Заробитчан посадили на мель: из-за действий властей страна рискует потерять порядка 2 млрд долл

Точка зору

Десятки тысяч украинских моряков, зарабатывающих на иностранных фрахтах, могут оказаться без работы лишь из-за того, что не могут сдать регулярные квалификационные экзамены. Уровню новых украинских тестов не соответствуют даже опытные морские офицеры с многолетним стажем плавания, которым иностранные работодатели доверяют нефтяные танкеры и газовозы.

И дело вовсе не в том, что в стране появилась качественно новая система оценивания: тесты, по утверждению бывалых капитанов, оперируют терминами едва ли не эпохи парусного флота, а инспекторы часто вообще не имеют никакого отношения к мореходству. Эксперты указывают, что нормативы здесь не при чем, а всему виной борьба «морских властей» за передел финансовых потоков в отрасли. В результате этой псевдореформы под угрозой оказалось не только благосостояние тысяч украинских семей, но и поток на миллиарды долларов, который моряки ежегодно завозят в страну, а золотой дождь заробитчанских денег может сократиться на 20%.

Профнепригодны

Согласно действующему законодательству, свою квалификацию украинским морякам необходимо подтверждать раз в 5 лет. Это можно сделать в Одессе, Измаиле, Мариуполе, Херсоне и Киеве, где находятся государственные квалификационные комиссии (ГКК), выдающие рабочие дипломы. При этом также надо предоставить набор сертификатов, соответствующий должности моряка. Процедура сама собой весьма сомнительная, так как международное право такого требования не выдвигает, это исключительно отечественная новация.

«Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (ПДНВ), которая регламентирует процесс аттестации моряков, в нашей системе была искажена, так как по сути для получения рабочего диплома моряку не нужны сертификаты. Они необходимы непосредственно работодателю, как подтверждение квалификации моряка и его навыков работы в определенных условиях. При этом ему совершенно безразлично, где моряк получил эти документы: в Украине или в любой другой стране. Формально он может получить те же сертификаты, например, в Болгарии или Польше, вопрос только в том, примут ли их на ГКК», – пояснил UBR.ua первый заместитель председателя Профсоюза работников морского транспорта Украины Олег Григорюк.

На украинские новации еще полбеды. Дело в том, что с августа прошлого года пройти несложную для бывалых моряков процедуру стало попросту невозможно. Моряков вынуждают для подтверждения квалификации ездить в Одессу, где они выясняют, что профнепригодны. Даже опытные капитаны дальнего плавания с непрерывным стажем проваливают «детские» экзамены. И чтобы поднять образовательный уровень, им рекомендуют пройти обучение в учебно-тренажерном центре. При этом, по словам моряков, несмотря на то, что в стране существует свыше 30 центров, одесская ГКК принимает сертификаты, выданные только «своими» – тремя одесскими центрами.

«Получить квалификацию стало проблемой – формально сертификаты, выданные не в Одессе действительны, и к экзамену допускают, но сдать его практически нереально даже за взятку. Квалификацию можно подтвердить только в случае, если сертификаты выданы в этих трех одесских центрах», – рассказал UBR.ua моряк по имени Сергей. 

Но если в прошлом году стоимость «одесского» сертификата была относительно невысока – 800 грн., то с 1 января стоимость услуг в этих центрах выросла сразу в 5 раз – до 4 тыс. грн., что вызвало возмущение среди моряков. При этом ежегодно морские учебные заведения Украины выпускают порядка 9-10 тыс. курсантов, от которых также требуют сертификаты для получения рабочего диплома. И им практически сразу необходимо выложить круглую сумму, несмотря на только что законченный курс обучения. Таких денег у юных гардемаринов просто нет.

Новая метла

Упавшие на моряков проблемы связывают с реформой управления морской отрасли, затеянной Мининфраструктуры. Инспекцию по дипломированию вывели из подчинения АМПУ и перевели под новый контрольный орган – Морскую администрацию. Она и начала масштабную чистку инспекторов, и с августа позакрывала все филиалы, кроме одесского. Эксперты же объясняют эту политику борьбой за приличные финансовые потоки.

«Украина одна из ведущих морских держав с точки зрения поставки моряков на мировой рынок. Но если Филлипины и прочие страны специализируются на рядовом составе, то Украина предоставляет контингент высококвалифицированных кадров – офицеров и старших офицеров. По разным оценкам, от 100 до 200 тыс. украинских моряков работают на зарубежных фрахтах легально или нелегально. Поэтому выдача документов различными крюинговыми агентствами у нас поставлена на широкую ногу. Это жирный рынок, ведь нужно постоянно оформлять паспорта моряков, подтверждать квалификацию, проходить тренажеры и т.д. В связи с созданием Морской администрации и пытаются под новую структуру переделать все старые схемы, кто будет выдавать документы», – пояснил UBR.ua эксперт общественной компании «Евро-Патруль» Вячеслав Коновалов.

«Морские заробитчане»

Численность «морских заробитчан» известна только примерно, но даже по самым скромным оценкам они ежегодно ввозят в страну около $2 млрд. валютной выручки. От общего объема «заробитчанских» денег, которых НБУ насчитал в прошлом году аж $11 млрд, это составляет до 20%. При этом украинские моряки, как правило, являются высококвалифицированными специалистами. Морские офицеры с таким уровнем, считают эксперты, вполне могут позволить себе легализоваться за рубежом, а не унижаться на родине.

«Из украинских моряков за границей процент офицеров выше, чем матросов, так как наш командный состав котируется больше, чем зарабатывающие $800-1500 матросы и мотористы, у которых есть языковая проблема и зарплата. Зарплата офицеров на малых старых судах может начинаться от $3 тыс., на новых судах – $8-10 тыс. А на газовозах, химовозах, танкерах зарплата капитана $12-15 тыс. и даже выше», – рассказал UBR.ua директор Ассоциации «Украинский морской союз» Игорь Сибрин.

В ответ на запрос UBR.ua в «Инспекции по подготовке и дипломированию моряков» подтвердили, что неодесские филиалы действительно были закрыты «по причине жалоб моряков», неудовлетворенных работой местных инспекторов. Массовые сокращения сотрудников и привели к закрытию местных отделений. При этом в ведомстве уверяют, что уже открыли филиал в Херсоне (но только в формате выездной комиссии), а в течение месяца возобновят работу еще два филиала – в Измаиле и Мариуполе. Но пострадавшие моряки не особо в это верят – ведь представительства закрыты уже полгода, с августа, и особых подвижек в этом вопросе до сих пор нет.

 

Алексей Ермоленко

Новини

30 Грудня 2023

Vestas поставить вітротурбіни на найбільшу у світі наземну ВЕС у США

Кабмін затвердив перелік зобов’язань для отримання допомоги від ЄС на 50 млрд євро 

29 Грудня 2023

Доходи держбюджету у 2023 році перевищили 1,6 трлн

Держстат покращів оцінку падіння ВВП у минулому році

Вартість імпорту чорних металів до Туреччини збільшилась на 8,9%

Загальний імпорт сталі в США за місяць впав на 8,1% 

Тимчасовим коридором перевезли понад 12 млн тонн вантажів – Зеленський

США продовжують квоти на сталь для ЄС

Енергоатом збільшив дохід від продажу електроенергії на 30%

Шмигаль пообіцяв вчасну виплату зарплат

Порти на Дунаї обробляють 120 тисяч тонн вантажів на добу

Марганецький гірничо-збагачувальний комбінат наростив чистий збиток у 1,9 раза

У грудні бензин та дизпаливо подешевшали на 3 гривні

Українська енергосистема працює з резервом потужності

Уряд продовжив заборону на експорт газу та енергетичного вугілля

НБУ пом’якшує обмеження для населення та бізнесу

ВСІ НОВИНИ ⇢