Подробнее Запомнить город


Неприкасаемая прибыль. Кому выгоден налог на выведенный капитал

размер текста:

Высокопоставленная чиновница Всемирного банка (ВБ) - директор по вопросам Украины, Беларуси и Молдовы - Сату Кахконен на заседании комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Верховной Рады сообщила, что поддерживает скорректированную Министерством финансов версию законопроекта о налоге на выведенный капитал.
Речь идет о предложении Минфина заменить налог на прибыль налогом на выведенный капитал (НнВК) пока только для компаний с объемом доходов до 200 млн грн, то есть для малого и среднего бизнеса. По оценкам ведомства, в случае введения НнВК сразу для всех действующих плательщиков налога на прибыль предприятий с 1 января 2019 г. прямые потери бюджета составят 46,7 млрд грн.

В Минфине считают, что введение на первом этапе нового налога только для малого и среднего бизнеса станет способом сократить бюджетные потери. С таким подходом согласна и Сату Кахконен: "Полную имплементацию законопроекта отложить до того времени, когда будет благоприятная фискальная ситуация".

Стратегическая замена

Петр Порошенко внес в Верховную Раду проект закона о налоге на выведенный капитал 4 июля, сразу в версии с учетом предложений о соответствующих бюджетных компенсациях (законопроект № 8557). В тот же день на встрече с бизнесом президент сказал: "Это честно по отношению к государству, честно по отношению к налогоплательщикам, тем более что при экономическом росте растут и показатели прибыли".

Суть НнВК в том, чтобы прибыль реинвестировалась. Этот налог должен заменить собой налог на прибыль, считают его авторы, поскольку пока деньги обращаются в бизнесе, они создают добавленную стоимость, обеспечивают рабочие места, поступления в бюджет от НДС и НДФЛ, наполняют Пенсионный фонд

Изымать часть прибыли на этом этапе бессмысленно и даже вредно для развития экономики.

По правилам НнВК прибыль, полученная предприятием, не облагается налогом до тех пор, пока она не выплачивается владельцам в виде дивидендов по ставке 15% (даже если выплаты в пользу владельца корпоративных прав не оформлены как дивиденды). Также к операциям по выводу капитала приравниваются выплаты процентов, комиссий по кредитам, страховых платежей, финансовой помощи и бесплатное предоставление товаров, работ, услуг, инвестиции в объекты за пределами Украины и роялти.

Как быть с прибылью 

Идея ввести в Украине вместо налога на прибыль налог на выведенный капитал родилась в президентской администрации еще несколько лет назад, а к июню прошлого года оформилась в законопроект. Приверженцы нововведения указывают, что сегодня только 5% компаний в Украине платят налог на прибыль предприятий, что приводит к низким доходам от этого налога по отношению к ВВП.

Поступления от налога на прибыль в украинский бюджет на 2018 г. предусмотрены в размере 81,8 млрд грн при общем размере доходов 913,6 млрд грн - получается, что данный налог обеспечивает порядка 9%  поступлений в госбюджет (хотя по состоянию на октябрь этот показатель составил 11%). Причем его доля в формировании доходной части бюджета страны еще и снижается в последние годы.

Авторы законопроекта вдохновлялись, в частности, опытом Эстонии, в которой введение НнВК хорошо себя зарекомендовало, реально стимулировав реинвестирование прибыли компаний в бизнес. Они также задались вопросом: "Какими принципами экономической целесообразности возможно пояснить инвестору, что часть вложенного им капитала может становится объектом уплаты налога еще до того, как начинает приносить доходы и прибыль?"

Иначе говоря, бизнесу не нужно платить 20% государству, а можно вложить эти деньги в развитие своей компании

Для иностранных инвесторов это значит, что налоговая ставка станет фиксированной - 15%, тогда как сейчас налоговая нагрузка может достигать 25%.

Тем не менее МВФ выступил категорически против введения НнВК: его представители "настоятельно рекомендовали" администрации президента не вносить соответствующий законопроект на рассмотрение Верховной Рады. В лучших традициях западной realpolitik МВФ "выразил серьезную обеспокоенность" из-за возможных потерь доходов госбюджета Украины.

В свою очередь, во Всемирном банке ранее заявляли, что замена в Украине налога на прибыль налогом на выведенный капитал будет выгодна только "очень ограниченному кругу влиятельных лиц".

Однако Петр Порошенко настаивал на своем варианте налоговой реформы, и в Минфине предложили вариант, с которым согласились международные партнеры

Найденный компромисс

В правительстве подсчитали, что потери доходов бюджета в результате введения НнВК могут быть компенсированы или путем увеличения других налогов, или путем уменьшения государственных расходов. Однако констатировали, что полностью покрыть потери было бы невозможно. В качестве одного из компенсаторов, в частности, обсуждалась легализация игорного бизнеса - это дало бы в бюджет дополнительно 5,7 млрд грн в год, но исправить ситуацию точно не могло.

И тогда решили ввести НнВК на первом этапе только для малого и среднего бизнеса с годовым объемом дохода до 200 млн грн, с использованием компенсатора в виде условной уплаты авансом НнВК в размере 50% от суммы налоговых обязательств по налогу на прибыль за 2018 г. только для этой группы плательщиков

В финансовом ведомстве исходили из того, что в среднем по стране из 264 тыс. плательщиков налога на прибыль всего 1 тыс. обеспечивают 85% всех поступлений по нему.

"На сегодняшний день это является единственным возможным вариантом, который позволит ввести налог с 2019-го для большинства налогоплательщиков и сохранить поддержку со стороны международных партнеров", - заявила и. о. министра финансов Оксана Маркарова.

В этом случае 98% от всего количества юридических лиц перейдут на уплату НнВК и получат преимущества от этого налога.

Плательщиками налога на прибыль после принятия закона останутся примерно 4500 компаний с годовым объемом дохода больше 200 млн грн - то есть те, которые по итогам 2017 г. задекларировали 85% общей суммы налога на прибыль. МВФ, по словам Маркаровой, согласился с такой возможностью, так как большого бюджетного дефицита уже не будет.

Возникает вопрос, а зачем заменять налог на прибыль тем предприятиям, которые, по сути, его и так не платят, показывая нули или убытки?

Ответ прост: во многих случаях прибыль у малого и среднего бизнеса есть, но она уходит в тень посредством многих теневых способов завышения затрат - в том числе через конвертационные центры и закупки фиктивных услуг. Теперь же государство мотивирует такой бизнес играть по-белому: схемы не нужны, поскольку скрывать прибыль не имеет смысла

Конечно,  при выводе средств из бизнеса придется заплатить, но это 15% государству, почти столько же, сколько нужно отдавать "конверту". Для бизнеса разница небольшая, а для госбюджета существенная.

Будет ли рост 

Впрочем, в Минфине считают, что окончательно решить проблему "выпадения" доходов бюджета так не получится - решение фактически переносится на периоды, следующие за 2020 г.

А вот по версии Украинского института будущего, налог на выведенный капитал за первые два года своего действия принесет в бюджет меньше, чем налог на прибыль (в первый год на $23 млрд грн), но, начиная с четвертого года, бюджетные поступления значительно возрастут и превысят потенциальные суммы поступлений от налога на прибыль.

В свою очередь, критики налоговой инициативы в деловом сообществе указывают на то, что предложенная модель лишает налогоплательщиков возможности самим решать, когда платить налог. К тому же все авансовые платежи на несколько лет подряд, то есть не только на 2019-й, будут зависеть от суммы налоговой нагрузки 2018 г., что увеличит риски налоговых споров. 

Вопрос, наверное, на самом деле не в том, насколько плоха или хороша инициатива по введению налога на выведенный капитал. Это вообще тема отдельного большого обсуждения. Вопрос, когда в Украине появится то, что на Западе принято называть термином "налоговая мораль". То есть понимание того, что налоги платить все же нужно. В этом смысле введение НнВК было бы, наверное, хорошим шагом.

Денис ЛАВНИКЕВИЧ

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Дайджест
Объеме украинского экспорта доля России в 2018 г. снизилась до 7,8%, а доля импорта из России в общем объеме импорта только до 14,2%.
Ігор Коломойський та група Приват повертаються у велику гру. Що може змінитися в окремих галузях і компаніях після його приходу.
18.04.19, ubr.ua
Застройщики отказываются от смарт-квартир и переходят на крупногабаритные форматы.
18.04.19, Сегодня
Наша страна должна постепенно приближать пищевое законодательство к европейским нормам.
Норвежский суверенный фонд впредь не будет инвестировать в нефтегазовую отрасль. Новый приоритет — проекты по возобновляемой энергетике.
Кодекс предусматривает процедуру банкротства физического лица.
18.04.19, Сегодня
Проблемы возникают не только с оформлением займов, но и с тем, чтобы вернуть банкам долги.
17.04.19
Украинские компании начали экспортировать газ в ЕС. Первые небольшие поставки энергоресурса осуществлены в Венгрию, а до этого в январе были зафиксированы и продажи в Словакию. Что это — газовая труба-окно в Европу или апогей модели газового рынка?
17.04.19, ubr.ua
Чиновники рассчитывают на приток иностранных инвестиций.
НАК Нафтогаз України отказывается снижать цены для населения, хотя сам об этом просил.
16.04.19
15.04.19
13.04.19
12.04.19
11.04.19
10.04.19


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!