Кому достанется золотая труба украинского импорта дизтоплива

Точка зору

Критически важный для импорта в Украину дизтоплива трубопровод снова меняет владельца. Несмотря на то, что наша страна обладает самой плотной в Европе сетью «труб», только одна магистраль постоянно оказывается в центре многочисленных конфликтов. Речь идет о международном нефтепродуктопроводе Мозырь-Мукачево, по которому в прошлом году в Украину поставили порядка 40% всего дизтоплива, остальная часть импорта менее концентрирована и проходила через многочисленные порты и железные дороги.

Украинские законы не допускают передачу магистральных трубопроводов в частную собственность, а особенно – земли под ними. Но этот украинский трубопровод давно находится в частных руках и уже четырежды менял владельца – в 1995-м, 2001-м, 2004-м и 2015-м годах. То есть в периоды, когда история Украины погружалась в глубокие политические катаклизмы.

Катаклизмы новой волны

С начала этого года, трубопровод опять начал менять владельцев и операторов. Накануне Нового года, от эксклюзивных прав оператора железнодорожных отгрузок из трубопровода отказался партнер «Роснефти» и владелец активов компании «Роснефть Украина» израильтянин Нисан Моисеев. Его компании Proton Energy и Glusco передали большую часть своих полномочий и обязательств давнему партнеру – группе компаний Wexler Group и «Оптимусойл», которыми руководит украинец Петр Бевз.

Отказ Моисеева от операционного контроля снизил растущие политические риски бизнеса с трубопроводным импортом дизтоплива в Украину. Почву последним обеспечили активно курсирующие в украинской прессе слухи, что к этому бизнесу каким-то образом причастен Виктор Медведчук. Кроме этого подозрения, Glusco как владелец украинского прифронтового Лисичанского НПЗ, имеет определенные обязательства перед рядом влиятельных российских нефтяных воротил.

Среди таких, например, глава «Роснефти» Игорь Сечин и бывший вице-президент этой компании Эдуард Худайнатов – крупный акционер компаний «Шелл Украина» и «Альянс Петролеум». Связь со всеми этими фамилиями мешала импортному бизнесу. С передачей части операционных полномочий группы компаний Glusco к группе Wexler, эти и другие политические риски были сняты.

В начале весны, после смены оператора отгрузок с трубопровода, настало время сменить собственника и самой «трубы». В первых числах марта к украинским властям за разрешением выкупить активы продуктопровода Мозырь-Мукачево обратился крупнейший частный нефтетрейдер Белоруссии «Нефтебитумный Завод» компании «Интерсервис». Белорусские СМИ совершенно уверены, что ее владельцы – Александр Шакутин и Николай Воробей – являются приближенными лицами президента Александра Лукашенко. Белорусский битумный завод в конце 2018 года наряду с украинскими и грузинскими угольными магнатами безуспешно пытался взять участие в розыгрыше прав приватизации «Центрэнерго» – крупнейшего в Украине производителя тепловой электроэнергии.

Украинская пресса предполагала, что неожиданное появление белорусов среди претендентов на украинские ТЭС на деле было попыткой Лукашенко помочь каким-то партнерам в Киеве. И принять участие в управлении капиталами неназванных украинских политиков. И хотя подтверждения этим гипотезам до сих пор нет, осложнения в процедуре смене собственника трубопровода Мозырь-Мукачево все же возникли. Поскольку, по данным источников UBR.ua, намеченное для одобрения нефтепродуктопровода заседание АМКУ было отложено на будущее.

Как уходил собственник №1

Первая смена собственника ключевого для импорта дизтоплива трубопровода, а заодно – и многочисленных нефтебаз по пути его следования, случилась еще на заре становления украинской независимости. В 1994 году Леонид Кучма по каким-то глубоко внутренним соображениям распустил трубопроводные подразделения украинских Инженерных войск и вывел Мозырь-Мукачево из-под ведения Минобороны.

А премьер-министр Евгений Марчук по распоряжению Президента в 1995 году подписал межправительственный договор о передаче трубопровода в собственность российской компании «Транснефтепродукт».

Трубопровод Мозырь-Мукачево соединяет с Венгрией крупнейший Мозырский НПЗ Белоруссии, и является единственным трубопроводной экспортной артерией двух украинских НПЗ: НПК «Галичина» в Дрогобыче и «Нефтехимик Прикарпатья» в Надворной. Логика действий тогдашних украинских политиков кое-как подкреплялась реалиями экономики. Киевские чиновники были твердо убеждены, что никто кроме компаний РФ не имеет права снабжать эти НПЗ сырьем, и никто не уполномочен ими вывозить готовую продукцию. Соответственно трубопровод должен либо принадлежать этим компаниям, либо будет навечно ими же остановлен.

Шантаж в стиле «труба заржавеет», и передача магистрального трубопровода в частные российские руки, и теневая приватизация десятков нефтебаз украинской армии, – привели Украину в середине 90-х годов к изрядным политическим катаклизмам. Ведь, как и сейчас, тогда речь шла о выгодной логистике более чем трети всего импорта нефтепродуктов в нашу страну: ввозить дизтопливо и нефтяные дистилляты по трубопроводу намного дешевле, чем через порты или по железной дороге.

Собственник №2 и первый демарш Лукашенко

В начале 2000-х история повторилась. В этот период, новый украинский нефтепровод Одесса-Броды создал возможность альтернативного российскому снабжения трех НПЗ Белоруссии и Западной Украины нефтяным сырьем из порта Южный. Соответственно, открылась перспектива многополярной загрузки Мозырь-Мукачево готовой продукцией с этих заводов.

Понимая перспективу независимого от РФ сбыта топлива, Александр Лукашенко в 2001 году объявил белорусский участок нефтепродуктопровода собственностью Республики Беларусь. Такой шаг Лукашенко напугал Москву. До того сильно, что в 2002 году, несмотря на тогдашние обильные российские заигрывания с ЕС и НАТО, власти РФ решили восстановить ранее ликвидированные Трубопроводные войска СССР.
 

Менеджеры российского «Газпрома» и «Транснефтепродукта» в те годы получили офицерские звания военнослужащих резерва этих войск. И в 2002-2003 годы, не заручившись согласием Лукашенко, Москва по факту уведомила Минск о проведении военных учений на территории Белоруссии. Маневры состоялись по периметру прохождения белорусского участка продуктопровода Мозырь-Мукачево. Лукашенко намек понял и уступил. В итоге белорусский участок «золотой трубы» украинского импорта дизтоплива вернулся в собственность российских компаний.

А вот с украинским участком все обстояло несколько хуже – в ходе разборок между Минском и Москвой, переданный по договору Кучмы-Марчука российскому «Транснефтепродукту» украинский магистральный продуктопровод «ПрикарпатТранснефтепродукт» взял и поменял собственника. Им стала новая дочерняя компания «ЮгоЗападТранс» с размытой структурой активов. В Киеве многие сделали вид, что перемены не заметили. И отнюдь не по совпадению в этот период украинскую столицу потрясли очередные политические катаклизмы. Кому-то они более известны как «кассетный скандал», кому-то как движение «Украина без Кучмы».

Собственник №3 и нефть Азербайджана

Следующая перемена прав собственности украинского продуктопровода Мозырь-Мукачево происходила в 2004-2005 годах. Тогда новое украинское госпредприятие «Укртранснефтепродукт» отстояло в судах незаконность нахождения украинского магистрального трубопровода в частных иностранных руках. Украинское Минтопэнерго отобрало у российского «Транснефтепродукта» права на Мозырь-Мукачево, и начало проработку несложной схемы нефтяной торговли. По этой схеме, сырая нефть из порта Южный должна была поступать в Белоруссию по одной из двух ниток нефтепровода «Дружба», а Белоруссия намеревалась отгружать обратно в Украину готовую продукцию по продуктопроводу Мозырь-Мукачево.

Теоретически нефть из порта Южный в белорусский Мозырь возить ближе, чем поставлять из Сибири. Но противостояние между разными ветвями украинской власти лишало подобные схемы торговли необходимых тарифных преференций. В 2010-2011-е годы эти противоречия в Киеве ненадолго стихли. В этот период Азербайджану удалось продать Белоруссии через Украину около 1,4 млн тонн сырой трубопроводной нефти, используя порт Южный.

Единственным эффективным путем вывоза готовых нефтепродуктов из был принадлежащий россиянам украинский продуктопровод, но как раз в это время он снова начал менять владельца. До сих пор формально независимый российский «Транснефтепродукт» стал прямой собственностью компании «Транснефть» Николая Токарева. В этот период состоялась концентрация в отдельную юридическую структуру всех веток российских продуктопроводов, известных как «Самара – Западное Направление». Это нитка между белорусским Мозырским НПЗ и российским Рязанским НПЗ, а также ветки продуктопроводов, которые идут к границам Сумской и Харьковской областей.

Путь к собственнику №4

Очередная смена собственника некогда независимого российского «Транснефтепродукта» создала к 2014-2015 годам для Украины формальный повод возобновить судебные споры за возврат продуктопровода Мозырь-Мукачево в государственную собственность. Ненадолго это даже удалось. Неформальными опекунами судебных тяжб государства за трубопровод в те годы считались Сергей Пашинский и владелец житомирской нефтекомпании «Фактор» Сергей Тищенко – самый крупный ж/д терминал трубопровода находится на их территории, в Новоград-Волынском Житомирской области. Однако кураторы явно не смогли достичь цели окончательно. Пока государство Украина неспешно проходило все судебные инстанции, «Транснефть» не сидела сложа руки. С конца 2015 года, этот владелец начал многоступенчатую продажу нефтепродуктопровода «ПрикарпатЗападТранс» новому собственникам из ЕС.

Вначале роль последней играла компания из Венгрии. Затем венгро-украинские инвесторы продали права на украинский трубопровод швейцарской компании International Trading Partners AG, принадлежащей гражданину Германии Анатолию Шеферу. Очередная перепродажа главной украинской «дизельной трубы» делалась с ориентиром на то, чтобы украинским властям уже не приходилось отстаивать свои права с учетом законов РФ, а в несколько худшей обстановке: уже по законодательству Европейского Союза.

Стратегия российского контроля

Если учитывать непродолжительную историю трубопровода в период с 2005 по 2011 год, нынешняя попытка Белоруссии поменять собственника трубопровода Мозырь-Мукачево может выглядеть для белорусского экспорта в Украину вполне радужно. Белоруссия с конца 2018 года погрузилась в очередной глубокий кризис нефтяных и таможенных взаиморасчетов с РФ. Александр Лукашенко в подобных ситуациях предпочитает действовать решительно. И основой таких действий может стать выстраивание очередных схем торговли нефтепродуктами белорусских НПЗ с участием нефтетрейдеров РФ, Белоруссии и стран ЕС – в первую очередь Германии, а также Польши и Венгрии.

В Москве ради таких новых схем могут пойти на перемирие с Лукашенко. Мотивом для этого способны послужить жажда РФ разжечь политические противоречия между США и Германией, используя для этого растущие инвестиции «Роснефти» в принадлежащую ей германскую компанию Ruhr Oel GmbH (ROG), а также инвестиции группы «Альфа» в нефтекомпанию Wintershall DEA.

Используя потенциал НПЗ Белоруссии, российский капитал сможет укрепить свои позиции на рынке Германии, чтобы перенаправить активность своих инвестиций в этой стране с внутреннего рынка на рынки других стран ЕС. Грубо говоря, чем больше нефтепродуктов с НПЗ Белоруссии выйдет на рынок Германии и Польши, тем больше нефтепродуктов для других стран ЕС смогут продавать российские нефтеперерабатывающие заводы в Германии.

По такой стратегии, увеличение доли Белоруссии на рынке Украины может выглядеть как бонус Москвы для Минска. Неплохо это и для украинского рынка: новый нефтяной альянс между РФ и Белоруссией может привести к устойчивому росту поставок по продуктопроводу Мозырь-Мукачево. Очень вероятно, что нынешняя попытка смены его владельцев исходит именно от таких простых перспектив. Хотя нельзя исключать, что очередные перипетии с правом собственности на крупнейший в Украине частный магистральный нефтепродуктопровод отражает и более сложные процессы. Например, такие, как попытки российских компаний ограничить растущую активность нефтяных и энергетических компаний КНР в странах Восточной Европы, прежде всего, в Румынии и той же Белоруссии.

Андрей Старостин

Новини

18 Квітня 2024

Укренерго поки що не планує обмежень енергопостачання для населення

Уряд Австралії надає великий кредит заводу з переробки високочистого глинозему

Споживання сталі у Польщі за підсумками 2023 року скоротилось на 11% 

Українська промисловість здатна забезпечити локалізацію локомотива на рівні 55%

Україна потребує альтернативних джерел енергії

В Україні зростає попит на електромобілі

BHP Billiton знизила видобуток залізної руди

Італійська Danieli збудує в Лівії завод з відновлення заліза

Байден запропонував підвищити мита на китайський імпорт сталі

Rio Tinto планує виробляти мільйон тонн міді у 2030 році

Vale збільшила видобуток руди 

Влада має вивести Україну з-під дії європейського екоподатку

УЗ продовжила заборону на перевезення до порту Чорноморськ

Екологічні фонди ЄС втрачають мільярди через зниження цін на вуглець

У березні експорт феросплавів впав до рекордного мінімуму

Росія знищила майже всю теплову генерацію України – Зеленський

ВСІ НОВИНИ ⇢