Как получить выгоду из мусора

Точка зору

Наибольшие объемы отходов – это шлаки металлургических предприятий и золошлаковые материалы, образующиеся в результате сжигания угля на электростанциях (около 6 млн т ежегодно).

Проблема накапливалась десятилетиями – еще с советских времен. Возможность переработки отходов даже не рассматривалась всерьез, отходы просто складировали, не задумываясь о последствиях для окружающей среды.

Сегодня, с развитием технологий и большим вниманием к охране окружающей среды, бизнес и ученые начинают уделять вопросу больше внимания. Свои идеи, как превратить этот бесполезный отход в полезные материалы, они представили на конференции Waste Management 2018, состоявшейся на этой неделе в Киеве.

Удобрения из отходов металлургии

Отходы металлургического производства могут… способствовать росту урожая сельскохозяйственных культур. На предприятии АрселорМиттал Кривой Рог уже осваивают технологию выпуска мелиоранта (аналога удобрения) из сталеплавильного шлака.

"Ежегодно на нашем предприятии образуется около 800 тыс. тонн сталеплавильных шлаков. Когда мы предложили перерабатывать его в мелиорант – то получили в ответ много критики. Никто не верил в то, что это можно сделать. Но мы изучили опыт Германии, Бельгии, Франции – там это работает с 70-х годов прошлого века, достаточно успешно", – рассказал Михаил Мостицкий, инженер по управлению отходами АрселорМиттал Кривой Рог.

На предприятии самостоятельно провели все необходимые исследования и выявили, что применение такого мелиоранта способно повысить урожайность отдельных культур до 2-3 раз! Первая партия в 200 тыс. т продукта уже ушла фермерам.

Пользу фермерам могут принести и другие отходы металлургов. Так, компания "Украинские минеральные удобрения" планирует наладить производство удобрений из сульфата аммония, который является побочным продуктом коксохимического производства.

"Мы инвестируем порядка 10 млн долларов в постройку цеха по гранулированию сульфата аммония в Кривом Роге. В 2019 г состоится запуск этого производства", – отметил Алексей Афанасьев, генеральный директор компании "Украинские минеральные удобрения".

Дешевые дороги из шлака

Во всем мире промышленные отходы также помогают в строительстве надежных и недорогих дорог. С использованием шлака, образуемого на металлургических предприятиях или электростанций строят многокилометровые современные хайвэи, и даже трасса для всемирно известных автогонок NASCAR построена из этих отходов.

"В мире 23% всех золошлаков используются в строительстве дорог. Потому что это дешевый и надежный материал. В Украине, где дороги оставляют желать лучшего, – 0%. Мы только начинаем движение в этом направлении, причем инициативу пока проявляет только бизнес", – рассказала Ирина Вербицкая, менеджер направления Экология компании ДТЭК.

Так, ДТЭК уже провел исследования совместно с ведущими научными учреждениями Украины, которые подтвердили необходимые свойства шлаков, и разработали проектно-сметную документацию на строительство первого "пробного" участка дороги из шлаков.

В АрселорМиттал Кривой Рог также сделали тестовый участок бетонной дороги с применением шлаков – пока на территории своего предприятия. Сейчас его испытывают на прочность, в том числе, перевозя на нем грузы БелАЗами и КрАЗами.

Помимо дорог, шлаки также применяются в строительстве – и в Украине уже возводятся здания с применением этого материала. Также отходы тестируют в качестве заменителя щебня для насыпей, которые делаются при прокладке железнодорожных путей.

Нужна помощь государства

Вместе с тем, процент утилизации шлаков и золошлаков в Украине еще крайне мал. Если в Европе он превышает 90%, то у нас – пока лишь от 1,5% до 40% в зависимости от предприятия. Почему так? В компаниях говорят – из-за нехватки внимания власти к этому вопросу.

"Нет обязательных законодательных документов и стимулов на применение зол предприятиями строительства и строительных материалов, цементной промышленности и других отраслей. Без этого сложно рассчитывать, что мы достигнем европейского уровня утилизации отходов в скором времени", – говорит Вербицкая.

В свою очередь, Кристиан Ерыгин, коммерческий директор компании UMG Resource привел пример Японии, где 90% шлаков утилизируется в рамах специальной государственной программы зеленых закупок. В 2004 году там приняли закон, стимулирующий строителей использовать, в первую очередь, отходы.

"В мире одновременно и экономят, и уменьшают влияние на окружающую среду. Почему мы так не можем? – спрашивает он. – Мы не раз обращались в государственные органы с письмами, однако пока мы видим их участие только на уровне заявлений".

Еще одна проблема, которую предстоит побороть, по мнению Михаила Мостицкого – слабое знание и недоверие к промотходам как к сырью. Здесь тоже, по мнению экспертов, участие государства могло бы заключаться в поддержке просветительской программы.

Денис ЛАВНИКЕВИЧ

Новини

15 Квітня 2024

ЄС має надати Україні обладнання для децентралізації генерації електроенергії

Україна збільшила експорт ЗРС у 2,5 раза

Voestalpine зробив першу у світі катанку із зеленої сталі

Герус обіцяє, що тариф на е/е піднімуть не до ринкового рівня

З початку війни в Україні релокувалися майже 19 тис компаній

Усі шість блоків ЗАЕС переведені в холодний зупин

Українські підприємства наростили експорт брухту чорних металів на 52,2%

Українські підприємці отримали понад 27 млрд грн доступних кредитів

Україна у березні експортувала 92 тис тонн чавуну

Імпорт залізної руди в Китай зріс на 5,5%

Thyssenkrupp Steel планує скоротити виробництво на заводі в Дуйсбурзі

Укргідроенерго отримало кошти на захист ГЕС

Україна скоротила експорт феросплавів

Україна наростила імпорт міді на 47%

Металурги у березні скоротили експорт чавуну на 27,6%

В Україні створять перше виробництво водню та аміаку з ВДЕ

ВСІ НОВИНИ ⇢