Серые сделки. Как получается, что русские танки в Сирии уничтожают белорусским оружием

Точка зору

И продает  Беларусь уже не старые советские запасы, а новейшие высокотехнологичные разработки.

В Объединенных Арабских Эмиратах, в Абу-Даби, с 17 по 21 февраля проходит 14 Международная выставка военной техники и вооружения IDEX-2019. Нынешнее мероприятие собрало более 1300 компаний из 62 стран мира, которые представляют на нем перспективные оборонные технологии, системы и оборудование.

IDEX — одна из крупнейших международных выставочных площадок военной техники и вооружений в регионе Ближнего Востока и Северной Африки, она проходит под патронатом президента ОАЭ. А еще у IDEX есть немного своеобразная репутация: на ней торгуют друг с другом оружием страны, которые сложно заподозрить в приверженности к идеалам свободы и демократии, не говоря уже о религиозной толерантности. Своего рода "междусобойчик диктаторов и воинов за веру", как иногда иронизируют западные СМИ.

Наше внимание привлек другой регулярный участник престижного оружейного салона в Абу-Даби — Беларусь.

Современная техника и высокие чиновники

Еще лет 10–20 лет назад страны третьего мира в финансовом плане могли себе позволить закупки разве что старого советского оружия, боеприпасов и военной техники образцов второй половины ХХ в. Так что в 90-х и Украина, и Беларусь выбросили на мировой рынок просто ошеломительное количество военного хлама со старых советских складов. Украина за эту свою щедрость поплатилась в 2014-м, когда оказалось, что для реальной войны снаряжения не хватает, а вырученные от военной торговли деньги по большей части просто украдены.

В Беларуси все иначе: во-первых, ресурсов для продажи там было куда больше. Не стоит удивляться: в Советском Союзе именно БССР была "базой тылового снабжения" и "ремонтным цехом" всей Западной группы войск, то есть советской военной армады в странах Европы. Во-вторых, в Беларуси деньги от продажи советской амуниции не только разворовывались, а шли отчасти на затыкание дыр в бюджете, а отчасти на модернизацию и развитие военных предприятий, доставшихся стране в наследство от СССР.

В результате уже в 2000-х Беларусь смогла выйти на мировой рынок с собственными разработками в сфере военной техники. И занять там уникальную нишу: с одной стороны, белорусские изделия достаточно дешевы, с другой — высокотехнологичны, как минимум уровня "не стыдно показать".

Вот и сейчас в Абу-Даби белорусы показывают разработки в области автоматизированных систем управления войсками оперативного уровня и оружием в тактическом звене, средств огневого поражения, робототехники воздушного базирования, оптическое и оптико-электронное оборудование, передовые системы радиолокации и средств радиоэлектронной борьбы (в том числе с беспилотниками), системы и средства связи, колесную и гусеничную легкобронированную технику. Всего ВПК Беларуси представляют 13 предприятий.

Минский завод колесных тягачей представил танкотранспортеры МЗКТ-741351 + МЗКТ-999421 с боевыми машинами (танк Leclerc и БМП-3). Конструкторское бюро "Дисплей" — новые разработки боевых модулей серии "АДУНОК". ОАО "АГАТ-системы управления" — радиорелейную станцию "Сосна-2" и станцию тропосферной связи "Горизонт". Холдинг "БелОМО" — новый оптико-электронный и радиолокационный комплекс контроля наземной и воздушной обстановки Zorki, который позволяет обнаруживать небольшие беспилотники типа квадрокоптер Phantom 3 на дальности около 3 км.

Однако ничего особенно выдающегося в белорусской экспозиции на этот раз нет. На проводящейся раз в два года в Минске выставке MILEX демонстрируется куда больше достижений белорусской оборонки. И поэтому особенно удивительным выглядел состав  делегации, отправившейся в ОАЭ. Ее возглавили сразу два высокопоставленных чиновника: министр обороны Республики Беларусь Андрей Равков и председатель Госкомвоенпрома Роман Головченко. Второе ведомство объединяет под своей крышей все белорусские предприятия, производящие военную технику, а также торгующие оружием, обслуживающие и модернизирующие и т. д.

Понятно, что поехали они туда явно не для того, чтобы "толкать" белорусские прицелы или машины по перевозке танков. Тем более что СМИ уже сообщили о переговорах белорусов с руководством вооруженных сил ОАЭ и Саудовской Аравии, военной промышленности Египта и прочих стран. Национальный стенд ВПК Беларуси ради переговоров посетили замминистра обороны Саудовской Аравии Мохаммад бин Абдулла аль-Айеша, министр обороны ОАЭ Мохаммед Ахмед аль-Боварди аль-Фаласи, министр обороны Азербайджана Закир Гасанов и гендиректор АО "Рособоронэкспорт" Александр Михеев, министр военной промышленности Египта Мохаммед Аль Ассар и министр обороны Судана Авад Мохаммед Ахмед ибн Ауф.

Посмотрев на происходящее, наблюдатели вспомнили о том, что белорусская история военной торговли полна "темных" и "странных" сделок.

Ненаписанная история тайных сделок

После 2014 г. белорусские производители военной техники в значительной степени лишились своего главного рынка — России. Их предприятия были интегрированы еще в советские цепочки производства вооружений, поэтому и после 1991-го стабильно поставляли продукцию в РФ.

Но в 2014-м россияне разом лишились поставок узлов и комплектующих из Украины, после чего было принято стратегическое решение на 100% технику производить на территории РФ. Это сильно ударило по белорусским предприятиям, хотя многое из их продукции россияне так и не научились выпускать. Например, тяжелые колесные шасси для ракет, которые производит минский МЗКТ. Россияне попытались купить весь завод, но Лукашенко категорически отказался его приватизировать.

Однако "провал" по поставкам в Россию надо было чем-то закрывать, и даже довольно активного сотрудничества с Украиной здесь было явно мало. Именно с этого времени в СМИ начала появляться информация о том, что через официальный Минск проводится все больше серых оружейных сделок. То есть тех, проводить которые "солидным" государствам как бы и неприлично, но очень хочется. А тут "последняя диктатура Европы", какой с нее спрос… К тому же белорусские сделки с оружием традиционно непрозрачны, а всех международных проверяющих в Беларуси имели в виду. В Минске даже американского посла нет, какое уж тут "мнение мирового сообщества".

Пример — всплывший в 2015 г. скандал с поставками советского оружия сирийским повстанцам, воюющим против Башара Асада. Как оказалось, США закупали оружие в Беларуси через болгарских посредников, после чего оно уходило в Сирию. Где в том числе жгло российские танки: речь идет, в частности, о противотанковых системах 9K111 "Фагот" и 9K115 "Метис".

Американские инструкторы даже ездили в Беларусь учиться обращению с этим оружием. Один из них — 41-летний Фрэнсис Норвилло — погиб при этом, из-за чего в итоге вся история всплыла на поверхность. Маленький нюанс: в США действует запрет на торговлю оружием с Минском. Но факт покупки оружия в Беларуси признали в командовании специальных операций США.

Описанный случай — только один, а вообще за последние годы, по данным Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI), по различным "непубличным" контрактам современное оружие из Беларуси расходилось по всей Северной и Центральной Африке, Ближнему Востоку и Средней Азии. Немалые поставки шли и в Латинскую Америку.

"Вполне вероятно, что и нынешние представительные переговоры белорусской делегации в Абу-Даби — часть белорусской теневой торговли оружием и военной техникой. Обратите внимание: на IDEX-2019 есть белорусский павильон, но крупнейшие белорусские торговцы оружием, например BelTech Export, выставляются в павильоне ОАЭ как местные компании. При этом на белорусском павильоне представлена компания BelTechExport. Отличие в одном пробеле в названии и в номенклатуре предлагаемых военных товаров, — сказал в комментарии для "ДС" белорусский военный эксперт Антон Платов. — ОАЭ не случайно называют одной из крупнейших площадок для торговли вооружениями в обход разных санкций и ограничений. Это сделки мимо экспортного контроля и РФ, и США".

Денис ЛАВНИКЕВИЧ

Новини

26 Грудня 2023

До 2030 року виробництво водню зросте лише до 110 млн тонн

УЗ провела 101 аукціон з продажу 76,4 тис тонн брухту 

Для відбудови та розвитку енергосектору України необхідне залучення сталого фінансування

50 млрд євро Україна отримає в будь-якому випадку – Кулеба

В Мінекономіки обговорили майбутнє зеленої металургії

Південнокорейська POSCO перезапустила три доменні печі

Туреччина переглядає антидемпінг на китайські труби з нержавіючої сталі

Японська Sumitomo припинить роботу вугільної ТЕС у рамках декарбонізації

Заводи на Закарпатті скорочують роботу через черги на кордонах

На кордоні з Польщею в чергах стоять понад 3 тисячі вантажівок

Цього року Метінвест розпочав виробництво 25 нових видів продукції

Експерти МВФ очікують подорожчання низки металів

Австралійська залізорудна промисловість шукає шляхи пристосування до зеленого переходу

Грузія посилить санкції за забруднення Чорного моря

Centravis зупинило виробництво продукції

Тайвань з початку року збільшив імпорт металобрухту на 19%

ВСІ НОВИНИ ⇢