Помидоры вместо стартапов. Как Израиль обхитрил Украину при создании ЗСТ

Точка зору

По заветам Трампа

В свое время президент США Дональд Трамп дал универсальный рецепт повышения внешнеэкономической эффективности для любой страны: заключать соглашения о создании ЗСТ с теми странами, с которыми зафиксирован профицит внешней торговли, и разрывать с теми, с кем торговля дефицитна. Или в крайнем случае пересматривать их.

Так уж сложилось исторически, что у нас как раз все с точностью до наоборот: с теми странами, у которых мы покупаем товаров больше, чем им продаем, у нас подписаны соглашения о ЗСТ, а с теми, где наш экспорт превышает импорт, нет. Долгое время Украина пыталась развивать условия ЗСТ в рамках СНГ, ее активно втягивали в таможенный союз с РФ, при этом динамика торговли с Россией была и остается для Украины глубоко дефицитной, даже после того, как из этих показателей в последние годы удалили поставки природного газа. Дефицитна и наша торговля с ЕС: максимум, что нам удастся в этом направлении, это выйти в ноль.

В то же время у нашей страны традиционно складываются чрезвычайно благоприятные торговые отношения с Индией, но движения по созданию ЗСТ с ней практически нет. Зато Украину активно сватают в "китайские невесты", предлагая подписать торговое соглашение с Китаем на условиях безвиза и пакета кредитов. Удержаться от пекинского соблазна — значит не дать увеличиться нашему отрицательному сальдо торгового баланса на $1,5–2 млрд. Хотя, как показывает практика, обещание кредитов делает свое дело лучше любой экономической аргументации.

Даже свое участие в миротворческой миссии в Ираке Украина не смогла конвертировать в ЗСТ с этой страной, а ведь, учитывая масштабы восстановления в данном ближневосточном регионе, здесь потребуется и металл, и строительные материалы, и оборудование, и зерно, и масло для населения.

То, насколько страна правильно выстраивает систему своих зон свободной торговли, лучше всего характеризует ее международную субъектность. Как правило, страны с пониженным фактором суверенности, попадают в капканы невыгодных для них торгово-экономических зон, где их отжимают, как сырьевую губку. Ну а экономики, ценящие свою субъектность, сами навязывают условия международной торговли более слабым партнерам.

В случае с Израилем Украина имела уникальный шанс найти совершенно иной формат сотрудничества. Для этого необходимо было применить базовые инструменты стратегического планирования, например стандартный SWOT-анализ, выявив сильные и слабые стороны соглашения о ЗСТ, его риски для нас и потенциальные возможности.

Что показал SWOT-анализ

В случае с Израилем Украине не удалось на 100% добиться того формата, который наиболее выгоден для нашей экономики.

Самая сильная сторона Израиля заключается в его глобальных афилированных связях с крупнейшими экономиками мира, а также в наличии высокоразвитого инновационного компонента. Экономический успех Израиля опирается на несколько китов: успешная интеграция в глобальные цепочки добавленной стоимости, один из самых высоких показателей прямых иностранных инвестиций, значительный удельный вес внутренних расходов на медицину, образование и науку, следствием чего является появление "живых" инноваций, а не "парниковых" в виде государственных инновационных центров.

Сильная сторона сотрудничества с такой страной — это возможность включиться в формируемые там цепочки инноваций. Слабая — это небольшой удельный вес нашего торгового оборота в общестрановых показателях. На таких величинах новую точку роста не построить, нужны нестандартные решения.

Среди рисков — угроза попасть в парадигму сырьевого "младшего брата" и экспортера рабочей силы. Среди возможностей — использование особых торговых отношений с Израилем в качестве развития инновационного потенциала украинской экономики.

Следовательно, заключая любые экономические соглашения с Израилем, необходимо находить скрытые точки роста, минимизировать свою сырьевую отсталость и максимизировать любые возможности по наращиванию добавленной стоимости и инновационного потенциала внутреннего продукта.

Соглашение, которое заключила Украина с Израилем, лишь отчасти отвечает заданным требованиям.

Оборот на 1,5%

По итогам января–ноября 2018 г. экспорт Украины в Израиль составил $535 млн, а импорт — $186 млн. Позитивное сальдо для нас составило $349 млн. Но данный торговый оборот чрезвычайно мал в общей структуре: 1,2% от нашего общего экспорта ($43 млрд) и 0,36% от общего импорта ($52 млрд). То есть, даже если работа ЗСТ принесет удвоение торговых показателей, это все равно будет не более 2% от общего международного товарооборота нашей экономики. Это слабая сторона SWOT-анализа.

В пятерку лучших позиций нашего экспорта в Израиль входят зерно ($215 млн), металл ($192 млн) и древесина ($16 млн), то есть чистое сырье. Поставки оборудования составляют лишь $10 млн.

В топе израильского импорта — химическая продукция ($69 млн), пластмассы ($14 млн), оборудование ($22 млн), то есть товары с высоким уровнем добавленной стоимости. Плюс $23 млн — товары в портах, как свидетельство того, что Израиль очень выгодно для себя использует портовые зоны свободной торговли.

Учитывая указанную выше структуру, риск превращения в сырьевой придаток для нашей страны достаточно велик.

Как экспортировать "цифру"

А как же с возможностями и сильными сторонами SWOT-анализа?

Украина экспортирует в Израиль услуг на $147 млн, и они растут на 5% в год, в то время как поставки товаров снижаются. В общем удельном весе экспорт услуг в Израиль составляет 1,7%. Импорт услуг из той страны составил в январе–ноябре 2018 г. $31 млн, то есть положительное сальдо в нашу пользу ($116 млн). Более всего профицитно для нас направление экспорта IT-услуг: сальдо в размере $66 млн и рост на 8% в год. Это и есть наша сильная сторона и наиболее реальная возможность по формированию новой точки роста во взаимных экономических отношениях. Вот только для этого нужен несколько иной пакет экономических соглашений.

Инновационное соглашение, которого пока нет

В соответствии с договоренностями между Украиной и Израилем планируется практически воссоздать торгово-экономическую модель, которая уже действует между нашей страной и ЕС. Это стандартный торговый трафарет, который, к сожалению, в полной мере не учитывает инновационные возможности дальнейшего сотрудничества. В чем он состоит? Как правило, та страна, которая сильнее экономически развита, раскрывает свой рынок более глубоко, чем ее недостаточно развитый партнер. На данный момент ВВП Израиля на душу населения составляет $35–37 тыс. в год, в то время как у нас данный показатель колеблется в пределах $3 тыс., то есть экономические потенциалы двух стран можно оценить как 10 к 1. Предполагается, что Израиль откроет свой рынок на 80%, а Украина на 70%. Казалось бы, преимущество на нашей стороне, но фора в 10% не компенсирует наше экономическое отставание. По большей части промышленных товаров Украина получает беспошлинную торговлю, проблема заключается лишь в том, что у нас их практически нет. Зато по продуктам питания беспошлинная торговля осуществляется лишь в рамках обозначенных квот. В то же время Украина обязалась снизить пошлины на израильские овощи и фрукты. График обнуления пошлин растянут на семь лет. В общем, обычная классика, точно такая же торговая модель заложена в соглашение о ЗСТ между Украиной и ЕС.

Но это все, можно сказать, позапрошлый век торгового взаимодействия. Израиль это в принципе устраивает, он не боится усиления на рынке промышленных товаров со стороны украинских производителей, поэтому и открывает для них зеленый свет, прекрасно понимая, что предложить нам практически нечего. С другой стороны, подпускать нас к чему-то инновационному там тоже не спешат. Намного проще открыть рынок для украинского сырья: завозить дешевое зерно, семечку, металл и уже из всего этого делать свою продукцию машиностроения, пищевой промышленности, фармацевтики и поставлять ее нам же.

Но если заглянуть на несколько лет вперед, Украине нужно получить доступ не так на рынок товаров, как на рынок услуг Израиля и в первую очередь в части развития системы стартапов. Попасть в израильскую экосистему инноваций — это сродни счастливому лотерейному билету, ведь по данным Startup Genome, эта страна занимает второе место в мире по инновационному развитию после Силиконовой долины в США.

Таким образом, с такой страной, как Израиль, совершенно бессмысленно заключать стандартное соглашение о ЗСТ, точнее сказать, оно не принесет сколько-нибудь значимого эффекта. Израилю нужно предложить принципиально иное соглашение о создании особой зоны экономического сотрудничества в секторе услуг и инноваций, полностью освободив от налогов и любых валютных ограничений совместные инновационные проекты и стартапы. Украина обладает колоссальным человеческим капиталом и на сегодняшний день превращается еще и в поставщика "цифрового сырья", пик которого уже пройден и в ближайшие пять–десять лет данное направление ожидает неминуемый спад. В то же время мы практически не используем свой инновационный потенциал для привлечения венчурных инвестиций и создания стартапов, привлекательных для иностранных покупателей. А Израиль в этом плане будет для нас интересен и как мост в Силиконовую долину: американские компании являются основными игроками на тамошнем рынке стартапов.

Кроме того, формирование зоны порто-франко в украинских черноморских портах могло бы создать дополнительный торговый мост со средиземноморскими портами Израиля.

Соглашение о создании ЗСТ может стать хорошей ступенью для перехода наших стран к новому формату сотрудничества. Главное — не воспринимать написанное на бумаге как универсальный ключ, который запустит двигатель отечественной экономики. Как показывает опыт соглашения о создании ЗСТ с ЕС, ни один международный рамочный документ не избавит нас от необходимости искать свою нишу в мировых цепочках добавленной стоимости и вовремя выполнить домашнее задание по созданию качественной экономической среды внутри страны.

Алексей КУЩ

Новини

25 Квітня 2024

Бразилія запроваджує квоти на імпорт 11 видів сталевої продукції

Україна отримає €380 млн на підтримку відновлюваної енергетики

Данія може інвестувати у портову інфраструктуру України

Три чверті роботодавців відчувають дефіцит кадрів

24 Квітня 2024

Байден підписав закон про надання Україні 61 млрд дол підтримки

Україна отримала черговий транш допомоги від ЄС на 1,5 млрд євро

Anglo American зберігає видобуток залізної руди на стабільному рівні

Постачання критично важливих акумуляторних металів задовольняє сьогоднішній попит

Заводи Ostchem виготовили 520 тис тонн мінеральних добрив у I кварталі

Енергетики продовжуватимуть вечірне обмеження постачань для промисловості

Інтерпайп пропонує скоригувати систему бронювання працівників

Канада збільшує видобуток залізної руди

Мініекономіки планує пришвидшити підписання промислового безвізу з ЄС

Канада дозволила компанії Airbus використовувати російський титан

Безпілотники атакували меткомбінат у Ліпецьку, якій постачає сталь для російської оборонки

Рада планує надати переваги працюючому “у білу” бізнесу

ВСІ НОВИНИ ⇢