Железнодорожные схемы: что мешает Укрзализныце побороть коррупцию

Точка зору

В "Укрзализныце", одной из крупнейших государственных компаний, все еще остаются условия для коррупции. В 2017 году во многом из-за обвинений в неэффективном управлении пост председателя правления УЗ покинул Войцех Балчун. Вместо него Кабмин назначил исполняющим обязанности Евгения Кравцова. Но, несмотря на смену руководства, правоохранительные органы по-прежнему выявляют и расследуют дела, связанные с возможными правонарушениями при закупках в УЗ. В ситуации разбиралось РБК-Украина.

НАБУ пишет

Как стало известно РБК-Украина, в мае этого года директор Национального антикоррупционного бюро Артем Сытник направил на имя премьер-министра Владимира Гройсмана письмо, в котором указал, что в закупках "Укрзализныци" сохраняются существенные коррупционные риски. Копия письма имеется в распоряжении редакции.

В НАБУ указывают, что эти риски проявляются в виде предоставления преимущества отдельным компаниям при заключении договоров на закупку товаров или услуг за деньги УЗ. При этом закупки часто осуществляются по ценам, которые существенно выше рыночных. В итоге, по мнению правоохранителей, эти "коррупционные проявления" негативно влияют на финансовые результаты УЗ.

По подсчетам НАБУ, в тендерах на общую сумму более одного миллиарда гривен есть дискриминационное требование о том, что технические условия продукции участников торгов должны быть согласованы с УЗ. По мнению бюро, требование УЗ предоставить документы, согласованные с самой "Укрзализныцей", по сути, являются завуалированной формой разрешения УЗ принимать участие в торгах.

В НАБУ приводят и другие примеры. В частности, речь идет о закупках рельсового крепления. Так, в течение 2014-2017 годов "Укрзализныця" закупала эту продукцию только у "Корпорации КРТ", бенефициарами которой являются народные депутаты Богдан и Ярослав Дубневичи. Хотя такие крепления производят несколько фирм как в Украине, так и, к примеру, в Беларуси, Польше, Германии и Великобритании.

В бюро также обращают внимание на закупку реек и крестовин, которые выпускает в Украине только Днепропетровский стрелочный завод. Но в УЗ, вместо того, чтобы приобретать продукцию непосредственно у производителя, покупали ее у посредников, которые "реализовывают такую продукцию с существенной наценкой, что приводит к растрате средств УЗ", отмечается в письме.

Вызывает вопросы у НАБУ и закупка кабельно-проводниковой продукции. По мнению НАБУ, такие товары "Укрзализныце" потенциально могут поставить три украинских производителя – "Одесакабель", "Южкабель" и "Азовкабель". Но в 2016-2017 годах УЗ запрашивала цены для формирования ожидаемой стоимости и закупала продукцию не у этих производителей, а у посредников, которые продают эти же товары с большой наценкой. В НАБУ пришли к выводу, что и в этом случае была существенная растрата средств УЗ.

В "Укрзализныце" и НАБУ не ответили на запросы РБК-Украина. Но в недавнем интервью РБК-Украина Евгений Кравцов подтвердил существование письма НАБУ к Кабмину. "Я знаю о существовании этого письма. По этому поводу у меня были встречи и с НАБУ, и с другими правоохранительными органами. Более того, по результатам некоторых из них я дал распоряжение остановить и откорректировать проведение тендеров для того, чтобы улучшить условия конкуренции", – говорил тогда руководитель УЗ.

Евгений Кравцов также согласился с тем, что, с одной стороны, наличие согласованных с УЗ технических условий является ограничительным механизмом для участия ряда поставщиков. "Но, с другой стороны, когда я спрашиваю наших специалистов о необходимости согласовывать техусловия, они мне поясняют, что это нужно для безопасности движения и контроля качества принимаемой продукции, – сказал он. – Поэтому нам необходимо контролировать условия производства запчастей для железной дороги или других подобных товаров, их технические и качественные характеристики. Сейчас для этого используются технические условия, которые проходят согласование с УЗ".

Коррупция остается

О том, что в УЗ остаются возможности для коррупции, говорят и эксперты, опрошенные РБК-Украина. Глава общественной организации "Всеукраинский центр реформ транспортной инфраструктуры" Владимир Наумов считает, что в УЗ нет заметных сдвигов в борьбе с коррупцией.

"За последние два года никто из тех, кого задерживали на взятках или кому предъявляли подозрение в совершении коррупционных правонарушений, не был привлечен к ответственности по решению суда. На сегодня так никто из руководства УЗ не был привлечен ни к какой ответственности за коррупцию в компании. Думаю, что это из-за того, что из высоких кабинетов не поступало команды заниматься борьбой с коррупцией в УЗ. Поэтому реальных изменений в этом вопросе нет, – рассказывает Владимир Наумов. – Мало того, в УЗ принята антикоррупционная программа, которая фактически не выполняется".

Владимир Наумов не одинок в своей оценке ситуации вокруг железнодорожного монополиста. По мнению главы совета Федерации металлургов Украины Сергея Беленького, уровень коррупции в УЗ остается достаточно высоким.

"Мы очень обеспокоены этим обстоятельством, поскольку рассчитываем на то, что те немалые средства, которые предприятия горно-металлургического комплекса платят за услуги УЗ, должны расходоваться эффективно, а не разворовываться, – говорит он. – Существующая в УЗ система закупок призвана бороться с коррупцией, но по факту она скорее мешает проведению тендеров в разумные сроки, так как сейчас абсолютно не проблема любому недобросовестному участнику заблокировать тендер".

Беленький считает, что руководство УЗ "пытается минимизировать коррупционные риски, но, к сожалению, пока не всегда получается". "На более низком уровне ситуация особо не изменилась", – полагает он.

Руководитель проектов волонтерской инициативы "Zалізниця без корупції" (занимается мониторингом тендеров УЗ) Владимир Даценко считает, что ситуация с коррупцией в УЗ ухудшается.

"В 2016 году был определенный адаптационный период, когда коррупционеры искали пути обхода новых правил закупок, а также было непонятно потребует ли руководство государства от УЗ качественных изменений или нет. В 2017 году, скорее всего, все контакты были налажены. С того периода системность коррупции остается неизменной, – рассказывает он. – Рынок закупок освоен компаниями, созданными в 2016-2017 годах, которые записаны на подставных лиц и которые физически почти невозможно найти".

Кроме того, по словам Владимира Даценко, даже после открытия уголовных производств коррупционные схемы закупок продолжают работать.

"Это, скорее всего, говорит о наличии определенных гарантий неприкосновенности. Показательно дело закупки оборудования для грузовых вагонов, которую разоблачила СБУ в январе этого года. СБУ заявила, что нашла подпольную базу производства кустовым способом деталей, которые в течение года были реализованы на железную дорогу на сумму 400 миллионов гривен через фиктивные фирмы. Проходит определенное время, и дело откровенно становится на тормоза – ни обвинений, ни подозрений Генпрокуратура как орган следствия не выдвигает", – рассказал собеседник.

Учитывая, что доходы УЗ растут вместе с повышением тарифов, то, по мнению Владимира Даценко, общий объем коррупционных потерь увеличивается пропорционально этому показателю. "При этом 2018 год ничем не отличается от предыдущего. К примеру, есть фирма без офиса и фиктивными учредителями "Сота Украина", которая получает в этом году примерно по сто миллионов гривен от УЗ по выигранным тендерам на поставку металлопродукции", – отмечает он.

По данным "Zалізниця без корупції", в течение января-июня 2018 года компания "Сота Украина" получила от УЗ 464 млн гривен за поставленную продукцию. При этом, по данным активистов, у фирмы фиктивный адрес регистрации и фиктивные собственники. 

"Также продолжает работать схема на закупках стрелочных переводов через фирму-прокладку "Крендлз", хотя и Владимир Омелян, и Евгений Кравцов обещали, что будут закупать эти товары напрямую, а не с наценкой 35-40%, – говорит Владимир Даценко. – Продолжают работать такие же фиктивные поставщики оборудования грузовых вагонов "Стар Пак Груп" и "Рокадатрейд", которые пришли на смену уличенным СБУ "УМТ" и "Технорейлгруп". Поэтому качественно ничего не изменилось".

По подсчетам "Zалізниця без корупції", компания "Крендлз" в течение января-июня 2018 года получила от УЗ 413 млн грн.

РБК-Украина не удалось связаться с "Крендлз" и "Стар Пак Груп", в "Сота Украина" отказались от комментариев, в "Корпорации КРТ" не ответили на запрос издания. Вместе с тем, директор "Рокадатрейд" Александр Костюк в комментарии РБК-Украина категорически опровергает утверждение о том, что его компания является фиктивным поставщиком.

"Информация, изложенная на интернет-ресурсах, не соответствует действительности. Компания "Рокадатрейд" добросовестно исполняет взятые на себя обязательства по заключенным договорам, со всеми контрагентами без исключений. Предприятие не является фиктивным, – говорит он. – Нами неоднократно размещались опровержения на компрометирующие нас статьи. И эти опровержения можно увидеть на нашем корпоративном сайте, как и другую информацию о деятельности нашего предприятия".

Помочь бороться с коррупцией в УЗ могло бы создание в структуре компании независимого органа – compliance office, который отслеживает коррупционные риски. О создании такого подразделения Евгений Кравцов говорил в своем другом интервью РБК-Украина сразу после назначения на должность и.о. председателя правления УЗ.

"Я вижу в приоритете создание такой системы предупреждения коррупционных рисков в кратчайшие сроки, – рассказывал он тогда. – Если, например, в процедуре закупок существует возможность злоупотреблений, то сколько бы мы негодяев не ловили за руку, что они кому-то подыгрывают на тендерах, то все равно такие будут, поскольку есть брешь в системе. Чтобы борьба с коррупцией дала эффект в долгосрочной перспективе, эти бреши необходимо исключить".

Но, по словам Владимира Даценко, в компании все еще нет органа по противодействию коррупции, хотя его внедрение было одним из первых обещаний нового руководителя УЗ.

Дмитрий Уляницкий

Новини

19 Квітня 2024

ДТЕК попереджає про можливі відключення світла у Києві

Відвантаження довгого прокату за кордон зросли на 13,4%

EDF постачатиме зелену енергію для французького заводу з виробництва DRI

Асоціація портів України звернулась до уряду щодо ситуації на Дунаї

Ворог пошкодив припортову інфраструктуру на Одещині

Сім країн у світі виробляють всю свою енергію з відновлюваних джерел

Pilbara Minerals відзначає збільшення цін на літій

Nippon Steel намагається розвіяти побоювання з приводу придбання US Steel

Каметсталь освоює виплавку заготовки підвищеної якості

Виробництво в будівельному секторі ЄС зросло на 1,8% 

США виділило $28 млн на розробку технологій очищення чавуну та сталі

Україна отримає від ЄІБ 560 млн євро на відновлення енергетики та житла

Китай у березні збільшив видобуток руди на 14,5% 

УЗ планує відремонтувати майже 1200 кілометрів колій

Зміна клімату призведе до значних економічних втрат у майже всіх країнах світу

Німецький виробник дронів відкриє завод в Україні

ВСІ НОВИНИ ⇢