Какие самые распространенные ошибки допускают стартапы в мире и Украине

Точка зору

Исследовательская компания CB Insights проанализировала провалы сотни стартапов и составила перечень самых частых просчетов. Опрошенные UBR.ua украинские представители стартап-индустрии согласились с выводами отчета «Топ-20 причин, почему стартапы потерпели неудачу». Но на первое место среди главных промахов своих коллег они поставили отличные от CB Insight пункты.

Виктор Компанеец, Deputy CEO Boost Solutions, считает главной причиной неудач украинских стартаперов «Не удалось привлечь финансирование в проект». А на второе место он поставил «Закончились деньги».

Даниил Тонкопий, основатель и CEO Delfast, первым пунктом поставил бы «плохие продажи». И в эту категорию от объединил несколько составляющих. В частности, когда украинские стартапы «не смогли или не начали продавать». То есть, не смогли конвертировать свои идеи в продажи.

«Бывают и другие ошибки, с командой, с маркетингом. Но основная — не научились зарабатывать деньги», — подчеркнул UBR.ua основатель двух успешных стартапов. Сначала Delfast занимался экспресс-доставкой электровелосипедов. А потом запустил собственное производство, проведя успешную краудфандинговую кампанию на Kickstarter.

На вопрос «Почему в Украине слабо развита культура продаж?» Даниил Тонкопий ответил отсылкой в недалекое прошлое. В советское время вообще не было культуры коммерции. «Более того, за занятие бизнесом сажали в тюрьму. Это так и называлось — спекуляция», — напомнил он. Но ведь с развала Советского Союза прошло уже 27 лет.

Руководитель Delfast в качестве иллюстрации рассказал случай в Нью-Йорке пару месяцев назад. Там он встретил таксиста-индуса, который говорил по-английски с таким акцентом, что его невозможно было понять. «Когда я его спросил: «Сколько ты уже в Америке?», он с гордостью ответил: «Твенти ту йиарз!» То есть двадцать два года. И за это время он не удосужился улучшить свое произношение. За 22 года можно новый язык выучить», — убежден Даниил Тонкопий.

Он убежден, что в подобной ситуации находятся и украинские предприниматели, которым пора бы уже научиться продавать. «Это личная ответственность каждого стартапера». Предприниматель и инвестор из Калифорнии Женя Розинский заявил, что «у стартапов заканчиваются деньги» и это самая главная причина краха стартапов. Прежде всего это происходит из-за непонимания рынка.

При выходе в США или Европу украинские стартаперы не понимают местной специфики. У них не получается выстроить правильный маркетинг, нет умения продавать.

К тому же украинские команды не имеют доступа к финансированию. «Сложно «поднимать» деньги, украинский венчурный рынок еще очень слаб, а доступа к западному у них (стартапов — Авт.) — нет», — объяснил Розинский.

По его словам, специфическими проблемами наших начинающих предпринимателей являются упрямство и жадность. «Украинские стартапы не обращаются за помощью к адвайзорам и менторам, им кажется, что они и сами все знают», — объяснил американский инвестор.

Мол, «мужчина никогда не спрашивает, как проехать». Так и стартапы из Украины очень боятся «отдавать» какие-то проценты за advising. «Они забывают, что 50% от миллиона — это намного больше, чем 100% от нуля», — подчеркнул Розинский.

UBR.ua сложил своего рода рейтинг — «Топ-20 причин, почему стартапы потерпели неудачу»

20. Недостаточная поворотливость

Многие стартапы не смогли вовремя изменить свою стратегию после того, как поняли, что разрабатываемый продукт — плохой. Отсутствие прогресса нередко подрывало мотивацию команды. Эта причину признали главной ошибкой в 7% случаев.

19. Выгорание (8%)

Баланс рабочей и личной жизни часто приводил к краху перспективных бизнес-идей. Своевременное перенаправление усилий и ресурсов могло бы решить эту проблему.

18. Не использовались связи (8%)

Зачастую начинающие предприниматели по разным причинам не хотели привлекать сторонних инвесторов. А лучше это делать как можно раньше — сразу же обращаться за помощью к инвесторам.

17. Юридические трудности (8%)

Стартап очень быстро может перейти от простой идеи в мир юридических проблем. Например, несколько перспективных музыкальных стартапов вынуждены были тратить слишком большие ресурсы на взаимодействие с лейблами и юристами. Это привело к их краху.

16. Нет финансирования или интереса инвесторов (8%)

Когда заканчивался первоначальный капитал, многие основатели стартапов сворачивали проект, ссылаясь на отсутствие интереса у инвесторов.

15. Неправильная географическая экспансия (9%)

Эта причина имела несколько аспектов. Первая — должно быть соответствие между концепцией продукта или услуги и рынком запуска. Если стартап успешно развивался в одном городе, это не означает, что его ждет гарантированный успех в других городах. В частности, в удаленном режиме может возникнуть недостаток коммуникации между распределенными командами.

14. Недостаток вдохновения (9%)

Если у самих основателей нет жгучего интереса — страсти — к разрабатываемому продукту, то такое начинание вероятнее всего ждет неудача.

13. Повороты не туда (10%)

Стартапы часто меняют курс — делают «пивот» — но не всегда такие развороты приносят удачу. Нужно тщательно просчитать бизнес-модель, проверить гипотезы, измерить результаты. И только тогда — менять курс.

12. Дисгармония между членами команды/с инвесторами (13%)

Разногласия между основателями стартапов очень часто становилось фатальным для их начинания. Но еще хуже — плохие взаимоотношения с инвесторами.

11. Потеря фокуса (13%)

Отклонения от главного курса, занятие сторонними проектами, решение личных вопросов — все это отдаляло от успеха многие стартапы.

10. Не вовремя (13%)

Если выпустить продукт на рынок слишком рано, у потребителей может сложиться негативное впечатление о нем. И потом «перебить» это устоявшееся мнение будет очень сложно.

9. Игнорирование потребителей (14%)

Это «проверенный» способ для провала. Туннельное — сосредоточенное на чем-то одном — видение вместо сбора отзывов в от клиентов часто приводило к краху стартапов. Легко убедить самого себя, что ты создал крутую вещь. Вместо того, чтобы получить обратную связь от потребителей.

8. Плохой маркетинг (14%)

Одно из самых важных умений в бизнесе — знание своей целевой аудитории, того, как обратить ее внимание и превратить в потенциальных клиентов. Но если основатели стартапа больше любят кодить или разрабатывать продукт вместо его продвижения — жди неудачи.

7. Продукт без бизнес-модели (17%)

Бизнес-модель очень важна для успеха любого предприятия. Ее отсутствие, неумение масштабировать бизнес — серьезные просчеты, которые способны нивелировать даже хорошую идею.

6. Недружественный для клиента продукт (17%)

Если стартаперы игнорирует потребности клиентов — это заканчивается плохо.

5. Ценообразование и затраты (18%)

Ценообразование в стартап-среде сродни «темному искусству» — нужно покрыть затраты и удержать клиентов. Непросто найти баланс, но без этого — никак.

4. Утечки (19%)

Погоня за конкурентами — не самая лучшая стратегия. Но в стартап-индустрии как только чья-то идея привлекает внимание, сразу же могут возникнуть последователи. И игнорирование этого фактора печально заканчивалось для многих начинаний.

3. Неправильная команда (23%)

Если стартап изначально не смог выпустить продукт — или с небольшой сторонней помощью фрилансеров — то лучше и не начинать. Правильная команда с достаточным набором навыков — очень важная составляющая.

2. Закончились деньги (29%)

Деньги и время — конечны, поэтому нуждаются в грамотном планировании. Неправильное распределение этих ресурсов гарантирует провал.

1. Нет рыночной потребности

В 42% случаях основной ошибкой потерпевших неудачу стартапов — придуманный ими продукт никому не был нужен. Начинающие предприниматели часто брались за решение проблем, которые были интересны только им. А надо было работать над удовлетворением потребностей рынка. Иначе стартапы терпят неудачи.

Мыкола Олиярнык

Новини

5 Січня 2024

Maersk поки не відновлюватиме рух суден через Червоне море

У російському Удокані пожежа пошкодила частину мідного заводу

У листопаді США збільшили імпорт слябів майже у 2,5 рази

Туреччина підвищила мита на металопрокат

Минулого року ТЕС ДТЕК виробили 15,2 млрд кВт-год електроенергії

В Україні розгортають мережу когенераційних установок

У фонді декарбонізації планують цього року накопичити 26 млн дол

Ціни на автогаз продовжують знижуватись

Малий та середній бізнес за півтора роки отримав 6,5 млрд грн грантів

Ворог обстріляв ТЕС у східному регіоні

За минулий рік міжнародні резерви України збільшились на 42%

Китай цього року імовірно збільшить виробництво сталі

Транзит російського газу через ГТС України знизився на 28,4%

Держгеонадра провели перші аукціони в 2024 році

Зростання світової економіки уповільнюється і становитиме цьогоріч 2,4%

Економіка України торік продемонструвала незначне відновлення – ООН

ВСІ НОВИНИ ⇢