: PwC

"Предложенное постепенное повышение налоговой нагрузки на ЧП, занятых в индустрии IT-разработки, вряд ли окажет существенный негативный эффект на отрасль или спровоцирует чрезмерную трудовую миграцию и отток иностранных инвестиций, если при этом мы получим простую и стабильную систему налогообложения. Многие инвесторы, которые нацелены на длительную работу в Украине, будут готовы нести большие расходы при условии гарантии защиты их инвестиций со стороны государства", — считает Федченко.

При этом, по ее словам, даже с учетом такого повышения, стоимость привлечения украинских специалистов и Украины, как юрисдикции для ведения бизнеса, остается достаточно конкурентной по сравнению, например, с Польшей и Венгрией, которые также активно развивают это направление своей экономики.

На сегодняшний день квалифицированные IT-специалисты в Украине "на руки" получают заметно больше, чем их коллеги в ЕС, поэтому в долгосрочной перспективе увеличение налоговой нагрузки на оплату их труда неизбежно, говорит лидер глобального организационного развития DataArt Михаил Завилейский.

Но в этом процессе важно налоговый пресс отпускать равномерно, ведь если переход будет резким и соблюдение норм будет контролироваться надзорными и силовыми ведомствами, то в лучшем случае перестройка будет хаотичной и контрпродуктивной для индустрии. В худшем случае, она может послужить источником коррупции за счет незаконных схем, которые могут давать экономическое преимущество отдельным игрокам рынка, считает он.

В такой ситуации, по мнению Завилейского, выделение IT-компаний и IT-специалистов в отдельную, желательно саморегулируемую группу, выглядит разумным.

"Те, кто заинтересован в сохранении режима преференций, сами позаботятся о дисциплине и не допустят злоупотреблений и мимикрии, тем более что в IT-секторе много зрелых и политически активных людей. Радикальные альтернативные предложения требуют более основательного фундамента в экономической и правовой системах Украины. Поток профессиональных мигрантов в Центральную и Западную Европу доказывает, что специалисты и компании готовы платить более высокие налоги, когда они уверены в надежности систем социальной защиты и эффективности государственных расходов. Без этой уверенности может быть трудно провести черту между вкладом в благосостояние общества и очередными поборами в пользу текущей конъюнктуры. Едва ли мы хотим, чтобы украинские налоговые инновации привели к новой волне инвестиций в экономику Польши и других соседей", — говорит он.

Более того, по мнению Давида Брауна, максимальная ставка налога в размере 10% является адекватной, и IT-отрасль к этому готова. Но если бы она была выше, то с конкурентоспособностью украинских специалистов уже могли бы возникнуть проблемы.

"В Беларуси ставка тоже 10%, но зарплаты в IT-отрасли в Украине повыше, чем там. Если бы в Украине было 15% для всех, то для подрядчика на фоне Беларуси с более низкими зарплатами и налогами украинские специалисты выглядели бы менее выигрышно. Но 15% для тех, кто зарабатывает больше 7,5 млн грн в год тоже адекватная ставка. Я бы даже назвал это в некоторой степени налогом на роскошь — если кто-то зарабатывает действительно много, то и платит немного больше", — говорит Браун.

В то же время, как отмечает Дария Федченко, предлагаемый проект закона является скорее временной мерой для государства, нежели кардинальным изменением подхода к определению трудовых отношений, поскольку содержит ряд неурегулированных вопросов. В первую очередь, он не учитывает интересы ряда других отраслей, в которых привлечение работников в форме договора с ЧП также является обычной практикой.

Во-вторых, в текущей версии законопроекта открытым остается вопрос переквалификации гражданско-правовых отношений в трудовые, то есть он не обеспечивает в этой части дополнительной гарантии для инвесторов, отмечает эксперт.

Тем не менее, для государства урегулирование вопроса налогообложения специалистов в стремительно развивающейся отрасли, как и сохранение динамики ее развития, остается важным. Так, в Верховной Раде уже есть альтернативное предложение депутатов — временно (до 2025 года) установить льготную ставку налога на доходы физлиц НДФЛ для IT-специалистов в размере 9%, а ЕСВ — в размере 5% от зарплаты.

Дарья Нинько

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Дайджест
24.05.19, ubr.ua
Каждую транзакцию человека изучат под микроскопом. Но даже после этого могут отправить в суд
Почему после инаугурации Владимира Зеленского гривна ревальвировала?
24.05.19, Сегодня
Эксперты ВБ подсчитали, что уровень капитала на одного работника в Украине остался на уровне 90-х годов прошлого века
23.05.19
Постановление Нацбанка №70 заставит украинские банки намного более жестко подходить к решению о выдаче кредитов как частным лицам, так и бизнесу — принципиальных различий между ними не будет.
23.05.19, Financial club
Політична турбулентність, викликана рішенням обраного президента Володимира Зеленського розпустити парламент, не лякає фінансовий ринок.
Президент Владимир Зеленский решил проявить политическую инициативу сразу после своей инаугурации.
В Росії почав працювати спрощений порядок отримання паспортів Росії українцями з окупованих територій. Що може у такому випадку зробити Україна, і чи є для цього юридичні важелі.
23.05.19, ubr.ua
С понедельника иностранные спекулянты смогут спокойно скупать наши гособлигации. В страну потекут горячие капиталы.
Совладельцу группы Приват Игорю Коломойскому не удалось отбиться в суде от претензий со стороны государства в лице Нацбанка на сумму в 2,6 млрд грн.
23.05.19, Сегодня
Существует множество "фианансовых пробоин", через которые деньги могли бы и не вытекать.
22.05.19
21.05.19
20.05.19
17.05.19
15.05.19


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!