В погоне за 722 долл. Как вернуть заробитчан в украинский АПК

Точка зору

Проблема всей страны

Недавно АПК Украины поставил новый рекорд: товарооборот аграрной и пищевой продукции между Украиной и странами ЕС за восемь месяцев этого года в сравнении с аналогичным периодом 2017 г. вырос на $330 млн, до $5,4 млрд. При этом экспорт украинской продукции АПК на рынки ЕС превысил $3,6 млрд.

Однако поддерживать темпы роста украинской аграрной индустрии становится все сложнее. По всей стране главной проблемой для реального сектора становится нехватка рабочих рук, связанная с оттоком за рубеж трудоспособного населения.

В отчете Нацбанка за август 2018 г. говорится: "Один из основных рисков – продолжение оттока рабочей силы из Украины. Это будет высокими темпами повышать диспропорции между спросом и предложением на рынке труда". По мнению экспертов НБУ, трудовая миграция препятствует росту темпов производства, главным образом, в строительстве, промышленности, сельском хозяйстве, транспорте и связи.

Действительно не только в Польше, но и в других странах чаще всего наши заробитчане задействованы в строительстве, аграрном секторе (14%), промышленности, торговле и на транспорте. При этом около 3 млн украинцев постоянно работают за границей и до 9 млн задействованы в сезон­ных работах за рубежом, такую информацию дает Минсоц­политики.

По данным ООН, 74% мигрантов в мире – люди трудоспособного возраста, то есть от 20 до 64 лет. В 2017 г. украинских мигрантов этой возрастной категории было 73,3% от общего количества. То есть Украину покидают люди, которые могли бы делать взносы в госбюджет в виде налогов, содержать пенсионеров и создавать ВВП. Европейские страны всячески упрощают доступ на свои рынки для украинских работников – им выгоден труд заробитчан.

На заработок за рубеж едут сегодня именно те люди, которые востребованы в промышленности и сельском хозяйстве, то есть с профессионально-техническим образованием. По данным опросов, только 16,4% мигрантов имеют полное высшее образование. Еще у 17% – базовое или неполное высшее. А подавляющее количество мигрантов – 64% – люди с профессионально-техническим образованием.
Отток кадров сегодня является самой главной проблемой для каждого третьего работодателя в Украине. По словам первого замминистра социальной политики Ольги Крентовской, через несколько лет дефицит кадров в Украине будет уже угрожать экономической безопасности государства.

Кадровый удар по агропрому

По всем наблюдениям, с мая по октябрь (теплое время года) число мигрантов традиционно вырастает многократно. Едут за границу на сезонные подработки: сбор ягод, грибов, овощей, фруктов (сельхозработы), гостинично-ресторанный бизнес, сфера обслуживания, строительство. Проблема в том, что в украинском агропроме занятость во многом также сезонная, то есть нехватка рабочих рук становится критической именно тогда, когда приходит время собирать урожай.

"Еще один кризисный момент – нехватка животноводов, прежде всего зоотехников и ветеринаров. Многие студенты, которые заканчивают обучаться по этим специальностям, предпочитают пойти работать ветеринаром в городскую зооклинику, но не возвращаться в деревню – там у них нет перспектив роста, возможностей для развития", – объяснила в комментарии для "ДС" директор по управлению персоналом компании Ukr­Land­Farming Наталья Романенко.

Поэтому сегодня в животноводстве в основном работают мужчины и женщины, средний возраст которых 45-50 лет. И в ближайшее время привлечь молодежь в эту отрасль будет довольно сложно.

С другой стороны, саму проблему трудовой миграции в агросекторе оценить непросто. "Нет статистики по специальностям, никто не фиксирует, сколько уехало конкретно трактористов и сколько – комбайнеров. Но это реально те категории персонала, по которым резко выросла нехватка людей, – говорит Наталья Романенко. – Произошло это сразу после введения безвиза. Связь тут прямая: открылась граница – и сразу стало не хватать водителей, трактористов, механизаторов. Многие водители грузовиков уехали работать за рубеж дальнобойщиками. Там им платят 65 евро в день, а в Украине зарплата в три раза ниже".

Сейчас UkrLandFarming, чтобы решить проблему нехватки специалистов, проводит политику найма сотрудников из разных регионов. Например, когда недавно была нехватка людей в Ровно, пригласили из других областей. Такая внутренняя миграция позволяет частично решить проблему нехватки рабочих рук.

"Но все же это проблема глобальная, и ни в одном из холдингов, включая наш, она не решена. Мы учим молодых парней, присваиваем им категории и таким образом закрываем часть вакансий, – говорит директор по управлению персоналом компании UkrLand­Far­ming. – Но опять же это в перспективе трех-четырех месяцев. Также мы начали сотрудничать с колледжами, готовящими, например, трактористов. Там парни еще не закончили колледж, а мы их уже берем на работу, оформляем согласно трудовому законодательству. Именно таким образом, через сотрудничество с учебными заведениями, мы и закрываем какие-то вакансии. Но проблема стоит остро, она все равно не решена".

"Мы у себя в университете готовим специалистов по всему спектру аграрных специальностей. И абсолютно все наши выпускники востребованы. Сегодня просто бум по специальности "Агрономия". Большие агрохолдинги забирают наших студентов уже со второго-третьего курса, так как агрономы на вес золота, – рассказала "ДС" начальник учебного отдела Национального университета биоресурсов и природопользования Украины (Киев) Оксана Зазимко. – Среди других очень востребованных специальностей: "Садово-парковое хозяйство", "Лесное хозяйство", "Производство и переработка продукции животноводства". Также у нас уникальные кафедры пчеловодства и коневодства, и выпускники по этим специальностям также очень востребованы, они моментально трудоустраиваются. И, наконец, на ветеринарную медицину у нас очень большой конкурс: мы набираем 250 человек, и мест очень сильно не хватает. То есть молодежь готова изучать аграрные науки, интересуется ими. Хотя, конечно, действительно многие, особенно ветеринарные врачи, не готовы ехать в деревню, хотели бы работать в городе".

Решать проблему на уровне государства

Государство в этой сфере могло бы сделать многое. Например, через перераспределение выпускников школ и вузов. По мнению экспертов, если бы по агротехническим специальностям была бы большая квота на бюджетное обучение, это изменило бы ситуацию – проще было бы привлекать сельскую молодежь, а также тех, кто не поступил в институты.

"Но все же самая глобальная задача – это создание условий в селе. Почему дети не выбирают аграрные профессии? Потому что они не могут вернуться в село, им некуда возвращаться, – считает Наталья Романенко. – Нам нужна была бы такая программа, как в Польше, они на нее получили грант от Евросоюза. Это программа развития сельской инфраструктуры. Там молодежь, которая хочет учиться аграрному делу, включают в сельскую жизнь через малое фермерство".

Если бы в Украине государство нашло способ поддерживать, развивать сельские сообщества, сельскую инфраструктуру, тогда можно было бы рассчитывать, что молодежь останется в селе. И будет выбирать именно те профессии, которые там нужны. Тем более что сегодня объединенные территориальные общины уже создают лучшие условия – и молодежь там остается. Но этого недостаточно, так как Украина большая. И то, что частные агрохолдинги вкладывают в инфраструктуру села, этого тоже недостаточно, чтобы молодежь выбирала карьеру в сельском хозяйстве.

Напоследок – позитивное. Украинцы готовы возвращаться домой. Исследование польской компании Personnel Service показало, что только 11% украинцев, работающих в Польше, хотят остаться в этой стране.

А по данным Государственной службы занятости Украины, две трети мигрантов едут на работу по трудовым контрактам длительностью до шести месяцев. Треть – от шести месяцев до одного года, лишь менее 1% – больше года.

Отсюда можно сделать вывод: украинские заробитчане в большинстве своем все-таки не собираются навсегда порывать с родиной. В противном случае они не переводили бы заработанное в Украину, а тратили, чтобы обосноваться на новом месте. Но большинство так не делает, а значит, готово вернуться. И не уезжать более, если на родине будет создана возможность зарабатывать хотя бы приблизительно столько же. А сколько именно? По данным НБУ, средний заработок украинского мигранта – $722 в месяц. При этом значительную часть заработанного съедает жизнь в другой стране, траты на поездки и т. п. А значит, люди бы просто не ехали на заработки, не отрывались от семей, если бы на родине могли своим трудом зарабатывать $400-500 в месяц. Кстати, по расчетам Мининфраструктуры, для остановки трудовой миграции средняя зарплата в Украине должна достичь 15 тыс. грн. Вопрос теперь в том, когда в АПК Украины будут такие заработки.

Денис ЛАВНИКЕВИЧ

Новини

19 Квітня 2024

Україна отримала від Німеччини енергообладнання на понад 800 тис євро

18 Квітня 2024

Укренерго поки що не планує обмежень енергопостачання для населення

Уряд Австралії надає великий кредит заводу з переробки високочистого глинозему

Споживання сталі у Польщі за підсумками 2023 року скоротилось на 11% 

Українська промисловість здатна забезпечити локалізацію локомотива на рівні 55%

Україна потребує альтернативних джерел енергії

В Україні зростає попит на електромобілі

BHP Billiton знизила видобуток залізної руди

Італійська Danieli збудує в Лівії завод з відновлення заліза

Байден запропонував підвищити мита на китайський імпорт сталі

Rio Tinto планує виробляти мільйон тонн міді у 2030 році

Vale збільшила видобуток руди 

Влада має вивести Україну з-під дії європейського екоподатку

УЗ продовжила заборону на перевезення до порту Чорноморськ

Екологічні фонди ЄС втрачають мільярди через зниження цін на вуглець

У березні експорт феросплавів впав до рекордного мінімуму

ВСІ НОВИНИ ⇢